Военная историяОружиеБоевая техника Униформа и знаки различия

<

Рейтинг@Mail.ru
< Рейтинг@Mail.ru <

Т-80

Боевая масса – 42т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – одна 125-мм пушка 2А46-1, один 7,62-мм пулемёт ПКТ, один 12,7-мм зенитный пулемёт НСВТ. Броня противоснарядная: лоб корпуса – 208 мм, борт – 70–80 мм, лоб башни – 410 мм. Мощность газотурбинного двигателя – 1000 л. с. Скорость  по шоссе – 65 км/ч. Запас хода – 600 км.

Первый серийный танк с ГТД

История создания танка Т-80 началась в июле 1967 года с совещания у секретаря ЦК КПСС Дмитрия Фёдоровича Устинова. на котором было принято решение о разработке для танка Т-64 газотурбинной силовой установки. Двигатель мощностью 1000 л.с. должен был обеспечивать запас хода по шоссе не менее 450 км при гарантийном сроке работы – 500 ч. Причина принятия такого решения, а также создания резервной силовой установки с дизельным двигателем 8-46 заключалась в том. что двухтактный двигатель 5ТДФ танка Т-64  (о нём ТуТ ) работал очень ненадёжно. Кроме того, среди военного руководства существовало мнение, что применение ГТД в танках позволит существенно поднять боевые и эксплуатационные характеристики, в том числе средние скорости движения и боеготовность (особенно в зимнее время), а также повысить энерговооружённость танка. Кроме того, применение ГТД, не требовавшего разогрева перед запуском, должно было повысить боеготовность танка в зимних условиях и сократить время на его подготовку к выходу до 2–3 мин при –18°С и до 25–32 мин – при более низких (до –45°С) температурах.

В итоге совещания 16 апреля 1968 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совмина CCCР, обязывающее Миноборонпром и Минавиапром в течение 1968 – 1971 годов провести ОКР по ГТД. К этому времени в ЛНПО имени В Климова разработали удачный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. а в КБ-3 Кировского завода, взяв за основу газотурбинный вариант танка Т-64А. в 1970 году выполнили в металле опытный объект 219.

В 1974 – 1975 годах в Приволжском военном округе проводилась опытная войсковая эксплуатация батальона танков в объёме 10 – 11 тыс. км. В ее начале имел место массовый выход из строя ГТД, в основном из-за разрушения третьей опоры турбокомпрессора. Были приняты срочные меры по устранению этого недостатка и уже к 15 декабря 1974 года в батальон поступили 10 доработанных двигателей так называемой 8-й серии. В связи с этим программу опытной войсковой эксплуатации уточнили и для 10 танков с усовершенствованными двигателями добавили этап испытаний в условиях лёссовой запылённости воздуха в Туркестанском военном округе.

Машины там заправлялись как авиационным керосином, так и дизельным топливом. Правда, расход топлива на 100 км пути при движении колонны по снежной целине не обеспечивал суточный переход танков в 300 – 400 км без дозаправки. Не обеспечивалась и безотказная работа двигателей в пределах гарантийного срока службы.

Зато боеготовность объекта 219 при низких температурах в 1,5 – 2 раза превышала таковую у танков с дизельными двигателями. Он обладал высокой маневренностью, был способен во взаимодействии с БМП стремительно выдвигаться к переднему краю со скоростью 20 – 30 км/ч и более, атаковать противника, находясь меньшее время под воздействием его огневых средств, и обеспечивать ведение стрельбы на скоростях движения 20 – 25 км/ч.

В зависимости от дорожных и климатических условий средняя скорость движения находилась в пределах 18 – 32 км/ч (тактическая) и 20 – 40 км/ч (техническая). И хотя расход топлива на 100 км составлял 453 – 838 л; расход масла практически отсутствовал.

6 августа 1976 года, вскоре после назначения Д.Ф.Устинова министром обороны, объект 219 приняли на вооружение под индексом Т-80. «Восьмидесятка» стала первым в мире серийным танком с газотурбинным двигателем (серийное производство танка М1 «Абрамс» началось в 1980 году).

Основной танк Т-80 представлял собой базовый серийный вариант Машина имела сварной корпус, в основном аналогичный по конструкции корпусам танков Т-64А и Т-72.

Литая башня Т-80 обладала сложной конфигурацией и представляла собой фасонную отливку из бронестали. К верхней её части были приварена крыша и защитная головка прицела-дальномера 1Г42.

