Рейтинг@Mail.ru

Военная историяОружиеБоевая техникаУниформа и знаки различия

Как лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов

<strong>Як-9К</strong>

 

Як-9К старшего лейтенанта Киселёва из 274-го истребительного авиаполка


Самый результативный воздушный налёт


Александр Эммануилович Нудельман


Иван Михайлович Киселёв

В 1944 году конструкторский коллектив, возглавляемый Александром Эммануиловичем Нудельманом, разработал для истребителей автоматическую 45-мллиметровую пушку НС-45. Весила она 163 кг, а каждый её снаряд имел 1,065-килограммовую массу. Темп стрельбы составлял 260 – 280 выстрелов в минуту. Пушка имела ленточное питание, а боекомплект составлял 29 снарядов. Особенностью этого орудия был весьма тонкостенный ствол. Толщина стенок ствола составляла всего 3,75 мм против 7,1 мм у НС-37. ПО сути дела это был ствол 37-миллиметровой пушки, рассверленный до 45-миллиметрового калибра. Это позволило установить НС-45 на истребитель Як-9 с мотором ВК-105ПФ без серьезной доработки редуктора двигателя. Ствол НС-45 был снабжен мощным дульным тормозом, поглощавшим до 85% энергии отдачи пушки. Самолёту с таким орудием дали обозначение Як-9К. Этот истребитель имел взлетный вес 3246 кг, скорость на высоте 8700 м 673 км/ч, у земли – 618 км/ч. Высоту 6 тысяч метров Як-9К набирал за 6,6 минуты. Запаса топлива хватало на 1300 км.
Войсковые испытания Як-9К проходили в два этапа: с 13 августа по 18 сентября 1944 г. на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля 1945 г. на 1-м Белорусском фронте.
На 44 машинах этого типа летчики совершили 340 боевых вылетов. Як-9К стал настоящей грозой для бомбардировочной авиации противника. Для таких целей мы эти истребители обычно и употребляли. В ударные группы включали Як-9К, а в группы прикрытия – либо Як-1, либо Як-7. Такие комбинированные, смешанные группы давали наилучшие результаты. В воздушных боях и на земле они уничтожили 106 самолётов противники, а потеряли лишь один самолёт.


Боеприпас пушки НС-45

Этим самолётом был Як-9К лейтенанта Ивана Михайловича Киселёва. 20 августа 1944 года над Каунасом в самолёт попал зенитный снаряд, и лётчику оторвало ногу. Несмотря на это, Киселёв сумел привести самолёт на аэродром и потерял сознание лишь выключив двигатель. Машина получила столь тяжёлые повреждения, что её пришлось списать, а лейтенант Киселёв в мае 1945 года вернулся в строй и летал с протезом. За время своего участия в боях он совершил 156 боевых вылетов, принял участие в 135 воздушных боях, сбив 14 вражеских самолётов лично и ещё 2 — в составе группы. После окончания войны Иван Михайлович Киселёв вышел в отставку. Проживал в Москве, работал сначала в Главном управлении Гражданского воздушного флота, а после окончания в 1956 году Высшей партийной школы при ЦК КПСС был секретарём парткома Министерства гражданской авиации СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1965 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» старший лейтенант в отставке Иван Киселёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 10699. Умер Иван Михайлович Киселёв 6 апреля 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москв
Но самый интересный случай во фронтовой биографии Як-9К произошёл 16 января 1945 года. В тот день командир звена Краснознамённого Севастопольского 812-го истребительного авиаполка лейтенант Пётр Тихонович Щеглов, вылетел в составе группы из шести Як-9К на штурмовку отступающих вражеских войск. Уже возвращаясь на аэродром, Щеглов увидел под крылом мчащийся на всех парах эшелон: в те дни шла Висло-Одерская операция, и немцы спешно эвакуировались и вывозили имущество. И тогда Щеглов решил атаковать этот состав. Атаковать, несмотря на то, что в ленте оставалась всего пара снарядов. Однако благодаря низкой скорострельности пушки НС-45, Щеглов к тому времени уже наловчился стрелять одиночными выстрелами.

Як-9К в раскраске 812-го иап


Одного снаряда оказалось достаточно, чтобы вывести из строя паровоз. Эшелон остановился, закупорив дорогу. В результате наши войска захватили еще 20 эшелонов.
4 февраля тот же лейтенант Щеглов перегонял свой самолёт из Познани на аэродром Реппен. Прямо над аэродромом он встретил FW-190, который сбил одним выстрелом. Немецкий самолёт рухнул прямо на лётное поле.
Что интересно, заряжала орудие и следила за его техническим состоянием жена лейтенанта Щеголва Мария Степановна. С Марией, носившей в девичестве фамилию Гусева, он связал свою судьбу когда вместе с ней воевал на У-2. Истребителем же Щеглов стал лишь в августе 1944.
Всего Щеглов выполнил на Як-9К 30 боевых вылетов, в ходе которых уничтожил три самолёта противника. По итогам войсковых испытаний Пётр Тихонович Щеглов 29 марта 1944 года был награждён Орденом Красного Знамени.


Как красноармеец Григорий Жидовский сбил гранатой РГД-33 пикирующий бомбардировщик Ju-87
Как Т-70 подбил Тигр

Как Т-70 подбил две Пантеры

Как трое казаков порубили немецкую автоколонну

Рейд генерала Баданова на станицу Тацинскую

Как наши кавалеристы порубили три румынских полка
Штыковой бой под Мельниками