Раньше квартиры меняли на машины

Еще совсем недавно были времена, когда одна квартира стоила один «Жигуль».

В последнее время, когда  автомобиль перестал быть чем-то недоступным для простого смертного. Конечно, существуют такие автомобили, которые мало кому доступны и сейчас, однако купить Фольксваген, Рено или уж, на худой конец, образец продукции АвтоВАЗа может теперь каждый.
Но менять квартиру на автомобиль, даже на самый дорогой и престижный, не будет в наши дни никто. А ведь еще совсем недавно были времена, когда одна квартира стоила один «Жигуль».
До окончания советских времен квартиры, за исключением кооперативных, не могли быть предметом купли-продажи, и стоимость у них была не рыночная, а балансовая. Однако кооперативные квартиры свою цену всё-таки имели. Рассчитывалась она из госцены квадратного метра, которая в том самом пресловутом 1971 году составляла 160 рублей.
Этот 1971 год мы помним не только как последний год золотого доллара, но и как год появления в автомагазинах автомобиля Жигули ВАЗ-2101. Стоил этот автомобиль в магазине 5620 рублей, 120 из которых приходилось на приёмник, от которого, правда, можно было и отказаться, но, конечно же, мало кто отказывался. Средняя же кооперативная однушка площадью 36 кв.м стоила в том самом 1971 году 5760 рублей, что было лишь на 140 рублей дороже, чем «Жигуленок».  (См.: Советские цены на автомобили, и мотоциклы)

Жигулёнок стоил целой квартиры, но не потому, что он был такой дорогой, просто квартиры были такими дешёвыми.

Однако не всё в СССР измерялось деньгами. Многое зависело от возможности достать. Слово «достать» тогда означало отнюдь не «надоесть», а добыть. Кто-то в те времена мог достать машину, то есть получить право приобретения оной по магазинной цене вне очереди, а кто-то мог достать квартиру, то есть, имел возможность встать в очередь на таковую на первое место. При этом тех, кто имел возможность достать и то, и другое одновременно, на всю страну были считанные единицы… тысяч. Но тому, кто распределял квартиры, хотелось и машину, а тому, кто распределял машины, часто хотелось и квартиру. Поэтому уже тогда появилась практика обмена машины на квартиру. Конечно, напрямую такую сделку оформить было нельзя, но в советских условиях то, что было нельзя, но очень хотелось, всегда было можно.

Предметом обмена на машину могли быть и дачи. Сам по себе голый участок ничего не стоил, и выдавали его бесплатно, но если на нём стоял капитальный дом и росли плодоносящие деревья, то цена такой дачи доходила до цены 24-й Волги.

Однако практика обмена жилья на автотранспорт сложилась отнюдь не в 1971 году, а гораздо раньше. Дело в том, что жильем в советские времена были не только квартиры, но и частные дома, которые свободно продавались и покупались.
Открутим теперь колесо истории на десять лет назад и заглянем в 1961 год. Жигулей тогда не было. Их функцию в те времена выполнял Москвич-407, стоивший 2511 новых рублей 25 копеек. За такие деньги в среднем российском городе можно было купить капитальный каменный дом площадью квадратов в сто. Если такой дом доставался в наследство, скажем, молодой семье, уже имеющей своё жильё, то она с удовольствием меняла дом на машину – деньги-то Хрущев обещал вскоре отменить, а машина останется машиной и после провозглашения коммунизма. Дешевле «Москвича» был Горбатый Запорожец ЗАЗ-965, стоивший 1800 «рэ», но на него не меняли даже полуразвалившуюся халупу – тогдашние «Москвичи» славились
своей долговечностью, и многие из них дожили не только до даты обещанного коммунизма, но бегают и сейчас, а «Горбатый Запор» выходил из строя через пару сезонов.
Была и более дорогая машина – Волга ГАЗ-21. Стоила она в 1961 году 5600 рублей, которые по покупательной способности были гораздо дороже, чем 5600 рублей 1971 года. Достаточно сказать, что средняя зарплата в 1961 году составляла 81 рубль 30 копеек, а в 1971 - 131 рубль 32 копейки.
Дом за 5600 рублей тогда надо было еще поискать – чтобы стоить столько, он должен был стоять в центре областного центра напротив здания обкома партии, иметь телефон и центральное отопление. Но если у человека был такой дом, то у него была и «Волга», а то и ЗиМ. Поэтому случаев обмена ГАЗ-21 на дома в те времена не было. Были они в середине 70-х годов, когда ГАЗ-21 стоила 12-15 тысяч в зависимости от степени износа. Столько же стоил ГАЗ-69, на который в году эдак 1975 тоже охотно меняли хорошие дома.

Очередь на такси в Новосибирске, 1975 год.

Но вернемся снова в хрущевские времена. Первый почин обмена домов на машины состоялся в 1957 году. В тот год Чеченам разрешили возвращаться в родные места. С 1944 года в тех местах, куда их выселили – чаще всего в Казахстане – они успели устроиться, отстроиться и обзавестись хозяйством. Уезжая на родину, они меняли дом на машину, чаще всего на «Победу», стоившую 16 тысяч рублей «старыми» (при средней зарплате в 757 старых рублей), грузили на нее домашний скарб, упихивали в нее всё многочисленное семейство и ехали в воссозданную Чечено-Ингушетию. Там они снова меняли машину на дом и обосновывались на исторической родине.
В первые послеперестроечные времена люди еще не умели ценить квартиры - многими они воспринимались, как нечто, само собой разумеющееся, которое государство рано или поздно обязано выдать. Машина же по традиции всё еще воспринималась как символ принадлежности к числу людей первого сорта. Поэтому многие граждане меняли квартиры на ВАЗ или подержанную иномарку, а иногда даже приплачивали за машину и какие-то деньги. В 1991 году за однушку давали «шестерку», а за двушку - автомобиль Опель-Рекорд 1982 года выпуска.

Кухня в советской хрущёвке


Часто квартиры меняли и на грузовые автомашины. Особенно это было распространено в бывших советских республиках, откуда толпами уезжали русские. В 1993 году однушка в Алма-Ате стоила 3500 долларов. Двушка в панельном доме – 3800. Нечего было и мечтать поменять ее на Мерседес, стоивший тогда 25-30 тысяч долларов. Однако на эти деньги можно было приобрести бортовой ЗиЛ-130 или мебельный фургон на базе ГАЗ-53. А очень хороший дом можно было поменять на целый КАМАЗ. Большим спросом пользовался ГАЗ-66 с отапливаемым кунгом. В этом кунге жила вся семья до тех самых пор, пока ее глава не найдет, на какое жилье можно поменять грузовик. Кроме того, ГАЗ-66 мог при своей проходимости забраться в самую непролазную грязь, куда обычно и переезжали вынужденные переселенцы.
Погрузив в кузов всю мебель, русские казахстанцы уезжали в глухую алтайскую деревню, покупали дом за два миллиона тогдашних рублей (1600 долларов) и начинали новую жизнь сельскохозяйственных тружеников.

Советские цены на продукты, услуги и промтовары

Современная зарплата в советских деньгах

Курс доллара к рублю с 1792 года до наших дней

Курс британского фунта к американскому доллару и американского доллара к британскому фунту с 1792 года до наших дней

История рубля

Курс франка к рублю с 1926 года

Цена золота с 1792 года до наших дней

 

 

Auto Web Pinger

Рейтинг@Mail.ru