Военная историяОружиеБоевая техника Униформа и знаки различия

 Рейтинг@Mail.ru 

T-28 – танк-крейсер

Первый массовый средний танк

Т-28: Боевая масса – 25.4 т. Экипаж – 6 чел. Бронирование – 10-30 мм. Вооружение: 1×76,2-мм КТ-28, 4×7,62-мм пулемёта ДТ. Мощность двигателя – 500 л.с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Тираж – 503 шт.

В первые межвоенные годы большинство танковых держав вооружали свои армии почти исключительно лёгкими танками.  Правда, наряду с лёгкими мелкими сериями и даже единичными экземплярами строились и тяжёлые боевые бронированные машины, которые называли сухопутными дредноутами. Однако ниша между лёгкими и тяжёлыми танками долгое время пустовала. Пустовала она до тех пор, пока в нашей стране не появился многобашенный средний танк Т-28.

Т-28 на первомайском параде на Красной площадиНазвать Т-28 первым в истории средним таком было бы не совсем корректно – ещё в 1929 году в нашей стране появился средний танк Т-24. Однако этот танк был выпущен лишь в  15 экземплярах и был использован в основном в качестве учебной машины.

История же Т-28 началась в 1930 году с визита в Великобританию советской закупочной комиссии во главе с Семёном Гинзбургом. В задачу этой комиссии входило приобретение наиболее современных образцов бронетехники и отправка их в СССР для изучения и использования при организации собственного бронетанкового производства. Одним из танков, особенно заинтересовавших комиссию, стал новейший в то время средний танк A6 фирмы «Виккерс», более известный как «Виккерс 16-тонный». Однако фирма «Виккерс» отказалась продать готовый образец танка ввиду его секретности и выдвинула советской стороне неприемлемые условия приобретения машины – за каждый танк без вооружения англичане просили по 16 тысяч фунтов, что составляло тогда 155 тысяч рублей золотом. В связи с этим, было принято решение отказаться от приобретения A6 и вместо этого создать танк аналогичного класса собственными силами.

По первоначальному проекту танк должен был сохранять общую компоновку A6, иметь вес около 16 тонн и нести вооружение из 45-мм пушки и пулемёта в главной башне и ещё двух пулемётов — в малых. Бронирование танка должно было составлять 20 мм в лобовой части корпуса и 16—17 мм на остальных вертикальных поверхностях, толщина бронелистов крыши — 10 мм, днища — 8 мм. В качестве силовой установки был выбран авиационный двигатель М-5 мощностью 400 л. с., уже устанавливавшийся на танках БТ-2. В конструкции предполагалось широко использовать также другие узлы и конструктивные решения уже находившихся в производстве БТ-2 и Т-26.

Т-28 – вид спередиПервый прототип танка, получивший наименование Т-28-1, из неброневой стали совершил первый испытательный пробег 29 мая 1932 года. От начального проекта прототип отличался установкой более мощного двигателя М-17, а также установкой 37-мм пушки ПС-2 вместо 45-мм, поскольку последняя всё ещё не была к тому времени готова. 11 июня 1932 года Т-28 был продемонстрирован командованию Управления моторизации и механизации РККА. Танк в целом получил положительную оценку, однако военные потребовали установки на него, начиная уже со второго опытного образца, дизельного двигателя ПГЕ, находившегося в то время в разработке, и 76-мм пушки ПС-3. С учётом этих замечаний, а также результатов испытаний первого прототипа, проект Т-28 был в августе — сентябре 1932 года кардинально переработан — в большей или меньшей степени изменены были почти все узлы и системы танка, за исключением лишь двигательной установки, поскольку указанный дизель так и не был доведён до приемлемого уровня. После этого в конце октября 1932 года, даже не дожидаясь изготовления опытного образца, Советом труда и обороны СССР было принято решение о серийном производстве танка, которое началось на Кировском заводе в Ленинграде.

