|
Военная история • Оружие •
Боевая техника• Униформа и знаки различия |
|
|
Первый танк ВермахтаPanzerkampfwagen I
История создания танка Pz.IВ 1931 году генерал-майор Освальд Лутц становится генеральным инспектором автотранспортного управления Рейхсвера. Одновременно с этим начальником штаба этого управления становится недавно вернувшийся со стажировки в Советской России Гейнц Вильгельм Гудериан. Оба они понимали, что в скором времени Германии понадобятся танки, и для того, чтобы обучить танковому делу бойцов и командиров будущего Вермахта, Рейхсверу понадобится дешёвая учебно-боевая машина.
Заказ на производство этой машины, для сохранения секретности именовавшейся «малым трактором» (нем. Kleintraktor), был отдан фирме Крупп. Согласно первоначальным требованиям, сформулированным Управлением вооружений, масса «малого трактора», оснащённого 60-сильным двигателем воздушного охлаждения, не должна была превышать трёх тонн. Бронирование машины должно было составлять 13 мм в лобовой и бортовой части, 10 мм — в кормовой и 5 мм — в области днища. В качестве вооружения для будущего танка предусматривалась 20-мм автоматическая пушка. В качестве прототипа было решено использовать танкетки Т-27, тайно закупленные в Советском Союзе, которые, в свою очередь были созданы на базе британских танкеток Carden-Loyd Mk.IV. Однако, изучив закупленные образцы, немцы существенно изменили ходовую часть. В процессе создания шасси, Управлением вооружений неоднократно вносились корректировки в первоначальные требования, касавшиеся отдельных узлов и агрегатов. Оговорённый в контракте срок — 30 июня, фирмой «Крупп» выдержан не был. Готовое шасси было впервые представлено специалистам Управления вооружений лишь 29 июля 1932 года.
Kleintraktor – Малый трактор фирмы Крупп Легкая боевая машина, имевшая индекс LKA, была спроектирована инженерами Хогельлохом (Hogelloch) и Вёльфертом (Woelfert) и после немногих доработок принята за эталон при изготовлении предсерийной партии машин. Производство опытных образцов машины 1 А LaS Krupp было поручено фирме Henschel, которая летом 1933 года выпустила на испытания в Кумерсдорфе первые 5 прототипов танка. Испытания показали малую надежность конструкции танка, особенно в части трансмиссии и ходовой части. В результате были проведены доработки в ходовой части, направленные на упрочнение ее конструкции. Так, три опорных катка вместе с ленивцем были скреплены общей балкой, а также было добавлено три поддерживающих катка в ходовой части. Корпус и башня машины проектировались на фирме Daimler-Benz, которая впервые применила для них сварно-клепаную конструкцию. Следующая предсерийная партия из 15 машин собиралась уже на пяти заводах: Krupp-Gruson, Daimler-Benz, Henschel, Rheinmetall-Borsig и MAN. Целью такого расширения «сферы изготовления» была подготовка персонала и оборудования этих заводов для будущего массового производства танков и обретения опыта в создании новых боевых машин. Первые серийные шасси были построены в декабре 1933 года на заводах Krupp-Gruson, следующая партия была выпущена в феврале 1934 года на фирме Henschel (первая машина покинула ворота фирмы 3 февраля). Первые три танка прошли официальную инспекцию 27 апреля 1934 года. Конец июля 1934 года ознаменовался тем, что фирма Henschel урвала «толстый» контракт на производство 150 танков, а также тем, что первые шасси 1 А LaS Krupp были переданы трем ротам Kraftlehrkommando Zossen (учебное моторизованное командование в Цоссене). В сентябре в Цоссен прибыли первые серийные танки, а месяц спустя Kraftlehrkommando было переименовано в 1 PzAbt (PanzerAbteilung — танковый отряд). Аналогичное подразделение в Ордруфе было переименовано в 2 PzAbt. Так создавались первые части Panzer-waffe. Летом 1935 г. машины обоих отрядов приняли участие в учениях близ Мюнстера.
