Военная история • Оружие • Боевая техника • Униформа и знаки различия
Как Тимофей Хрюкин потопил авианосец
![]() 10 августа 1938 года экипаж нашего СБ потопил японский авианесущий корабль![]()
Эта история настолько невероятна, что многие считают её фейком. Ни до этого эпизода, ни после него, не было случая, чтобы одиночный самолёт потопил авианосец. Между тем, этот случай имел место, и пилот, совершивший этот подвиг, был удостоен звания Героя Советского Союза. Звали этого лётчика Тимофей Тимофеевич Хрюкин. Свою жизнь он закончил в звании генерал-полковника авиации и в должности заместителя командующего ВВС СССР, а тогда был он руководителем одной из групп советских лётчиков, оказывавших помощь Китаю в борьбе с японскими завоевателями. К тому времени за его плечами была Испания, а на груди орден Красного Знамени. К весне 1938 года в небе Китая стало безопаснее, поскольку наши бомбардировщики за зиму разбомбили почти все японские аэродромы. 25 января 1938 г. группа из 25 бомбардировщиков СБ нанесла удар по аэродрому в Нанкине. 23 февраля 1938 г, капитан Федор Полынин возглавил группу из 28 СБ в налете на авиабазу Мацуяма, расположенную на принадлежавшем тогда японцам острове Тайвань. 28 бомбардировщиков СБ сбросили на авиабазу 280 бомб и без потерь вернулись на аэродром в Ханькоу, пробыв в воздухе более семи часов. В результате налета советских лётчиков было уничтожено 40 самолетов на аэродроме, много авиационной техники в контейнерах, ангары и трехгодичный запас горючего.Однако в июне, когда подразделение Полынина сменила новая бомбардировочная авиагруппа, возглавляемая Хрюкиным, наши бомбардировщики стали подвергаться атакам японских истребителей И-96. Так у нас в те годы обозначали японский палубный истребитель 九六式艦上戦闘機, более известный теперь как A5M. Самолёты эти были морские, палубные. Возникло предположение, что где-то поблизости базируется японский авианосец. Вскоре это предположение подтвердилось: один такой самолёт, будучи обстрелянным нашим воздушным стрелком, совершил вынужденную посадку на контролируемой китайцами территории, и лётчик был взят в плен. В ходе его допроса выяснилось, что И-96 базируются на авианосце «Ямато-мару» (大和丸).
И-96 (A5M)
«Джузеппе Верди» до того, как он стал «Ямато-мару»
За период с 14 июня по 28 июля 1938 года на Янцзы было потоплено 49 японских кораблей, но авианосец обнаружить не удавалось: авиаматка появлялась то здесь, то там, искусно маскировалась, прижималась к берегу, пряталась в бухтах, и нашим лётчикам не удавалось её разглядеть. Иногда разведчикам удавалось засечь авианосец, но группа бомбардировщиков, вылетавшая по следу воздушной разведки, ничего не находила, только скалы да море, затянутое дымкой, лабиринт островов и бухт на протяжении сотен километров... Тем не менее, Тимофей Хрюкин не оставлял мысли найти японский авианосец.
СБ с китайскими опознавательными знаками ![]() Тимофей Хрюкин в конце Великой Отечественнной
Иван дал поправку. Тимофей довернул машину и ощутил, как бомбы полетели
вниз. На втором заходе Хрюкин увидел, что на «Ямато-мару» возле самой
трубы, взметнулся столб черного дыма, изрезанный яркими языками пламени.
Вторая бомба легла у борта, разорвалась в воде, ниже ватерлинии, и
одновременно, как по команде, заградительный огонь прекратился. Одинокая
последняя струя трассирующих пуль медленно поднялась в воздух, и все
оборвалось. Авианосец начал крениться на левый борт.
|