Фау-1


13 июня 1944 года по Лондону был выпущен первый самолёт-снаряд

Начиная с 1942 года станция Пенемюнде-Запад осуществляла
разработку системы оружия дальнего действия под названием Fieseler
Fi-103,
которой позднее было присвоено наименование самолет-снаряд Фау-1 (от немецкого
названия буквы «V», с которой начиналось слово «Vergeltungswaffe», означавшее «оружие
возмездия»).
Самолет-снаряд Фау-1 был в техническом отношении точной копией морской торпеды.
После пуска такого снаряда он летел с помощью автопилота по заданному курсу и на
заранее определённой высоте. Стабилизация по курсу и тангажу осуществляелась на
базе показаний трёхстепенного гироскопа, которые суммировались по тангажу с
показаниями барометрического датчика высоты, а по курсу и тангажу со значениями
соответствующих угловых скоростей, измеряемых двумя двухстепенными гироскопами (для
демпфирования колебаний снаряда вокруг собственного центра масс). Наведение на
цель выполнялось перед стартом по магнитному компасу, который входил в состав
системы управления. В полете курс корректировался по этому прибору: если курс
снаряда отклонялся от заданного по компасу, электромагнитный механизм коррекции
воздействавал на рамку тангажа главного гироскопа, что заставляло его
прецессировать по курсу в направлении уменьшения рассогласования с курсом по
компасу, а система стабилизации уже приводила и сам снаряд к этому курсу.
Управление по крену вообще отсутствовало, но благодаря своей аэродинамике снаряд
был достаточно устойчив вокруг продольной оси.
За боевой головкой располагался топливный бак с 80-октановым бензином. Затем шли
два оплетенных проволокой сферических стальных баллона сжатого воздуха для
обеспечения работы рулей и других механизмов. Фюзеляж Фау-1 представлял собой
веретенообразное тело вращения длиной 6,58 метра и максимальным диаметром 0,823
метра. В носовой части фюзеляжа помещалась боевая головка с 1000 килограммами
взрывчатого вещества. Фюзеляж был выполнен в основном из тонколистовой стали,
соединение листов сваркой, крылья выполнены аналогичным образом, либо из фанеры.
Фау-1 был спроектирован по обычной аэродинамической схеме.

Фау-1 имел крыло постоянной хорды в 1 метр с размахом в 5,4 метра и с профилем
толщиной около 14%. Хвостовая часть была занята упрощенным автопилотом, который
удерживал самолет-снаряд на прямом курсе и на заданной высоте.
Самой интересной деталью был установленный в задней части фюзеляжа пульсирующий
воздушно-реактивный двигатель. Такой двигатель изобрёл отставной русский офицер
Николай Афанасьевич Телешов. В 1864 году он разработал проект самолёта Дельта с
треугольным крылом. Движителем же этого самолёта должен был стать пульсирующий
воздушно-реактивный двигатель, который сам изобретатель назвал теплородным
духомётом.
Конструктивно такой двигатель представляет собой цилиндрическую камеру сгорания
с длинным цилиндрическим соплом меньшего диаметра. Передняя часть камеры
соединена со входным диффузором, через который воздух поступает в камеру. Между
диффузором и камерой сгорания установлен воздушный клапан, работающий под
воздействием разницы давлений в камере и на выходе диффузора: когда давление в
диффузоре превышает давление в камере клапан открывается и пропускает воздух в
камеру. При сгорании смеси клапаны на входе автоматически закрываются, и
давление в камере повышается. Газы под давлением с большой скоростью вытекают из
сопла, создавая силу тяги. К концу процесса истечения давление в камере сгорания
падает ниже атмосферного, клапаны автоматически открываются и в камеру поступает
свежий воздух, впрыскивается топливо; цикл работы двигателя повторяется.

