универсальный портал обо всём

Рейтинг@Mail.ru

 

ЗиЛ-130

Сергей Шумаков

Автомобиль ЗиЛ-130 был в позднесоветские годы самым распространенным в мире грузовым автомобилем. Он экспортировался в 50 стран мира, а его общий тираж составил 3 миллиона 388 тысяч 312 экземпляров.

ЗиС-150

Грузовик ЗиС-150, впервые появившийся  1947 году, и его усовершенствованный вариант ЗиЛ-164, запущенный в серию в  октябре 1957 года, оказались незаменимыми в народном хозяйстве. Однако уже в 1950 году конструкторы завода имени Сталина начали заблаговременно готовить им замену. Разработкой машины руководил главный конструктор ЗиСа по грузовым автомобилям Анатолий Маврикиевич Кригер, а ведущим конструктором по машине был назначен Георгий Александрович Феста. Автомобиль должен был называться ЗиС-125, но когда в декабре 1956 года был готов опытный образец, ЗиС уже переименовали в ЗиЛ, и автомобиль с непривычно плоской передней частью получил название ЗиЛ-130. Дело в том, что разработку нового перспективного грузовика вёл параллельно с ЗиСом ещё и ДАЗ – Днепропетровский автозавод. Его образец назывался ДАЗ-130. Однако до серийного выпуска автомобилей на ДАЗе так и не дошло – завод перепрофилировали на выпуск ракетной техники, а все наработки и опытный образец были переданы ЗиЛу.

Под капотом у опытного образца был установлен экспериментальный карбюраторный V6 рабочим объемом 5,2 л, мощностью 135 л.с.

<strong>ЗиЛ-130</strong>: первый опытный образец 1956 года

ЗиЛ-130: первый опытный образец

 

Однако этот мотор остался в единственном экземпляре, и на следующий прототип, изготовленный в 1957 году, поставили форсированный до 140-сильной мощности вариант двигателя, стоявшего на ЗиЛ-150 и ведущего своё происхождение от мотора ЗиС-5. Уже в ходе заводских испытаний выяснилось, что перефорсированный двигатель часто перегревается, и машину решили снабдить новым мотором. Искать его долго не пришлось – в те времена ЗиЛ осваивал производство правительственного лимузина ЗиЛ-111 и микроавтобуса ЗиЛ-118. При 100-миллиметровом диаметре цилиндра и 95-миллиметровом ходе поршня его рабочий объём составлял 5,969 литра. Конечно, двигатель, работавший на 95 бензине, для грузовика оказался бы неприемлемым, но ему уменьшили степень сжатия до 6,5-кратного значения, что позволило мотору развивать 150-сильную мощность вместо 220-сильной у ЗиЛ-111 .

 

ЗиЛ-130: один из ранних опытных образов


 

Кабина ЗиЛ-130: 1 –  рычаг стояночного тормоза; 2 –  ручка управления жалюзи радиатора; 3 –  рычаг переключения передач;  4 –  переключатель указателей поворота; 5 –  форсунка обмыва ветрового стекла; 6 –  щиток приборов; 7 –  педаль обмыва ветрового стекла; 8 –  педаль сцепления; 9 –  ножной переключатель света фар; 10 –  педаль тормоза; 11 –  педаль управления дроссельной заслонкой.

