Т-44 – первый танк с двигателем поперёк

В 1944
военном году, когда четыре завода нашей страны выпускали десятки тысяч новых
"тридцатьчетверок" – самых массовых танков во всей истории мирового
танкостроения – конструкторы под руководством А. А. Морозова создали новый танк Т-44.
В него был внесен букет новшеств. Основным из этих новшеств был поворот
двигателя на 90 градусов с установкой его поперёк машины. Это смелое решение
предопределило компоновку танков последующих модификаций на многие десятилетия
вперед. Созданный к концу 1944 года средний советский танк Т-44 с
лобовой броней корпуса 120 мм (на 30 мм больше, чем у знаменитой
тридцатьчетверки) весил почти столько же — 31,9 т. При этом он был короче на 30
мм по корпусу и на 300 мм ниже по силуэтной высоте. Уменьшение габаритов, отказ
от надгусеничных ниш позволили уменьшить вес, значительно увеличить толщину
лобового листа.
Защищенность
боевой машины повышалась и некоторыми конструктивными особенностями корпуса.
Так, корпус танка уменьшили по высоте (по сравнению с Т-34-85,
1944) более чем на 300 мм за счет установки нового двигателя
В-44, в котором изменили расположение водяного и масляного насосов. Слабым
местом прежних советских танков было размещение люка механика-водителя и шаровой
установки пулемета в лобовой броне. Очень часто танк поражался именно через люк.
В новой машине лобовой наклонный лист был монолитный и имел небольшую смотровую
щель для водителя, защищенную триплексом (трехслойное стекло) и броневой
заслонкой. Люк механика-водителя помещался в крыше корпуса и практически не был
поражаем настильным огнем. Наблюдение тем не менее не усложнилось. Через щель
водитель танка мог вести обзор в прямом направлении, а также под углом 116° —
через призменный прибор с углом обзора по горизонтали 54°.
Сокращение внутреннего объема танка за счет увеличения толщины броневых листов и
уменьшения габаритов заставило пересмотреть и внутреннюю компоновку. Так,
впервые двигатель был размещен не вдоль продольной оси танка, а поперек, что
уменьшило габариты силового отделения и увеличило размеры боевого. В трансмиссии
танка впервые применили новый агрегат — гитару, передающую усилие от двигателя к
коробке передач, расположенной параллельно двигателю.
Установили, что эффективность огня из курсового пулемета, который вел
стрелок-радист, была невысока из-за плохого обзора. Кроме того, передача
распоряжений через члена экипажа не всегда позволяла командиру танка оперативно
реагировать на команды старших начальников в бою. Передача функций радиста
командиру позволила высвободить одного члена экипажа, а на его месте разместить
боеукладку для снарядов. Таким образом, при общем сокращении внутреннего объема
танка его боекомплект уменьшился всего на два снаряда (что не имело
существенного значения для боя) и состоял из 58 артвыстрелов. При этом курсовой
пулемет по сложившейся традиции в танке оставили, жестко закрепив его в лобовой
броне корпуса. Огонь вел механик-водитель, ориентируясь через смотровой прибор
по трассерам пуль. Второй пулемет, как и на Т-34-85, был спарен с пушкой. Основное вооружение — орудие
ЗИС-С53 образца 1944 года и пулемет ДТМ расположили в литой башне овальной
формы, имеющей значительную кормовую нишу для укладки снарядов. Здесь же
крепился пистолет-пулемет ППС для экипажа.
Благодаря применению новой коробки передач средняя скорость увеличилась на 3
км/ч, хотя максимальная и уменьшилась на 5 км/ч. Двигатель мощностью 520 л. с.,
надежная трансмиссия к ходовая часть из 10 опорных катков, двух ведущих и двух
направляющих колес, гусеницы с 70-ю траками в каждой позволяли танку
передвигаться со скоростью до 45 км/ч.
Танк был принят на вооружение в июле 1944 года, и до окончания войны в Харькове
на перевезённом из Кирова заводе № 38 было построено 190 машин, которые так и не
успели принять участия в военных действиях.
Выпуск Т-44 продолжался
до 1947 года и составил 1823 единицы. Сразу же после войны была предпринята
попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1 и стальные
противокумулятивные экраны, но новая машина получилась переутяжелённой и на
вооружение принята не была.
Как когда-то Т-34 открыл
новую страницу в создании перспективного образца танка 40-х годов, так и Т-44 стал
новой вехой в постройке танков современной конструкции. Танк такого же класса —
М48 «Паттон» — появился в армии США только в 1952 году. Он весил 44 т, имел
орудие калибром 90 мм и такую же, как Т-44,
максимальную скорость движения, а по высоте был на 300 мм выше его. Т-44,
уже не являвшийся к этому времени основным боевым танком Советской Армии, но еще
стоявший на вооружении, своим появлением дал возможность перейти к созданию
совершенно новой боевой машины Т-54.

Т-44-100

|

Т-80


Т-72


Т-64

Армия
Австро-Венгрии
Подвиг
365-й батареи
Бой
на высоте 3234
12
танков из Сорокопятки в одном бою
Как
наш лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов
Как
Т-70 подбил Тигр
Как
матрос Кайда убивал немцев кулаком
Как Европа
теряет обороноспособность
Как
наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
ТБ-3
Братья-бронебойщики
Остапенко, подбившие вдвоём 20 танков
130-мм
пушка М46
Игорь
Иванович Сикорский
Илья
Муромец С-22
Рокоссовский
Т-34-76
Печенег
ВЧК
PzKpfw
IV – основной противник советских танков
Мадсен
Madsen
Рейд
генерала Баданова на станицу Тацинскую
|