Ту-144
первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт![]()
Ту-144Т №СССР-77108 в Самаре
Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым пассажирским лайнером. Взлетел раньше англо-французского «Конкорда», он открыл новую эпоху в мировой гражданской авиации. Создание Ту-144 вывело отечественную авиационную промышленность на самые передовые позиции. Огромный технологический скачёк совершили и смежные отрасли промышленности. Ту-144 стал не без основания предметом гордости советских людей.
Успехи в развитии боевой реактивной авиации породили идею создания
сверхзвукового пассажирского авиалайнера. Разговоры о таком самолёте начали
ходить в Европе и в Америке, и чтобы не отстать от западных стран, а её лучше
опередить их, было решено начать проектирование такого самолёта и в нашей
стране. 16 июля 1963 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР №798-271 «О
создании ОКБ А.Н.Туполева СПС Ту-144 с четырьмя реактивными
двигателями и о постройке партии таких самолётов». Ведущим конструктором по
самолёту был назначен сын Туполева. Разработка двигателя поручалась ОКБ
Н.Д.Кузнецова.
Ту-144 впервые был показан на авиационном празднике в аэропорту Шереметьево 21 мая 1970 года. Летом 1971 года началась опытная эксплуатация прототипа в «Аэрофлоте». Были совершены полёты из Москвы в Прагу, Берлин, Варшаву, Софию. В 1972 году Ту-144 демонстрировался на авиасалонах в Ганновере и Будапеште.
3
июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного
полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Все шесть членов экипажа (Герой Советского
Союза заслуженный летчик-испытатель М. В. Козлов, летчик-испытатель В. М.
Молчанов, штурман Г. Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер
генерал-майор В. Н. Бендеров, ведущий инженер Б. А. Первухин и бортинженер А. И.
Дралин) погибли. Причиной катастрофы стал слишком резкий манёвр, который экипаж
должен был совершить во избежание столкновения с неожиданно появившимся
французским «Миражом». Впоследствии пилот «Миража», объяснивший, что хотел лишь
сфотографировать Ту-144 был оправдан французским судом. Однако
если учитывать то обстоятельство, что Ту-144 был прямым
конкурентом «Конкорда», и действия французского пилота, и оправдательный
приговор суда дают основания предполагать, что катастрофа Ту-144
стала результатом умышленных действий французской стороны.
Ту-144 в Алма-Ате – тогдашней столице советского Казахстана
Ту-144 представляет собой цельнометаллический низкоплан,
выполненный по схеме «бесхвостка».Фюзеляж полумонококовой конструкции с гладкой
работающей обшивкой, подкрепленной стрингерами из прессованных профилей и
набором шпангоутов. Шасси самолёта трёхопорное с носовой стойкой. Четыре
турбореактивных двухконтурных двигателя НК-144А конструкции ОКБ Н.Д.Кузнецова
(на Ту-144Д – бесфорсажные РД-36-51А конструкции ОКБ-36 П.А.Колесова) размещены
под крылом близко друг от друга. Каждый двигатель имеет отдельный
воздухозаборник. Воздухозаборники сгруппированы попарно. В переднюю часть
фюзеляжа в пространство между блоками воздухозаборников убирается носовая стойка
шасси. Крыло самолёта имеет переменный угол стреловидности (76° у корня и 57° по
концам крыла). Обшивка крыла выполнена из сплошных плит из алюминиевого сплава.
По всей задней кромке распологаются элевоны, выполненные из титановых сплавов.
Элевоны и рули направления отклоняются при помощи необратимых бустеров. Для
улучшения обзора при взлёте и посадке носовая часть фюзеляжа выполнена
опускающейся. Основной объём топлива расположен в 18 крыльевых баках. В задней
части фюзеляжа установлен балансировочный бак. В него перекачивается в полёте
топливо для смещения центра масс при переходе от дозвуковой скорости к
сверхзвуковой. Для управления самолётом используется бортовая ЭВМ. Заход на
посадку может осуществляться автоматически в любое время суток и при любой
погоде. На Ту-144 впервые в СССР применена автоматическая
система контроля за техническим состоянием бортовых систем, позволяющая снизить
трудоёмкость обслуживания.
МиГ-17Таран жилого дома самолетом Ан-2 в НовосибирскеСколько пленных мы взяли за время войны
Людские потери стран во второй мировой
Потери немцев убитыми в 1941 году были больше наших |