Т-28 перед парадом. улица Горького, 1 мая 1937 годаПервая партия из 12 танков была готова к апрелю 1933 года, и уже 1 мая 10 из них прошли в составе парада по московской Красной площади.

Т-28 представлял собой средний танк классической трёхбашенной компоновки с двухъярусным расположением вооружения. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка, а отделение управления, совмещённое с боевым — в лобовой. Танк имел противопульное бронирование. Экипаж танка состоял из шести человек: механика-водителя; командира, выполнявшего также функции стрелка из башенного пулемёта и заряжающего пушки; радиста, выполнявшего также функции второго заряжающего; наводчика и двух стрелков пулемётных башен.

1 – 76.2-мм пушка КТ-28; 2 – маска; 3 – подъемный механизм пушки; 4 – телескопический прицел ТОП; 5 – перископический прицел ПТ-1; 6 – ограждение пушки; 7 – башенный люк; В – бугельная установка пулемета; 9 – сиденье наводчика (командира); 10 – отверстие для доступа к приборам дымопуска; 11 – жалюзи для доступа охлаждающего воздуха к радиаторам; 12 – воздушный фильтр; 13 – двигатель М-17Л; 14 – выхлопной коллектор; 15 – глушитель; 16 – главный фрикцион; 17-вентилятор; 18-жэлюзи; 19 – откидной колпак вентилятора; 20 – бортовой фрикцион; 21 – коробка перемены передач; 22 – бортовая передача; 23 – вторичный привод вентилятора; 24 – первичный привод вентилятора; 25 – подмоторная рама; 26 – опорный каток; 27 – моторная перегородка; 2В – вытяжной вентилятор; 29 – укладка 76,2-мм снарядов на стенке боевого отделения; 30 – вращающаяся укладка 76,2-мм снарядов; 31 – подвесной пол боевого отделения; 32 – сиденье пулеметчика; 33 – сиденье механика-водителя; 34 – рычаг управления бортовым фрикционом; 35 – барабанная укладка пулеметных магазинов; 36 – направляющее колесо (ленивец); 37 – бронеколпак фары; 38 – звуковой сигнал; 39 – 7,62-мм пулемет ДТ; 40 – прибор наблюдения механика-водителя; 41 – малая пулеметная башня; 42 – укладка запасного стекла Триплекс в будке механика' водителя; 43 – укладка 76,2-мм снарядов на бортах подбашенной коробки.

 

Башни танка размещались в два яруса. 76,2-мм пушка КТ-28 («кировская танковая») образца 1927-1932 годов с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с размещалась в главной башне. Справа от пушки в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Прицельные приспособления пушки: танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм — секторного типа, ручной. В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая — 165°. Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год, причем в течение всего этого периода в его конструкцию было внесено более 600 различных изменений и усовершенствований, которые позволили повысить прочность узлов и агрегатов и надежность работы машины в целом. В процессе производства общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудован турелью П-40 для пулемета ДТ, напряжение электромотора для вращения главной башни повысили с 12 В до 24 В, перестал устанавливаться радиоприбор для внутренней связи «Сафар», были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части. С 1938 года на Т-28 начали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с, что позволяло её бронебойному снаряду пробивать броню толщиной до 50 мм на расстоянии в 1000 м при угле встречи в 60° к нормали. Этой пушкой вооружались не только новые таки – производилась также плановая замена старых пушек на новые и на танках более ранних выпусков, и к началу войны пушкой Л-10 были перевооружены уже две трети танков Т-28.

Т-28 на ноябрьском параде 1939 годаВ качестве силовой установки танку Т-28 служил V-образный авиационный карбюраторный М-17Т водяного охлаждения, эксплуатационной мощностью 450 л. с. при 1400 об/мин. Максимальная мощность составляла 500 л. с. при 1450 об/мин. 5,3-кратная степень сжатия вынуждала использовать авиационный бензин Б-70.