125-мм пушка 2А46-1 оснащалась теплозащитным кожухом ствола, гидроэлектромеханическим механизмом заряжания такого же типа, что и на танке Т-64А, спаренным пулеметом ПКТ, зенитным пулемётом НСВТ-12.7 «Утес», оптическим прицелом-дальномером ТПД-2-49. двухплоскостным стабилизатором 2Э28М В целом башняТ-80ранних выпусков в значительной степени была унифицирована с башней Т-64А (включая приборы прицеливания и наблюдения, а также систему управления огнем). Ходовая часть имела гусеницы с обрезиненными беговыми дорожками и РМШ, обрезиненные опорные и поддерживающие катки. Экипаж состоял из трех человек. Серийное производство танка осуществлялось на Ленинградском Кировском заводе с 1976 по 1978 год.

В 1978 году появилась модификация Т-80Б (объект 219Р), отличавшаяся прежде всего наличием комплекса управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра» и СУО 1АЗЗ (лазерный прицел-дальномер 1Г42. танковый баллистический вычислитель 18517, стабилизатор 2Э26М. блок разрешения выстрела 1Г43 и комплект датчиков) Были смонтированы пушка 2А46-2 и система запуска дымовых гранат 902А «Туча», усилено бронирование башни С 1980 года начали устанавливаться двигатель ГТД-10О0ТФ мощностью 1100 л.с. и башня, унифицированная с Т-64Б. с 1982 года – пушка 2А46М-1 «Рапира-3». В 1984 году усилили бронирование носовой части корпуса за счёт приварки 30-мм бронелиста. Танк Т-80Б также выпускался ПО «Кировский завод» в Ленинграде. На его базе был создан командирский танк Т-80БК (объект 630), выпускавшийся Омским заводом транспортного машиностроения.

Одновременно с разработкой Т-80Б был спроектирован и его дизельный вариант – объект 219РД с 1000-сильным дизелем А-53-2. Из стадии опытного образца эта машина не вышла. В 1983 году был создан другой опытный образец – объект 219В, на котором отрабатывались элементы новой СУО «Иртыша и комплекса управляемого вооружения «Рефлекс».

В январе 1985 года на вооружение была принята модификация Т-80БВ (объект 219РВ). отличавшаяся от Т-80Б установкой на башне и корпусе комплекта навесной динамической защиты.

В состав вооружения танка Т-80Б входят: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1; 7.62-мм спаренный пулемет ПКТ; 12,7-мм танковый пулемёт «Утёс» (НСВТ-12,7); боеприпасы к пушке и пулемётам; механизм заряжания; система управления огнём 1АЗЗ: комплекс управляемого вооружения 9К112-1; ночной прицел ТПНЗ-49.

Пушка установлена в башне танка на цапфах. Амбразура башни спереди закрыта бронировкой, прикреплённой к люльке болтами и прикрытой снаружи чехлом. Внутри башни имеется уплотнение амбразуры. Ствол пушки состоит из трубы, скрепленной в каморной части кожухом; казённика; муфты и механизма продувания канала ствола. Часть ствола, находящаяся вне люльки и бронировки, закрыта термозащитным кожухом, который предназначен для уменьшения влияния неблагоприятных метеорологических условий на изгиб трубы в процессе стрельбы. Он состоит из четырёх секций, стяжек, скоб, шпангоутов и крепежных деталей.

Т-80БВ

Масса качающейся части пушки без бронемаски и стабилизатора составляет 2443 кг. Боевая скорострельность – 6 – 8 выстрелов в минуту. Дальность прямого выстрела (при высоте цепи 2 м) бронебойным подкалиберным снарядом – 2120 м.

Боекомплект к пушке состоит из 38 выстрелов с бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными, кумулятивными и управляемыми снарядами. Из них: 28 выстрелов размещаются в конвейере М3 в любом соотношении; 7 – в отделении управления и 5 – в боевом отделении.

Зенитно-пупемётная установка предназначена для стрельбы по воздушным и наземным целям на дальностях до 2000 м и обеспечивает круговой обстрел при углах наведения пулемёта в вертикальной плоскости от -5° до +75°. Установка размещена на командирской башенке. Для стрельбы из пулемёта применяются патроны калибра 12,7 мм: бронебойно-зажигательные 6-32 и бронебойно-зажигательно-трассирующие БЗТ-44.

Особенностью конструкции танка Т-80Б является наличие  гидроэлектромеханического комплекса механизма автоматического заряжания пушки любым из применяемых типов выстрелов.

