Летом
1938 года фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного
танка, получившего обозначение VK 901. Формально он считался развитием танка
Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию.
Аналогичными «двойке» остались лишь толщина броневых листов и вооружение –
20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым «шахматным» расположением
опорных катков была разработана инженером Вильгельмом Книпкампфом и состояла
из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении располагался двигатель
Maybach HL 45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой
10,5 т до максимальной скорости по шоссе в 50 км/ч.
Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых
испытаний планировалось начать производство «нулевой» серии в 75 машин,
которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако, с апреля 1941 по февраль
1942 года изготовили только 12 танков этого типа.
В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.II Ausf.G-VK
903. Машина получила двигатель Maybach HL 66p мощностью 200 л.с. и коробку
передач ZF Aphon SSG48. Максимальная скорость достигла 60 км/ч, что для
разведывательной машины более чем достаточно. В 1942 году был создан вариант
этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке.
Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK903b). Программа
развития танковых войск вермахта «Panzerprogramm 1941», утвержденная 30
апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объемы выпуска
разведывательного танка VK 903: 10 950 машин предполагалось изготовить в
разведывательном варианте, 2738 – в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 – со
150-мм гаубицей sIG 33. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские
обозначения Pz.II Ausf.H и М соответственно, но производство их не было
развернуто.
Управление вооружений пришло к выводу о необходимости разработки нового
разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет
войны. А опыт этот требовал увеличения числа членов экипажа,большего запаса
мощности двигателя, радиостанции с большим радиусом действия и т.п. В
апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой
12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с
разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ и Т-15
фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. При этом двигатель и
главный фрикцион работали безотказно.
Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II
Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800
боевых машин этого типа.
Luchs («Лухс» – рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника
VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что
оказалось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три
отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В
передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа – радист. В
распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения,
закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В
башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.
Сварная башня имела размеры большие, чем у всех предыдущих моделей
разведывательных танков, но в отличие от VK 901 и VK 903 командирская
башенка на «Лухсе» отсутствовала. На крыше башни имелись два перископических
прибора наблюдения: один в крышке командирского люка, другой – в крышке люка
заряжающего. В распоряжении последнего – смотровой прибор и в правом борту
башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на
«Лухсе» располагалась симметрично относительно продольной оси танка.
Вращалась башня вручную.
Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной
ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42).
Скорострельность пушки – 220 выстр./мин, начальная скорость бронебойного
снаряда – 830 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 25-мм броневой лист,
размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для
стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF
6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог использоваться и для
стрельбы из пулемета. Последний, кроме того, оснащался своим штатным
прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов.
Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9°
до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска
дымовых гранат калибра 90 мм.
Еще в ходе проектирования «Лухса» стало понятно, что слишком слабая для 1942
года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка.
Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин,
вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка
устанавливалась на средних танках Pz.IIl модификаций J, L и М. Однако,
разместить это орудие в штатной башне «Лухса» не удалось – для него она была
слишком мала. К тому же резко сокращался боекомплект. В итоге на танк
установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка
отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.
На танке устанавливался шестицилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный
двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р. При 105-миллиметровом
диаметре цилиндра и 130-миллиметровом ходе поршня его рабочий объемсоставлял
6754 куб.см. Обладая 6,5-кратной степенью сжатия, двигатель выдавал
180-сильную мощность при 3200 об/мин.
Двигатель запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен
был и ручной запуск. Топливо – этилированный бензин с октановым сжатия
6,5числом 76 – размещалось в двух баках общей емкостью 235 л. Подача его
принудительная, с помощью насоса Pallas Mr 62601. Карбюраторов два, марки
Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытном порядке был
оснащен 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с.).
Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа
Fichtel & Sachs «Mecano», механической синхронизированной коробки передач ZF
Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.
В ходовую часть танка «Лухс» применительно к одному борту входили: пять
обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два
ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми (23
зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. На
первом и пятом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические
амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм.
«Лухсы» оснащались УКВ-радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией
Fspr «f».
Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во
второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила
118 «Лухсов», фирма Henschel – 18. Все эти танки были вооружены 20-мм пушкой
KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их
количество не представляется возможным. По разным данным заводские цеха
покинуло от четырех до шести танков.
Первые серийные «Лухсы» начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими
предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых
дивизий. Однако, вследствие незначительного количества выпущенных машин,
новые танки получили очень немногие соединения панцерваффе. На Восточном
фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе – 2-я, 116-я и Учебная
танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении
танковой дивизии СС «Мертвая голова». В этих соединениях «Лухсы»
использовались вплоть до конца 1944 года.
Pz.II Ausf.LЛухс
втанковом
музее в Самюре
В ходе боевого применения
выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев еголобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм.
Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м
разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии. До наших дней
сохранились два экземпляра легкого танка Pz.II Ausf.L «Лухс». Один находится
в Великобритании, в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне,
другой во Франции, в танковом музее в Самюре.