Jagdpanzer IV


Противотанковая САУ на базе Pz.IV

Неуклонный
количественный и качественный рост бронетанковых войск Красной Армии
требовал все больше эффективных средств для борьбы с ними. Поэтому в конце
1942 года немецкая фирма Крупп-Грузон получила от управления вооружений
задание на разработку штурмового орудия на базе среднего танка Т-IV.
До этого момента все штурмовые орудия строились на базе другого среднего
танка Т-III.
Эти боевые машины после оснащения их длинноствольными 75-мм орудиями и
усиления бронезащиты в целом устраивали немецких военных, несмотря на
отдельные недостатки (перетяжеленность шасси и крайнюю тесноту в боевом
отделении). Однако руководство вермахта не удовлетворял объем их
производства, что послужило причиной для создания аналогичной по назначению
машины на базе Pz Kpfw IV. В этой связи уместно заметить, что бронетанковая
промышленность нацистской Германии весьма сильно отличалась по структуре от
танкостроения стран антигитлеровской коалиции и там не было привычного для
США или СССР крупносерийного производства одной модели на небольшом числе
заводов-гигантов. Вместо этого выпуском разнообразных танков и самоходок
занимались средние и мелкие предприятия по сравнению с нашим уральским
военно-производственным комплексом. Также следует учесть, что несмотря на
условия военного времени, каждое предприятие имело свои внутрифирменные
интересы и довольно болезненно воспринимало любые попытки навязать выпуск
чужой продукции.
Видимо
этим и объясняется решение поставить на производство равноценную со StuG
III боевую
машину на базе Pz IV. Были у такого решения и плюсы: Крупп-Грузон был
головным предприятием по машинам на базе
Pz IV, этой фирме было дешевле и
проще перестроить свое производство под штурмовые орудия на базе четверки,
нежели чем налаживать выпуск троечного шасси. Кроме того, после участившихся
бомбежек немецких машиностроительных заводов англо-американской авиацией
перебои с комплектующими стали объективной реальностью. Два типа выпускаемых
штурмовых орудий позволяли несколько снизить риск серьезного уменьшения
объема производства из-за нехватки узлов и агрегатов для какого-то одного из
базовых шасси.
Установка относительно тяжелой противотанковой пушки в передней части
корпуса отрицательно сказалась на надежности ходовой части, передние катки
которой были перегружены вследствие смещения центра тяжести вперед.

На истребители танков
Jagdpanzer IV устанавливали карбюраторные четырёхтактные 12-цилиндровые
V-образные (угол развала цилиндров 60°) верхнеклапанные двигатели
жидкостного охлаждения Maybach HL 120 TRM. Двигатели поставляли несколько
фирм, в том числе Maybach Motorenwerke в Фридрихсхафене и Auto-Union AG в
Хемнице. Диаметр цилиндра 105 мм, ход поршня 115 мм, рабочий объём 11867
см³. Поршни литые, зазор поршня 0,12–0,16 мм. Степень сжатия 1:6,5.
Максимальные обороты двигателя 3000 об./мин, рекомендованные — 2600 об./мин
(после капитального ремонта 2200–2400 об./мин). Мощность двигателя 300 л.с.
(221 кВт) при 3000 об./мин и 265 л.с. (195 кВт) при 2600 об./мин. Крутящий
момент 80 мкг при 2150 об./мин. Удельная мощность 12,5 л.с./т (9,20 кВт/т).
Два радиатора общей рабочей поверхностью 2,6 м² располагались по бокам от
двигателя. Циркуляция принудительная с помощью насоса типа Pallas.

Двигатель оснащался двумя
карбюраторами тина Solex 40JFF II. Крутящий момент от двигателя к коробке
передач передавался через два карданных вала. Главный фрикцион трёхдисковый,
сухой типа Fichtel & Sachs 120/HD. Коробка передач планетарная типа ZF Aphon
SSG76, шесть передач вперёд, одна — назад. Переключение передач с помощью
рычага, расположенного справа от кресла механика-водителя. Место
механика-водителя оборудовалось набором контрольно-указательных приборов.
Управление истребителем танков осуществлялось с помощью рычагов и педалей,
находящихся перед механиком-водителем. Рулевая система действовала через
гидравлическую передачу на фрикционы. Планетарный механизм поворота позволял
поворачивать танк, тормозить и осуществлять другие маневры.
Серийный выпуск начался в январе 1944 года, когда построили первые 30 машин,
а в апреле того же года был полностью прекращён выпуск Pz.IV. Завершился
выпуск в октябре 1944 года. Всего было изготовлено более 800 машин.
В
августе 1944 года начался переход на выпуск машин, вооружённых долгожданной
длинноствольной пушкой 7.5 cm KwK. 42 L/70 калибра 75 мм. Переход проходил
плавно, выпуск старых Jagdpanzer IV с короткой пушкой постепенно сокращался.
Jagd Pz IV пользовался большой популярностью в танковых войсках — его пушка
могла поразить практически любой танк союзников того времени. Истребитель
танков T-IV/70 выпускался в двух вариантах, отличавшихся конструкцией
крепления пушки и размещением боекомплекта.
Модернизированный истребитель танков выпускался с августа 1944 года по март
1945 года на заводах фирмы Фомаг. Было изготовлено 930 этих самоходных
установок, а с учётом более ранних, с 48-калиберной пушкой, общее число
выпущеных экземпляров составило 1977 штук. Ряд переживших войну машин
использовался во французской армии, несколько из них были поставлены в Сирию
и в составе сирийской армии воевали в двух войнах с Израилем. Сейчас во
французском бронетанковом музее в Сомюре экспонируются JagdPz IV и Pz IV/70(A).
В подмосковной Кубинке демонстрируется захваченный Красной Армией Pz IV/70(V).

|