Танки Т-80 начали постулате в войска в конце 1970-х годов, в первую очередь в западные военные округа и зарубежные группы войск. Напряжённый тепловой ресурс газовой турбины осложнял использование этих танков в жарких районах, поэтому в южные военные округа они не попали.

Машина понравилась военным. В ходе стратегической штабной игры по сценарию «большой войны» новые танки уме к утру пятого дня наступления выходили к Атлантике (е штабах Т-80 получили за это прозвище «танки Ла-Манша»), Свои динамические качества Т-80 проявляли не раз. Особую известность получил случай во время одного из учений группы советских войск в Германии, когда выпопнявшие обходной манёвр «восьмидесятки» вышли на скоростное шоссе под Берлином и пронеслись по нему, обгоняя туристские автобусы. Одобрительное отношение в частях вызывали и отличные пусковые качества ГТД, не боявшегося никаких морозов. Кроме того, ГТД обеспечивал резерв мощности и экономию массы, требовавшихся для усиления защищённости от все более совершенных противотанковых средств, появлявшихся на поле боя.

На экспорт Т-80 не поставлялись и в составе Советской Армии а боевых действиях участия не принимали Танки Т-80Б и Т-80БВ использовались Российской Армией в ходе обеих Чеченских войн, показав себя надёжным и эффективным боевым средством.

К 1985 году под руководством Николая Попова был создан танк Т-80У — последняя и наиболее мощная модификация «восьмидесятки», признаваемая многими отечественными и зарубежными специалистами сильнейшим танком в мире. Машина, сохранившая основные компоновочные и конструктивные особенности своих предшественников, получила ряд принципиально новых агрегатов. При этом масса танка по сравнению с Т-80БВ возросла лишь на 1,5 т.
Система управления огнем танка включает информационно-вычислительный дневной прицельный комплекс наводчика, прицельно-наблюдательный комплекс командира и ночной прицельный комплекс наводчика. Огневая мощь Т-80У значительно возросла за счет применения нового комплекса управляемого ракетного оружия «Рефлекс» с помехозащищенной системой управления огнем, обеспечивающей повышение дальности и точности стрельбы при сокращении времени на подготовку первого выстрела. Новый комплекс обеспечил возможность борьбы не только с бронированными целями, но и с низколетящими вертолетами. Ракета 9М119, управляемая по лучу лазера, обеспечивает дальность поражения цели типа «танк» при стрельбе с места на дальностях 100-5000 м с вероятностью 0,8. Боекомплект пушки 2А46М-1, включающий 45 боеприпасов, состоит также из бронебойно-кумулятивных и осколочно-фугасных выстрелов. Бронебойно-подкалиберный снаряд обладает начальной скоростью 1715 м/с (что превосходит начальную скорость снаряда любого другого зарубежного танка) и способен на дальности прямого выстрела — 2200 м — поражать сильнобронированные цели. Броневая защита Т-80У была значительно усилена, изменена конструкция броневых преград, увеличена относительная доля брони в массе танка. Впервые в мире реализованы элементы встроенной динамической защиты (ВДЗ), которая способна противостоять не только кумулятивным, но и кинетическим снарядам. ВДЗ прикрывает более 50% поверхности, носа, бортов и крыши танка. Сочетание усовершенствованной многослойной комбинированной брони и ВДЗ «снимает» практически все типы наиболее массовых кумулятивных противотанковых средств и снижает вероятность поражения «болванками». По мощности броневой защиты, имеющей эквивалентную толщину 1100 мм против подкалиберного кинетического снаряда и 900 мм — при действии кумулятивных боеприпасов, Т-80У превосходит большинство зарубежных танков четвертого поколения.

Существенным нововведением стало применение на танке вспомогательного энергоагрегата ГТА-18А мощностью 30 л. с, позволяющего экономить топливо во время стоянки танка, при ведении оборонительного боя, а также в засаде. Экономится и ресурс основного двигателя. Вспомогательный энергоагрегат, расположенный в корме машины, в бункере на левой надгусеничной полке, «встроен» в общую систему работы ГТД и не не требует каких-либо дополнительных устройств для своего функционирования.

Как Советский Союз за один день остановил войну
Иностранные головорезы на Украине
Внук убитого берсальера прибыл на Украину мстить русским за деда
 

Как потомок Ильи Муромца сжёг два Тигра бутылками
13 июля 1944 года гвардии сержант Владимир Гущин, являвшийся потомком Ильи Муромца в 28-м поколении, сжёг два немецких танка. Pz.VI бутылками с зажигательной смесью.