Благодаря своей V-образности, восьмицилиндровый двигатель оказался короче чем шестицилиндровый, ставившийся на машины-предшественники, а благодаря короткому двигателю и сдвинутой вперед кабине платформа автомобиля ЗиЛ-130 получилась большей, чем у ЗиЛ-164, несмотря на более короткую базу. Объем кузова ЗиЛ-130 составил 5,10 кубических метра, тогда как у ЗиЛ-164 он был равен 4,65 куб. м.
Конструкторы нового автомобиля уде лили большое внимание созданию возможно лучших условий труда для водителя. Кабина имеет ширину на уровне плеч, равную 1625 мм, что на 120 мм больше, чем кабина ЗиЛ-164. Это было важно для удобной посадки. Даже зимой, когда шофер в теплой одежде, трезвые пассажиры не мешали ему управлять автомобилем.
В рулевое управление ввели гидроусилитель. Шофёр, крутя руль, стал перемещать не тяжелые колеса, а маленький золотник, распределяющий масло. Гидравлика сделала водителя в несколько раз сильнее и повысила безопасность движения. Разрыв шины переднего колеса может бросить обычный автомобиль в кювет, а ЗиЛ-130 в таком случае легко удержать на дороге. В случае обрыва ремня привода масляного насоса или выхода из его строя движение можно было продолжить, с приложением к рулю более значительных усилий.
По сравнению с предшественниками грузовик стал таким комфортабельным. Просторная кабина, мягкие сиденья, панорамное лобовое стекло, удобно расположенные приборы. Кабина хорошо отапливалась, а для вентиляции в крышке прорезаны люки. Правда, водители жаловались на то, что переднее стекло перестало быть ветровым, а стало просто лобовым. Если у прежних грузовиков оно было открываемым, то теперь оно жёстко крепилось к кабине.
Погрузочная высота кузова ЗиЛ-130 составляла 1300–1400 мм, что было идентично расположению уровня пола железнодорожного вагона, это позволяет производить перевалку грузов без использования погрузочных рамп на складах.

ЗиЛ-164А

ЗиЛ-164А


Первая партия автомобилей в количестве пяти штук была изготовлена в сентябре 1962 года. Облицовка радиатора изменилась ещё раз и стала напоминать забрало хоккейного вратаря. Для опытной эксплуатации грузовики были направлены на Ярославский шинный завод. Тем не менее, запустить новый ЗИЛ в серию долго не удавалось – для производства кабины потребовался монтаж нового оборудования, который занял ещё два года. Понадобилось новое оборудование и для производства новых силовых агрегатов. Была высока вероятность, что переоборудование завода затянется и на более долгое время, и поэтому в качестве временной меры в серию запустили модель ЗиЛ-164А. Внешне он ничем не отличался 164-го, но всё, кроме двигателя и кабины, в нём было от 130-го. Лишь с 1 октября 1964 года начался полномасштабный серийный выпуск автомобиля ЗиЛ-130.

Самосвал ЗИЛ-ММЗ-555

 

ЗиЛ-170

В неизменном виде он продержался на конвейере до 1976 года. К этому времени по всем планам его должен был сменить ЗиЛ-170 с дизельным двигателем и бескапотной компоновкой. Однако то, что должно было сталь 170-м ЗиЛом, стало КамАЗом, а завод имени Лихачёва так и остался со старой моделью. Тогда ЗиЛ-130 решили немного модернизировать. Прежде всего, заводчане добились увеличения грузоподъёмности с пяти до шести тонн. Улучшена была и система водяных каналов в головках цилиндров. Вместо поршней с конусообразной юбкой теперь устанавливались поршни с П-образными прорезями и бочкообразной юбкой. Это обеспечило более правильную геометрию поршня при нагреве.


В конструкцию коробки передач были введены замки, предохраняющие шестерни от самовыключения при движении внатяг и накатом. Увеличен был предварительный натяг подшипников ведущей конической шестерни главной передачи. Конструктивно иными стали отдельные детали подвески автомобиля.
Изменениям подверглась облицовка радиатора. Кроме того, фары и подфарники поменялись местами: если на опытных образцах фары были сверху, а подфарники снизу, то на серийных машинах подфарники стали располагаться над фарами. Сами же подфарники стали двухцветными – бело-оранжевыми. Модернизированный вариант стал называться ЗиЛ-130-76.

На этом фото хорошо видны внешние различия ЗиЛ-130 (слева) и ЗиЛ-130-76 (справа).

 

Надо сказать, что двигателисты не всегда успевали за сборщиками, и из-за нехватки родного двигателя, который ставился также и на автобусы ЛАЗ-695, на часть тиража ЗиЛ-130, начиная с 1974 года, иногда ставили шестицилиндровый рядный двигатель от ЗиЛ-157. Бортовой грузовик с таким двигателем обозначался ЗиЛ-130АН, а самосвал обозначали как ЗиЛ-130К. Диаметр цилиндра у этого двигателя был уменьшен со 101,6 до 100 мм, чтобы сделать поршни взаимозаменяемыми с поршнями двигателя ЗиЛ-130.  Ход поршня остался прежним. Рабочий объём упал с 5560 до 5386 куб. см, а мощность сократилась со 110 до 104 л.с. Иногда, правда, ставили и обычные двигатели с 101,6-миллиметровми цилиндрами.