Всего было выпущено 477 танков PzKpfw 1A, 349 на заводах Henschel и 128 на заводах MAN. Машины имели серийные номера 10001-10477. В 1934 году одна машина была продана в Венгрию. В сентябре 1936 года 50 (а по некоторым данным всего 32) танка Pz 1 А было отправлено в Испанию в составе легиона «Кондор». Несколько танков (предположительно около 10 машин) Panzer 1A были проданы в Китай, где даже приняли участие в боевых действиях против Японии. По крайней мере один из них был захвачен японской армией в 1941 году и подвергнут полным испытаниям. Конструкция танка Pz.I
Поскольку машина создавалась прежде всего для обучения экипажей для будущих танковых войск, конструкция ее была предельно простой. Ходовая часть (одного борта) состояла из переднего ведущего колеса, четырех опорных катков и ленивца, соединенных единой внешней балкой. Эта балка крепилась к корпусу на болтах. Амортизация обеспечивалась двумя четверть-эллиптическими рессорами. Натяжение гусеницы обеспечивалось перемещением ленивца. В качестве силового агрегата был применен четырехцилиндровый оппозитный бензиновый двигатель воздушного охлаждения Krupp М305 с карбюратором Solex 40JEP мощностью 57 л.с при 2500 об/мин. Несколько машин были укомплектованы экспериментальным дизелем Krupp М601, но его мощность 60 л.с. при 2200 об/мин для танка была признана недостаточной. Запас топлива составлял 144 литра и располагался в двух баках в задних углах отделения управления. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществлялась с помощью двухдискового сухого сцепления. Коробка передач ZF Aphon FG35 имела одну заднюю и пять передних скоростей и располагалась в правой передней части машины. Водитель находился же находился слева от нее. Управление танком производилось с помощью сцепления, тормоза и двух рычагов. Каждый рычаг был оснащен двумя рукоятками: одна — для нормального управления и вторая со специальным плунжером — для приведения в действие стояночного тормоза. Приборная панель имела спартанский вид, что неудивительно. Присутствовали только самые необходимые приборы. На приборной доске имелись: датчик температуры масла, тахометр, проградуированный от 0 до 3000 об/мин с опасной зоной выше 2500 об/мин и спидометр со шкалой от 0 до 50 км/ч. Максимальные скорости, которые были рекомендованы экипажу: на первой передаче не более 5 км/ч, на второй — 11 км/ч, на третьей — 20 км/ч, на четвертой — 32 км/ч и на пятой — 42 км/ч. При скорости 35 км/ч машина имела запас хода по шоссе до 145 км. Охлаждением отделения управления «ведал» небольшой вентилятор. Выводной шланг этого вентилятора очень хорошо заметен на правой надгусеничной полке как PzKpfw I, так и всех машин на его базе созданных. Второй член экипажа, командир/стрелок, располагался в башне. Поскольку этот, с позволения сказать, танк имел мизерные размеры, конструкторам пришлось пойти на некоторые ухищрения. Для обеспечения достаточного места для механика-водителя башня была несколько смещена к правому борту машины. Вооружением танка стали два 7,92-мм пулемета Dreise MG13 с практической скорострельностью 680 выстр/мин, смонтированные во вращающейся башне. Боезапас состоял из 61 магазина по 25 патронов в каждом (всего 1525 патронов). Из них одна укладка с 8 магазинами складировалась в башне, а остальные 4 укладки (по 8, 20, 6 и 19 магазинов) —в корпусе. Пулеметы были расположены в одной маске, но могли вести стрельбу независимо друг от друга. Спусковой крючок левого пулемета был расположен на штурвале подъема оружия слева от командира, а правого — на штурвале поворота башни (на Pz 1B), справа от него. При этом стрелок вел огонь «по-македонски». то есть правой рукой из правого пулемета, а левой из левого. Угол подъема оружия +18 град, склонения -12 град. Маска пулеметов могла фиксироваться в горизонтальном положении. Сиденье командира вращалось вместе с башней, чего нельзя сказать о полике боевого отделения. Общение членов экипажа между собой обеспечивала звуковая труба. Как уже упоминалось, по боевым возможностям машина получилась очень неудачной. Круговое бронирование толщиной 13 мм спасало только от огня легкого стрелкового оружия. По испытаниям трофейного образца в Англии, башню и маску пулеметов очень часто заклинивало при стрельбе из последних (особенно при залповой стрельбе), а воздухозаборник как будто бы специально был создан для забрасывания его гранатами. Во время войны в Испании его закрыли дополнительным листом. К тому же машина показала отвратительную проходимость в условиях бездорожья.
Боевое применение танка Pz.I
Свое
боевое крещение Panzer I получил в Испании. Принятие
Гитлером решения о помощи своему сотоварищу Франко
привело к созданию известного легиона «Кондор», в
который входили части ВВС и сухопутных войск. Танками
командовал майор Вильгельм Риттер фон Тома (Wilhelm
Ritter von Thoma). В Испании немецкие танки столкнулись
с республиканскими Т-26. Сравнение было явно не в пользу
«фрицев». Т-26 являлся сильным противником, и франкисты
при первой же возможности старались включать трофейные
машины в состав своих танковых частей. Беспомощность
PzKpfw I перед Т-26 оказалась настолько очевидна, что
после боя при Sesena было принято решение о переделке
нескольких машин PzKpfw IA. Башня танка несколько
увеличивалась по высоте и вместо двух пулеметов
устанавливалась 20-мм пушка Breda model 35.
К началу второй мировой войны танки
Pz.I и Pz.II были
самыми массовыми танками вермахта. На 1 сентября 1939
года в германской армии насчитывалось немногим более 3
тыс. танков. Из них 1445 Pz.I и 1223 Pz.II. Броня этих
танков без усилий пробивалась снарядами 37-мм
противотанковых и 75-мм полевых пушек польской армии.
При прорыве позиций Волынской бригады кавалерии под
Мокра, например, 35-й танковый полк 4-й танковой дивизии
вермахта потерял 11 Pz.I. Против Pz.I поляки успешно применяли даже
танкетки. Пулеметный обстрел бронебойными пулями
двигателя и бензобаков давал неплохие результаты. При
встречах же с танками 7ТР единичке и вовсе
приходилось туго. Так, 5 сентября, во время контрудара
польских войск под Пётркув-Трыбунальским, один танк 7TР, например, уничтожил 5 Pz.I.
До конца 1941 года на Восточном фронте были потеряны
практически все задействованные Pz.I, и к концу года
они практически полностью исчезли из боевых
частей, оставшись лишь в тыловых подразделениях, где их уделом стала противопартизанская
борьба. Именно для нее был разработан последний вариант
Pz.I – вариант Ausf F: в 1939 году немецкое командование предложило, не меняя вооружения, усилить бронирование
Pz.I с тем, чтобы танки эти могли противостоять снарядам любых противотанковых орудий. Но в 1942 году построили лишь 30 машин, обозначив их
Pz.I Ausf F или VK1801. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску катков, расположенных в шахматном порядке, и оснащался радиостанцией. VK1801 использовались в боях только против партизан на территории нашей страны, в Югославии и Италии.
|
|