 

Как ещё один потомок Ильи Муромца перебил оглоблей 37 немцев

18 сентября 1943 года лейтенант Константин Гущин перебил оглоблей целый взвод немцев.

 

311 немцев в одном бою
311 немцев в одном бою. 12 октября 1943 года пулемётчик Вячеслав Чемодуров уничтожил в бою под Пропойском 311 военнослужащих Вермахта.

 

Как снайпер Илья Каплунов подбил 9 танков противника
20 декабря 1942 года в бою к хутора Нижне-Кумский Илья Каплунов подбил 9 танков противника. Последние танки он уничтожал с оторванной рукой и оторванной ногой.

 

Подвиг лейтенанта Гудзя
Как батальон в составе одного танка остановил немецкое наступление на Москву.

Дом Павлова
Как 31 человек 49 дней обороняли здание, выдерживая натиск целого полка.

Брехня украинских СМИ
Украинские СМИ обвинили ополченцев в обстреле Луганска из Градов...

Подвиг экипажа Коновалова
13 июля 1942 года наши танкисты, уничтожили на неисправном КВ, 16 танков противника, а оставшись без танка, вернулись к своим на трофейном панцере.

Как сержант Панфилёнок подбил из сорокопятки 17 немецких танков
25 июня 1941 года батарея наших сорокопяток подбила 42 танка противника. 23 из этих танков были подбиты из одного орудия, а 17 из них – одним человеком.

Фау-1
13 июня 1944 года по Лондону был выпущен первый самолёт-снаряд.

Потери немецких танков во время войны
Сколько танков теряли немцев каждый месяц.

Русская оккупация всей Украины была бы в интересах Европы
Только так она может обеспечить бесперебойное поступление русского газа.

Бросок на Приштину
12 июня 1999 года русские десантники заняли аэропорт «Слатина».

Как наша разведгруппа из 25 человек разгромила 5-тысячный немецкий гарнизон
В составе разведгруппы были бывшие немецкие солдаты.

Четверо суток в подбитом танке
отражал атаки противника отрезанный от основных сил экипаж.

Контрнаступление советских войск под Москвой
5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой.

Как Михаил Девятаев сбежал из плена, угнав немецкий самолёт
8 февраля 1945 года группа советских военнопленных совершила побег из немецкого концлагеря на захваченном ими немецком бомбардировщике.

Брусиловский прорыв
4 июня (по новому стилю) 1916 года началось знаменитое наступление Юго-Западного фронта.

Ополченцы расстреляли ментов-мародёров
А в Славянске за это же расстреляли двоих ополченцев...

Дунайский десант
24 июня 1941 года наши войска высадились на румынскую территорию .

Ту-126
Первый советский самолёт ДРЛО.

Как ленинградский химик погубил немецкий воздушный флот
Находка профессора позволила предотвратить массовые налёты на Ленинград.

Верхом на крыле
Как наши лётчики вывозили из немецкого тыла подбитых товарищей на крыльях своих самолётов.

И-153 в боях за Родину
И-153 – лучший истребитель-биплан...

Подвиг старшего лейтенанта Шевцова
Как танковая рота лейтенанта Шевцова взяла Малоархангельск и удерживала станцию до подхода основных сил...

Как находчивый старшина подорвал немецкое судно
Старшина Митрохин подполз к борту на санях и заложил взрывчатку. Обратно сани со старшиной уволокли на лебёдке.

Подвиг телефонистки
3 марта 1944 года телефонистка Ольга Ефименко подбила немецкий танк и перебила десяток фрицев.
 


 

Т-64

Т-72

Армия Австро-Венгрии
Подвиг 365-й батареи
Бой на высоте 3234
12 танков из Сорокопятки в одном бою
Как наш лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов
Как Т-70 подбил Тигр
Как матрос Кайда убивал немцев кулаком
Как Европа теряет обороноспособность
Военное делоКак наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
Военное дело
ТБ-3
Военное делоБратья-бронебойщики Остапенко, подбившие вдвоём 20 танков
Военное дело130-мм пушка М46

Военное дело Игорь Иванович Сикорский
Военное дело Илья Муромец С-22
Военное дело
Рокоссовский
Военное дело Т-34-76
Военное дело Печенег
Военное делоВЧК
Военное дело PzKpfw IV – основной противник советских танков

Военное делоМадсен Madsen
Военное делоРейд генерала Баданова на станицу Тацинскую