Пытался ЗиЛ составить конкуренцию и КамАЗу – сначала, ещё в 1975 году, заводчане сделали попытку поставить на ЗиЛ двигатель от Урала-375. Поскольку такой мотор не помещался в подкапотное пространство, облицовка радиатора получила весьма характерный выступ. Автомобиль, названный ЗиЛ-133, был трёхосным и мог перевозить восьмитонный груз. Однако двигателей, ставившихся помимо Уралов ещё и на ЛиАЗы, в старне не хватало. Тогда на ЗиЛ-133 установили двигатель от КамАЗа. Такой грузовик назвали ЗиЛ-133Г. Он-то и пошёл в серию, правда, в довольно мелкую. Тем не менее, такой вариант продержался на конвейере до 1999 года, в то время как выпуск ЗиЛ-130 был прекращён 30 декабря 1994 года. В тот день с конвейера сошёл последний, 3388312-й экземпляр.

ЗиЛ-133

ЗиЛ-133
Тем не менее, производство ЗиЛ-130 продолжается до сих пор, правда, не в Москве, а в городе Новоуральске Свердловской области. ЗиЛ-130, производимый ныне на Уральском автомоторном заводе, называется теперь АМУР-53131. Облицовка его радиатора позаимствована от ЗиЛ-131.


АМУР-53131

Украинцы
История Украины
Кто придумал украинский язык
Поэта Тараса Шевченко не существовало
Почему @ называется собакой
Татары
Мордва
Удмурты
Бесермяне
Узбеки
Казахи
Киргизы
Башкиры
Чуваши
Чеченцы
Армяне
Аварцы
Осетины
Чукчи
Цыгане

