Военная историяОружиеБоевая техникаУниформа и знаки различия

< < Рейтинг@Mail.ru <

Первая в мире зенитка

Зенитка Лендера

Генерал-майор Михаил Фёдорович Розенберг
Генерал-майор Михаил Фёдорович Розенберг

Франц Францевич Лендер
Франц Францевич Лендер

Незадолго до начала первой мировой войны считалось, что борьбу с аэропланами могут осуществлять обычные трёхдюймовки, стреляющие шрапнелевыми снарядами. В частности, на лекциях в Академии генерального штаба говорилось: «Нельзя, прежде всего, согласиться, что для борьбы с воздушными целями необходимы специальные орудия с большим вертикальным обстрелом и большой подвижностью. Даже при том скромном предельном угле возвышения, который принят для 3-дм. пушки обр. 1902 г., и предельной дальности шрапнели цель, движущаяся на высоте одной версты, будет находиться в сфере поражения 2,5 версты. А разве можно рассчитывать, чтобы не только современные, но и воздушные цели ближайшего будущего двигались свободно с надёжными результатами наблюдения за противником выше одной версты?».

Мобилизационное расписание 1910 года так же не предусматривало оснащение армии специальными орудиями для борьбы с воздушными целями.
Впервые в России стрельба по воздушным целям была осуществлена ещё 13 июля 1890 года, а в 1908 и 1909 годах были проведены успешные стрельбы трёхдюймовыми полевыми орудиями образца 1900/1902 годов по летающим моделям аэропланов – воздушным змеям, летящим на привязи за конной пряжкой.
Однако в первые же войны выяснилось, что сбить неприятельский аэроплан и даже крупноразмерный и тихоходный дирижабль обычная трёхдюймовка практически не в состоянии. И дело заключалось не только в том, что ствол её поднимался лишь на ограниченный угол – с этой проблемой мог справиться станок Иванова. Основная беда заключалась в том, что снаряд, досылаемый в вертикально задранный ствол, так и норовил вывалиться наружу до закрытия затвора. Поэтому при стрельбе со станка Иванова приходилось сначала заряжать орудие, а уже потом поднимать ствол на требуемый угол. Надо ли говорить, насколько это снижало практическую скорострельность?
А когда стало ясно, что для борьбы с воздушными целями требуется специальное орудие, выяснилось, что проекты таких орудий в России уже имелись.

Капитан В. В. Тарновский (крайний слева) с разработчиками первой специальной зенитной пушки, март 1915 г.


Так, ещё в 1901 году военный инженер Михаил Фёдорович Розенберг, бывший ещё тогда в чине капитана, разработал проект первого 57-мм зенитного орудия, но идея специального противоаэропланного орудия была отвергнута. В 1908 году идея создания зенитной пушки была поддержана преподавателями Офицерской артиллерийской школы и Михайловской артиллерийской академии. Офицеры школы М. В. Добровольский, Е. К. Смысловский, П. Н. Никитин разработали тактико-технические требования, автором идеи был Василий Васильевич Тарновский. Он же предложил устанавливать орудие на автомобильное шасси. В 1913 проект был одобрен ГАУ, а в 1914 был передан для непосредственной разработки на Путиловский завод другому конструктору – Францу Францевичу Лендеру – военные посчитали, что у Тарновского недостаточно специального образования. Однако он всё равно был включён в состав конструкторского коллектива, в который также вошли известный артиллерист П. А. Глазков, работники Путиловского завода Ф. М. Гарковский, А. Я. Навядовский и В. И. Бирюков.
Это было первое орудие, оснащённое клиновым затвором с инерционной полуавтоматикой. В 1915 году пушка была модернизирована, угол возвышения улучшенного образца был увеличен до 75°.
В конце 1914 года было изготовлено четыре опытных образца пушки, установленных на грузовых автомобилях, в феврале 1915 они прошли успешные испытания на Петроградском полигоне. Первый заказ составил лишь 12 орудий. Вскоре были сформированы четыре самоходные зенитные батареи. В состав батареи входили четыре самоходные зенитные установки, четыре самоходных зарядных ящики на базе бронированного двухтонного грузового автомобиля Руссо-Балт М-24-40, в каждом из которых помещалось по 64 патрона, а также несколько автомобилей обеспечения. Кроме того, в батарее состояло: 4 бронированных автомобиля – зарядных ящика, в каждом из них возилось по 96 патронов, по 20 пудов бензина и масла; 3 легковых автомобиля для офицеров и команды связи (прочие солдаты размещались на орудийных автомобилях – по 6 орудийных номеров и по два шофера и на автомобилях-зарядных ящиках – по три солдата и по два шофера); 4 мотоциклета для разведчиков и 1 автомобиль – кухня-цейхгауз. Бронировка автомобилей состояла из щитовой стали трёхмиллиметровой толщины, предохраняющей шоферов, прислугу и жизненные части машины от шрапнельного и дальнего ружейного огня. Всего же до конца 1917 года было изготовлено 76 орудий.

Первая батарея была отправлена на Северный фронт 25 марта 1915 года. Командовал ею сам Тарновский. 2 июня этим противосамолётным подразделением был сбит один немецкий аэроплан в районе польского города Пултуска. 17 же числа того же самого месяца было сбито ещё два немецких аэроплана.
 

Автомобиль-зарядный ящик Руссо-Балт М-24-40

 

Пушка выпускалась до 1934 года заводом № 8. Она устанавливалась на боевых кораблях, автомобилях, специальных повозках и на стационарных зенитных батареях. В 1928 году была модернизирована: длина ствола увеличена до 55 калибров при увеличении начальной скорости снаряда до 730 м/с. Высота поражения цели достигла 8000 м. Пушка могла стрелять всеми выстрелами от 76-мм дивизионных пушек. К ней был разработан ряд специальных снарядов, содержащих в качестве поражающих элементов не только шаровые пули, но и стержни различной формы и веса. В части снарядов такие элементы были попарно соединены стальным тросом, что позволяло увеличить степень поражения самолёта.

Расчёт зенитки лендера под командованием младшего сержанта Степана Данича при обороне Севастополя

 


12 танков из Сорокопятки в одном бою
Как наш лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов
Как Т-70 подбил Тигр
Как матрос Кайда убивал немцев кулаком
Как Европа теряет обороноспособность

Как Тимофей Хрюкин потопил авианосец

Как один осетин перестрелял 108 немцев в одном бою

Как Яков Чугунов подбил семь танков одними гранатами
Михаил Тимофеевич Калашников

Как рядовой Иван Ищенко заколол штыком семерых немцев

Как Дмитрий Шолохов подбил 25 танков в одном бою

Как трое казаков порубили немецкую автоколонну
Как разгильдяи утопили подводную лодку
Красноармеец Гитлер
Пушка, стрелявшая по Парижу за 115 км от него
Как наши кавалеристы порубили три румынских полка
Штыковой бой под Мельниками
Военное делоКак наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
Военное дело
ТБ-3
Военное делоБратья-бронебойщики Остапенко, подбившие вдвоём 20 танков
Военное дело130-мм пушка М46

Военное дело Игорь Иванович Сикорский
Военное дело Илья Муромец С-22
Военное дело
Рокоссовский
Военное дело Т-34-76
Военное дело Печенег
Военное делоВЧК
Военное дело PzKpfw IV – основной противник советских танков

Военное делоМадсен Madsen
Военное делоРейд генерала Баданова на станицу Тацинскую