Для внешней связи все танки Т-28 оснащались радиостанциями. На танки ранних выпусков устанавливалась радиостанция 71-ТК, обеспечивавшая связь на дистанцию в 18—20 км. С 1935 года на танк стали устанавливать радиостанцию 71-ТК-2 с увеличенной до 40—60 км дальностью связи, но из-за ненадёжности (радиостанция постоянно перегревалась) её уже с 1936 года заменили более совершенной 71-ТК-3, ставшей наиболее массовой танковой радиостанцией довоенных лет.

 В 1933 году первые 10 танков Т-28 поступили на вооружение 2-го отдельного танкового полка Ленинградского военного округа, затем в 1, 3 и 4-й танковые полки. 12 декабря 1935 года приказом Наркома обороны танковые полки были развёрнуты в отдельные тяжёлые танковые бригады. В своём составе бригада имела 54 танка Т-28, 16 танков БТ, 18 танков Т-26 и 3 огнемётных танка БХМ-3, а также многочисленные автомобили. Личный состав бригады составлял 1400 человек.

Т-28, захваченный финнамиОдна из таких бригад – 20-я тяжёлая танковая бригада имени С. М. Кирова – участвовала в боевых действиях на Карельском перешейке во время советско-финской войны 1939—1940 годов. В составе бригады насчитывалось 105 танков Т-28 (ещё 67 новых танков было получено бригадой в процессе боевых действий), а также лёгкие танки БТ-5 (8 шт.), БТ-7 (21 шт.), огнемётные танки БХМ-3 (11 шт.), 20 бронеавтомобилей, многочисленные грузовые машины и 2926 человек личного состава. За время конфликта танки бригады 155 раз были подбиты артогнем, 77 раз подорвались на минах 21 раз тонули в болотах и 197 раз выходили из строя по техническим причинам. Однако в большинстве случаев эти танки вновь вводились в строй – бригада имела хорошую ремонтную базу, да и Кировский завод находился не так далеко. Безвозвратные же потери бригады составили лишь 32 танка – 30 из них не подлежало восстановлению после боевых повреждений, а два захватили финны.

Т-28 тянет за собой бронесани с пехотой.В ходе боёв на «Линии Маннергейма» танки Т-28 использовались по своему прямому назначению — для поддержки пехоты при прорыве укреплённых позиций противника. При этом, несмотря на то, что Т-28 создавался по требованиям начала 1930-х годов, их применение в целом было весьма успешным, особенно в сравнении с танками Т-26 и БТ.

В частности, Т-28 легко двигались по снегу глубиной 80—90 см, хорошо преодолевали рвы, эскарпы и прочие противотанковые заграждения, огневой мощи пушек вполне хватало для эффективной борьбы с ДЗОТами и даже небольшими ДОТами, а множество пулемётов позволяло создавать настоящий ливень свинца. Однако, вместе с тем, бронирование танков не позволяло им эффективно противостоять огню противотанковой артиллерии, в частности, 37-мм пушек «Бофорс».
Последние 13 серийных танков, выпущенные в 1940 году, имели главные башни конической формы, также аналогичные по конструкции конической башне танка Т-35. Однако, в отличие от Т-35, конической была только главная башня — пулемётные сохранили цилиндрическую форму.  

Т-28 выпуска 1940 года с конической башней

На основании опыта боев в Финляндии танки Т-28 начали оборудовать броневыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена за счет этого до 80 мм, а бортовой и кормовой — до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 тонн. Такой вариант получил обозначение Т-28 Э (экранированный).

К 15 сентября 1940 года на вооружении Красной Армии состояло 443 средних танка Т-28 . К июню 1941 года их число сократилось до 411, из которых полностью боеспособными были порядка 250 машин.

Танки Т-28 активно использовались в начальный период войны, однако почти все они были потеряны в первые месяцы боевых действий. Помимо неграмотного использования, нехватки горючего и боеприпасов и общей дезорганизации частей РККА, основной причиной потерь являлась техническая изношенность большинства танков и практически полное отсутствие запчастей к ним. Осенью — зимой 1941 года уцелевшие Т-28 продолжали эпизодически встречаться на фронтах. Небольшое количество этих машин участвовало в Битве за Москву. К весне 1942 года Т-28 имелись только в Ленинградском военном округе (порядка 20 машин). Последнее же их боевое применение в составе РККА было зафиксировано зимой 1944 года в ходе операции по снятию блокады Ленинграда.