Андроновцы были предками славян
В 1941 году немцев было убито в боях больше, чем русских
Арийский язык
Евреи в Вермахте
Евреи-полицаи
Мигранты из Средней Азии – угроза нашим детям
Американцы о русских
Американцы о русской армии
БМД-1
Карл Бильдт: Россия строит православный бастион против Запада
Украинские националисты сделали своим премьером отпетого...
Китайские автоматы Тип-56, Тип-81, Тип-87, Тип-95, Тип-03
А-10 Thunderbolt II
Молочная бутылка
С-75 Двина
Доброволец из Германии прибыл воевать за ополченцев
Контроль над дорогами Красный Луч – Антрацит и Донецк...
о географическом положении, о происхождении названия, о климате
Audi A1
Обаму сочли воплощением Дьявола
Рокоссовский - маршал двух армий.
Как наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
В Крыму будет модернизирована база подводных лодок
ИС-1
Как лейтенант Вербовой сбил Юнкерс из танковой пушки
Скорее всего, это украинец, родившийся в Северной Америке.
На территорию России вышли остатки 72-й механизированной...
BMW X5
Брехня украинских СМИ
БА-10 – советский средний пушечный бронеавтомобиль
Пургин Андрей Евгеньевич
Демонтаж памятника советским воинам в Таллине
Украина строит концлагеря
Шведский неофашист на украинском Остфонте
20 июня 1933 года было завершено строительство Беломоро...
Партизаны атаковали укровояк в Трёхизбёнке
Ополченцы ЛНР взяли Волнухино
21 марта
В Донецке идёт митинг
На латвийских выборах лидирует русская партия
Русский мужик в Крыму таки и не принял украинское гражданство
Во время отступления из Шахтерска три украинские танка попали...
БМП-3
Американские беспилотники будут летать над Северной Кореей
В Россию просится сектор Газа
Партизаны взорвали рельсы на оккупированной территории ЛНР
Производство танков в СССР за время Великой Отечественной
ТИЗ-АМ-600 – мотоцикл для мотопулеметчиков
Новые образцы вооружения, разработанные ополченцами
Как 31 человек 49 дней обороняли здание, выдерживая натиск...
Флагаман ЧФ взял курс на Одессу
Первый танк Вермахта Panzerkampfwagen I
Заупокойная молитва детей за родителей
anaga.ru/analytical-articles/wwi2.htm
Партизаны-ковпаковцы уничтожают правосеков пиками в задний...
Годовщина расстрела маньяка-ингуша
День рождения Татьяны Догилевой? Этот день в истории России....
Stryker Страйкер
организован массовый выпуск модернизированной «Волги» ГАЗ...
Панфиловский парк и кафедральный
В Галиции восстание против мобилизации
Михаил Тимофеевич Калашников
Петр 1, великое посольство, первый визит русского царя в европу
Молитва перед началом дела
Житомирско-Бердичевская операция
Со дня на день в ВСУ ожидают десант русского флота в секторе М
пулемёт Дегтярёва - основной ручной пулемёт Красной Армии в ВОВ
При бегстве из Иловайска убит командир батальона Херсон
Окруженцы получили белый коридор в обмен на военную технику
Современная зарплата в советских деньгах
Красный луч остаётся в руках ополченцев
Вдоль русско-украинской границы вырыли траншею от русских...
Ополченцы завершили окружение 80-й бригады
Иван Фёдоров и его типография
Евреи в Вермахте יהודים בוורמאכט
Узбек-педофил получил 13 лет
МиГ-29
Новости портала PRO-авто
16 февраля 1976 года с конвейера Камского автомобильного...
Т-34 – лучший танк второй мировой
Эстония благоразумно избавилась от антирусского премьера
Ополченцы взяли луганский аэропорт
Симферопольцы встретили момент перевода часов на московское...
самая посещаемая страна в мире
Балатонская операция
Kia Rio
РКГ-3
Братья-бронебойщики Остапенко, подбившие вдвоём 20 танков
самая посещаемая страна в мире
История катюши
Неудавшийся майдан 1956 года в Тбилиси
Пистолет-пулемёт Судаева ППС-43
5 июня 1957 года состоялся певый полет первого советского...
Керченско-Феодосийская десантная операция
Партизаны разгромили вражескую колонну на родине батьки Махно
Винтовка Манлихера Mannlicher M95
Как снайпер Илья Каплунов подбил 9 танков
В США пошли по стопам Геббельса
Распад Союза ССР, союзный договор Девять плюс один
А 25% американских солдат обсыкаются перед боем.
Странное колесо на Руссо Туристо
Новогодний сюрприз для россиян
Chevrolet Spark
Китайцы о русской армии
Героическая оборона Киева
Театральная — станция метро
BMW i3
Молдаване тоже против евроинтеграции
2C – самый большой танк в истории
Американцы проворонили захват Крыма благодаря новым русским...
Т-70. Боевое применение
Как Фёдор Старцев подбил в двух боях 15 танков
СУ-122
Украинская армия осталась почти без патронов
Как один боец с топором победил 50 немцев
Сравнительные тест-драйвы
В Волгограде собирались снести Родину-Мать
Власов, который не был предетелем
Как русские жёны душманов заражали тифом стаканы с газводой
9 февраля 1904 года произошёл бой русского крейсера «Варяг»...
ИТ-1
Противопартизанское подразделение укров разгромлено в посёлке...
Как парализовать американскую экономику
Нива ВАЗ-2121 полноприводной
8 августа 1941 наша авиация впервые бомбила столицу Германии.
Наш Дальний Восток на китайских картах
LT-35 LT vz.35 Pz.35(t) | лёгкий чещкий танк LT-35
23 декабря 1941 года советский офицер Владимир Симонок сбил...
Чили готова заключить соглашение о свободной торговле...
На ЗиДе создан новый пулемёт для спецназа
Кировоградская операция
Украина готовит полномасштабное вторжение в Крым
Прорыв на Латышево ликвидирован
Реактивная броня не спасает украинские танки
Россия : всё о России, про Россию
Японский городовой: покушение на наследника русского престола
Бомбардировка Дрездена
Площадь революции — станция метро
Т-70 – лёгкий танк середины войны
Западенцы это не славяне, а потомки кельтов и евреев
Пленных националистов в Иловайске заставили скакать...
Женский блокпост в ЛНР отбил атаку айдаровцев
Охранники лагеря питались также, как и пленные
Киевские свидомиты задумали переименование улиц
Женщины, имеющие в личном зачёте от 10 до 309 убитых...
Во время огневого налёта был повреждён склад боеприпасов
Уйгуры с топорами напали на полицейский участок
Ополченцы сбили МиГ-29
Рейтинг стран мира по военным расходам
Боевое применение И-16
СВТ