20 января 1953 года в первый раз
поднялся в небо опытный экземпляр первого в мире реактивного тяжелого
стратегического бомбардировщика, поступившего в строевые части – М-4.
К концу 1940-х годов с появлением ядерного оружия возникла необходимость в
средствах его доставки. Владимир Михайлович Мясищев, будучи профессором в МАИ,
подал в Правительство научно-обоснованное предложение о создании стратегического
самолета с дальностью полета 11-12 тыс.км.
24 марта 1951 года Совет Министров СССР по указанию Сталина назначил В.М.
Мясищева главным конструктором в воссозданное после закрытия ОКБ-23 МАП. В июне
главком ВВС утвердил ТТХ к самолету «М»: максимальная дальность полета с
бомбовой нагрузкой в 5 т должна составлять не менее 11-12 тыс.км, а скорость на
высоте 9000 м - 900 км/ч. Разработка бомбардировщика под шифром «25» потребовала
от ОКБ-23 широкой кооперации с НИИ, КБ, заводами МАП и других отраслей.
За первые полгода в аэродинамической трубе ЦАГИ продули большое число моделей. Врезультате
удалось создать относительно легкое с гибкими концевыми частями крыло кессонной
конструкции, хорошо противостоящее влиянию флаттера. В его корневой части
разместили двигатели, каждый из которых имел свой воздухозаборник, исключавший
взаимное влияние при работе на различных режимах, включая остановку и запуск.
Для отвода горячей газовой струи сопел от фюзеляжа и хвостового оперения их
развернули в горизонтальной и вертикальной плоскостях на 4 градуса.
Силовая установка бомбардировщика состояла их четырех самых
мощных на то время ТРД АМ-3А конструкции А.А. Микулина с тягой по 8700 кгс.
Следует отметить, что по проекту «26» она должна была состоять из двух
двигателей ВД-5 (расчетная взлетная тяга - 13000 кгс). Но ОКБ В.Добрынина не
смогло в короткие сроки подготовить опытные образцы. Особый интерес представляет
принятый вариант шасси бомбардировщика «М». Была выбрана велосипедная схема с
передней «вздыбливающейся» тележкой и боковыми стойками на концах крыла. Поворотосуществлялся
посредством управления головной парой колес передней четырехколесной тележки.
Поворотом пары изменялось направление движения тележки, а за ней - и всего
самолета. На режиме «вздыбливания» управление парой автоматически отключалось. В
конце разбега нос машины приподнимался, и угол атаки увеличивался. Взлет
происходил практически без вмешательства летчика. Такая схема отрабатывалась на
летающей лабораторииТу-4ЛЛ, у которой трехопорное шасси заменили велосипедным. Максимальная бомбовая
нагрузка составила 24 т, а наибольший калибр бомб - 9000 кг. Прицельное
бомбометание обеспечивал радиолокационный прицел РПБ-4.
Бомбардировщик имел мощное оборонительное вооружение - шесть автоматических
23-мм пушек, размещенных попарно в трех поворотных установках на фюзеляже
сверху, снизу и в хвосте. Для управления стрельбой в ХЧФ установили радиоприцел
«Аргон». Имелась система обнаружения излучения РЛС противника и станция создания
активных помех СПС-2. В нише заднего шасси располагались три контейнера с
дипольными отражателями. В двух гермокабинах размещался экипаж из восьми
человек. Катапультируемые сиденья выбрасывались через люки вниз.
К декабрю 1952 года опытный экземпляр бомбардировщика был построен. 20 января
1953 года экипаж во главе с Ф. Опадчим совершил первый полет. С этого дня
начались заводские испытания, которые закончились лишь 15 апреля 1954 года.
Затяжка объяснялась их сложностью и объемностью. К этому времени бомбардировщик
получил официальноеназвание
М-4, а на заводе он проходил как изделие «103».
Максимальный взлетный вес воздушного корабля составил 181,5 т, скорость на
высоте 6700 м достигала 947 км/ч, практический потолок при взлетной массе 138 т
- 12500 м. Конструкторы сумели разместить на самолете огромное по тем временам
количество топлива - 132390 л, но реальную максимальную заправку ограничили до
123600 л.
На госиспытанияМ-4был
принят 15 апреля 1954 года, но фактически они начались 4 мая. Перед этим, 1 мая,
опытная машина в сопровождении четырех истребителей МиГ-17 приняла участие в
воздушном параде над Красной площадью. Ее фотографии облетели весь мир.
После ряда доработокМ-4решили
принять на вооружение (серийный выпуск этих самолетов составил около 200 машин),
хотя по главному параметру - максимальной дальности с 5 т бомб на борту - он не
удовлетворял. С целью исправления этого недостатка в 1955-1957 годы на самолет
установили более мощные и экономичные двигатели РД-3М, а за тем РД-3М-500А.
Созданные в ОКБ под руководством П.Зубца, они представляли собой модификацию
двигателя АМ-3А.
М-4(по кодификации НАТО: Bison -Бизон)
стал первой серийной машиной Мясищева, а также первым в мире реактивным тяжелым
стратегическим бомбардировщиком, поступившим в строевые части, на несколько
месяцев опередив заокеанский В-52.