Т-28 на Ленинградском фронте

 

Т-28 на службе у финнов



Армия Австро-Венгрии
Подвиг 365-й батареи
Бой на высоте 3234

Подвиг младшего сержанта Виноградова
26 июля 1944 года младший сержант Виноградов, в одиночку противостоя немецкому батальону, способствовал его разгрому и быстрому освобождению города Бяла-Подляска.
Sten – английский пистолет-пулемёт
С топором против танка
С топором против танка
30 июня 1941 года ефрейтор Иван Середа, вооружённый одним топором, победил немецкий танк и принудил к сдаче его экипаж.
РГД-33
Ефрейтор
ДП-27 пулемёт Дегтярёва
Мотоцикл М-72
Герой четырёх таранов
Русский ас Борис Ковзан из 28 сбитых им самолётов четыре уничтожил таранами.
12 танков из Сорокопятки в одном бою
Как наш лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов
Как Т-70 подбил Тигр
Как матрос Кайда убивал немцев кулаком
Как Европа теряет обороноспособность
Как наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
ТБ-3
Братья-бронебойщики Остапенко, подбившие вдвоём 20 танков
130-мм пушка М46

Игорь Иванович Сикорскиййй
Илья Муромец С-22
Рокоссовский
Т-34-76
Печенег
ВЧК
PzKpfw IV – основной противник советских танков

Мадсен Madsen
Рейд генерала Баданова на станицу Тацинскую

Как Советский Союз за один день остановил войну
Как потомок Ильи Муромца сжёг два Тигра бутылками
Как ещё один потомок Ильи Муромца перебил оглоблей 37 немцев

311 немцев в одном бою
Как снайпер Илья Каплунов подбил 9 танков противника

Подвиг лейтенанта Гудзя
Дом Павлова
. Подвиг экипажа Коновалова
Как сержант Панфилёнок подбил из сорокопятки 17 немецких танков
Фау-1
85-мм зенитная пушка 52-К
Потери немецких танков во время войны
Русская оккупация всей Украины была бы в интересах Европы

Застава лейтенанта Лопатинаа

Подвиг старшего лейтенанта Умникова
7 февраля 1943 года танковый взвод под командованием Андрея Умникова разгромил штаб 11-й танковой дивизии.
..
Как наша разведгруппа из 25 человек разгромила 5-тысячный немецкий гарнизон
В составе разведгруппы были бывшие немецкие солдаты.
Четверо суток в подбитом танке
отражал атаки противника отрезанный от основных сил экипаж.
Контрнаступление советских войск под Москвой

Побег Девятаева
Брусиловский прорыв
4 июня (по новому стилю) 1916 года началось знаменитое наступление Юго-Западного фронта.
Ополченцы расстреляли ментов-мародёров
Дунайский десант
24 июня 1941 года наши войска высадились на румынскую территорию .
Ту-126
Первый советский самолёт ДРЛО.

Как ленинградский химик погубил немецкий воздушный флот
Находка профессора позволила предотвратить массовые налёты на Ленинград.

Верхом на крыле
Как наши лётчики вывозили из немецкого тыла подбитых товарищей на крыльях своих самолётов.
И-153 в боях за Родину
И-153 – лучший истребитель-биплан...
Подвиг старшего лейтенанта Шевцова
Как танковая рота лейтенанта Шевцова взяла Малоархангельск и удерживала станцию до подхода основных сил...
Как находчивый старшина подорвал немецкое судно
Старшина Митрохин подполз к борту на санях и заложил взрывчатку. Обратно сани со старшиной уволокли на лебёдке.
Подвиг телефонистки
3 марта 1944 года телефонистка Ольга Ефименко подбила немецкий танк и перебила десяток фрицев.