На страницах нашего портала
мы уже рассказывали и советском военном грузовике
ЗиС-5
,
и о труженике фронтовых дорог американском
Студебекере. Однако без внимания
остался основной грузовик основного противника, и это не замедлили
заметить наши читатели, которые с тех пор так и просят нас рассказать об
основном грузовике Вермахта. Выполняя эти многочисленные просьбы, мы
сегодня и расскажем об автомобиле Opel Blitz.

А рассказ об этом автомобиле мы начнем с
одной интересной и поучительной истории. В декабре 1941 года, во время
Клинско-Солнечногорской операции советских войск, отступающий от советских войск немецкий
полк
остановился в Клину. В полку к тому времени
оставалось 16 исправных автомобилей
Opel Blitz и 80 полугусеничных вездеходов
SdKfz-10. И вот ночью, когда немцы
расположились в городе на ночлег, местные пацаны спёрли у каждого из
автомобилей заводные ручки. Утром 15 декабря колонна отступающих войск должна была вновь тронуться в путь.
Однако, проснувшись, немцы обнаружили, что все заводные ручки их грузовиков
Opel Blitz
и восьмидесяти полугусеничных транспортёров
У немцев же на обеспечение только пехотной дивизии
предназначалось около 500 грузовиков, а танковые и моторизованные
дивизии обеспечивались 1600-1800 автомобилями. Вот почему у немцев
горючее и боеприпасы почти никогда не заканчивались, а у наших до самого
1943 года постоянно были перебои с подвозом.
Автомобиль Opel Blitz считается лучшим
трехтонным грузовым автомобилем Вермахта и, в то же время, это
единственный грузовик, который выпускался на протяжении всей войны
вплоть до поражения Германии. Производство осуществлялось на специально
построенном автозаводе фирмы Opel в Бранденбурге – «образцовом
национал-социалистическом предприятии». С
1944 г. к выпуску этого автомобиля подключилась и
фирма Daimler-Benz. Из выпущенных 129 795 трехтонных грузовиков
«Опель-Блиц» примерно сто тысяч были поставлены Вермахту и войскам СС,
остальные использовались в оборонных отраслях народного хозяйства
Германии.
Один из Блитцев,
захваченных в
Битве за Москву
На Opel Blitz был
установлен шестицилиндровый карбюраторный райхенмотор (Reihenmotor –
рядный двигатель) от легкового автомобиля
Opel Admiral
рабочим объемом
3626 кубических
сантиметров. Диаметр его цилиндра составлял
90 мм, ход поршня –
95 мм. При 3120 оборотах в минуту мотор выдавал
73,5 лошадиных силы мощности, что совпадало с аналогичным показателем у
ЗиС-5, но при меньшем в 1,41 раза рабочем объеме. Картер двигателя был
алюминиевым, а блок и головка были выполнены из серого чугуна. На
100 километров пути автомобиль расходовал
26 литров по асфальтированному шоссе и
35 литров на грунтовке. 84-литровый топливный бак
обеспечивал 320-километровый запас хода. В трансмиссии использовались
сухое однодисковое полуцентробежное сцепление и пятиступенчатая коробка
передач.
Главным же достоинством
автомобиля была высокая скорость – по хорошей дороге
Opel Blitz шел со скоростью
90 км/ч, в то время как
ЗиС-5 развивал всего
50. Причиной такого
преимущества было использование в главной передаче того же передаточного
числа, равного 43/10, что и в Адмирале. Однако это решение привело к
тому, что резко ограничило вес буксируемого прицепа, и вообще исключило
возможность использования прицепа на бездорожье.
Степень сжатия также имела легковушечную
величину – шесть единиц, что требовало применять бензин первого сорта и
поэтому практически исключало использование трофейного бензина на
Восточном фронте. Поэтому в январе 1942 года начался выпуск модификации
с уменьшенной степенью сжатия в двигателе, приспособив его, таким
образом, для использования 56-го бензина, и увеличенным передаточным
числом в главной передаче. Мощность снизилась всего до
68 л.с., но скорость упала до
80 км/ч. А для того, чтобы сохранить прежний запас
хода объем топливного бака увеличили до
92 литров, поскольку расход возрос до
30 литров по асфальту и до 40 по грунтовке.
Поскольку руководство
GM,
которому принадлежал тогда Опель противилось выпуску военной продукции,
к началу войны Опель Блитц опоздал – до 1940 года выпускался лишь
гражданский вариант. Но в 1940 году предприятие было национализировано,
и военный Блитц стал поступать в войска.
Во
фронтовых частях вермахта и войск СС грузовики Opel Blitz
использовались не только для перевозки личного состава и грузов, но и
как шасси для установки 20- и 30-мм зенитных автоматических пушек. На
базе этого же шасси было создано множество специальных машин –
передвижных радиостанций, санитарных автомобилей, различных мастерских,
автобусов и т.д. Кроме грузовика «Опель-Блиц» грузоподъемностью 3 тонны,
выпускались унифицированные с ним автомобили меньшей грузоподъемности и
с менее мощным 55-сильным двигателем от легкового 2,5 литрового
Опель-Капитана. На это пошли ради снижения расхода топлива. С этой же
целью на Блитц устанавливался также и дизельный двигатель от
Mercedes-Benz 260 D
(о нём
– ТуТ). Этот двигатель при диаметре цилиндра в 95 мм и ходе поршня, равном 100 мм 100 мм, имел рабочий объем 2545 куб. см. Степень
сжатия равнялась 20,5 единицам. При 3000 оборотах в минуту он выдавал всего-навсего 45 л. с., что для трёхтонного грузовика было явно маловато.
Один из вариантов был оснащен газогенератором. Другой работал на метиловом спирте – чем дольше шла война, тем меньше хватало бензина.