Пилотируемый вариант
Fi-103R должен был применяться против армад бомбардировщиков союзников. Кабина пилота находилась в задней части фюзеляжа, перед диффузором двигателя. Пилот должен был направлять самолет на цель и затем выбрасываться с парашютом. К 1944 году было построено 175 экземпляров.
Первый пульсирующий двигатель, воплощённый в металле, был создан в России в 1908
году русским инженером Владимиром Караводиным. Двигатель же, установленный на
Фау-1, был разработан в 1938 году инженером фирмы Argus-Werke Паулем Шмидтом,
которому армейское управление вооружений в течение некоторого времени оказывало
финансовую помощь. Расход топлива в двигателе Шидта составлял 2,35 литра на
километр. Бак вмещал около 570 литров бензина.
Пульсирующий двигатель имеет очень малую стартовую тягу, и, чтобы он начал
развивать мощность, необходимую для горизонтального полёта Фау-1, аппарату
требовался предварительный разгон до 240-километровой скорости. Для этого
использовалась наклонная пусковая установка с трубой, имеющей продольный паз.
Поршень, двигающийся в этой трубе, был снабжен выступом, которым он сцеплялся с
самолетом-снарядом при разгоне. Этот поршень приводился в движение за счет газов,
образующихся при распаде перекиси водорода. Как только пульсирующий
воздушно-реактивный двигатель начинал работать, скорость самолета-снаряда
возрастала до 580 километров в час.
На Фау-1 имелся часовой механизм, который отсчитывал пройденное расстояние с
точностью до 6 км. Когда этот механизм отсчитывал нужную цифру, самолёт-снаряд пикировал вниз.
Производство ракеты начато в конце 1942 года, на острове Узедом (расположенном в
Балтийском море, напротив устья реки Одер). Во время Второй мировой войны на
острове был концлагерь, рабочая сила заключенных которого и была использована на
предприятиях по производству Фау-1.
Боевое развёртывание ракет началось в 1943 году, с подготовки нескольких
стартовых позиций во Франции. 13 июня 1944 состоялось первое боевое применение
Фау-1, удар нанесён по Лондону. До 29 марта 1945 года 7547 Фау-1 были выпущены
по Англии. 2419 достигли из них Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и
17 981 ранеными, 1847 были уничтожены истребителями, 1866 сбиты зенитной
артиллерией, 232 разбились об аэростаты заграждения и 12 сбиты артиллерией
кораблей Королевского ВМФ.

После того, как союзники, высадившись на континент, захватили или разбомбили
большую часть наземных установок, направленных на Лондон, немцы начали обстрел
стратегически важных пунктов в Бельгии (в первую очередь порт Антверпена, Льеж),
несколько снарядов были выпущены по Парижу.
Фау-1 была достаточно эффективным оружием. Она была дешевой и простой, могла
производиться и запускаться массово, не требовала обученных пилотов и в целом,
даже с учетом значительных потерь самолётов-снарядов от противодействия англичан,
наносимый ракетами ущерб был больше затрат на производство самих ракет.
В качестве трофеев несколько ракет достались Советскому Союзу при занятии
территории испытательного полигона недалеко от города Близна в Польше. Советскими инженерами в итоге была создана копия ракеты Фау-1, названная 10Х.
Первые их испытания начались 20 марта 1945 года на испытательном полигоне в
районе Ташкента. При разработке чертежей на автопилот АП-4 для самолета-снаряда
10Х в целях скорейшего освоения его в массовом производстве ОКБ-1 главного
конструктора В. М. Соркина сделало упор на применении гироскопических узлов
серийных советских приборов. В 1948 году после проведения летных испытаний на
самолётах Пе-8 и Ер-2 самолёт-снаряд был рекомендован для принятия на вооружение
ВВС. Однако ВВС отказались принять эту ракету на вооружение, прежде всего из-за
низкой точности системы наведения.

Максимальная скорость полета: 656 км/ч Размах
крыльев: 5, 37 м. Снаряженная масса: 2150 кг. Высота: 1, 42 м. Максимальная
дальность полета: 240 км. Практический потолок: 2700–3050 м (на практике летала
на высотах от 100 до 1000 м). Вес боевой части: 830 кг.
Американцы же в 1944 году воспроизвели ракету Фау-1 методом обратной разработки
из обломков, упавших на территории Великобритании. Посчтав конструкцию
германской ракеты весьма удобной для массового производства, американская армия
организовала массовый выпуск американской копии Фау-1 под обозначением Republic
JB-2 Loon. В отличие от немцев, американцы установили на ракету радиокомандную
систему наведения, что позволило существенно увеличить точность (в идеальных
условиях круговое вероятное отклонение 400 метров на дальность в 160 км). Кроме
того, американцы отказались от громоздкой катапульты, используя для запуска
стартовые ракетные ускорители. Планировалось произвести несколько десятков тысяч
ракет для применения с самолетов по Японии, но война закончилась
раньше, чем ракеты успели поступить на вооружение.

Republic JB-2 Loon
|