Военная историяОружиеБоевая техника Униформа и знаки различия

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

СУ-122

14 февраля 1943 года на Волховском фронте в районе Смердыни в ходе частной операции 54-й армии были впервые применены в бою самоходные артустановки СУ-122.


Создатель Су-122 Н.В. Курин

Создание самоходно-артиллерийских установок на базе средних танков и организация их крупносерийного производства в годы Великой Отечественной войны стало одной из характерных особенностей развития отечественного танкостроения. История появления СУ-122 и последующих самоходок началась с того, что наши войска стали часто захватывать отдельные экземпляры немецкой самоходкй StuG III Артштурм (подробно о ней ТуТ) и успешно применять их в боях против их создателей. Боевые возможности StuG III по поддержке наступающей  пехоты оказали большое впечатление на командование РККА, и оно захотело непременно получить своё штурмовое орудие, только помощнее. Однако большая потребность в танках долгое время не давала возможности приступить к проектированию и производству самоходок. Но как только с конвейера Уралмашзаводастали сходить первые серийные «тридцатьчетверки», Государственный Комитет Обороны  постановлением № 2429сс от 19 октября 1942 года обязал конструкторов срочно разработать бронированную 122-мм самоходную гаубицу для подавления огневых точек и борьбы с танками противника. Приказом № 721 по НКТП на УЗТМ создавалась особая конструкторская группа под руководством Льва Израилевича Горлицкого, которая уже к 29 октября представила проект под кодовым наименованием У-35. На постройку опытного образца с учётом всех высказанных замечаний было отпущено всего лишь 20 дней, и 25 ноября прототип должен был приступить к государственным испытаниям. Опытный образец оказался готовым к испытаниям на пять дней позже.

Су-122 первой серии

Конструкция СУ-122

Вся моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть танка Т-34 (о нём – ТуТ). сохранились без изменений; боевое отделение располагалось в передней части машины и было полностью бронировано; масса САУ – 29,6 т – была меньше массы танка Т-34, а скорость движения, проходимость и маневренность СУ-122 остались как у Т-34

СУ-122 оснащалась четырёхтактным V-образным двенадцатицилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения В-2-34. Максимальная мощность двигателя составляла 500 л. с. при 1800 об/мин, номинальная – 450 л. с. при 1750 об/мин, эксплуатационная – 400 л. с. при 1700 об/мин. Пуск мотора производился стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух баллонов. Дизель В-2-34 оснащался двумя воздухоочистителями типа «Циклон», два трубчатых радиатора системы охлаждения двигателя устанавливались по обе стороны от него. Внутренние топливные баки на СУ-122 располагались по бортам корпуса, в промежутках между кожухами пружин подвески, их общая ёмкость составляла 500 л. Также СУ-122 комплектовались четырьмя наружными дополнительными цилиндрическими топливными баками, по два вдоль бортов моторно-трансмиссионного отделения и не связанными с топливной системой двигателя. Каждый из них имел ёмкость на 90 л топлива. Запаса топлива во внутренних баках хватало на 600 км хода по шоссе.

Основным вооружением самоходки стала 122-миллиметровая гаубица М-30 образца 1938 года.

Штыревой верхний станок от 122-мм полевой гаубицы обр.1938 года М-30 ставился в гнездо специальной тумбы, смонтированной в передней части днища корпуса. На цапфах станка крепилась качающаяся часть гаубицы, причем ствол, люлька, противооткатные устройства, прицел и механизмы наведения были взяты штатные, без изменений. Необходимость бронирования качающейся части потребовала усиления пружинного уравновешивающего механизма, что было сделано без изменения его габаритов.

Боекомплект СУ-122 состоял из 36 осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, которые укладывались в боевом отделении. Впоследствии боекомплект был увеличен до 38-40 выстрелов. В левой нише корпуса укладывались 24 снаряда, у моторной перегородки (вертикально) — 10 снарядов, на днище группы под орудием — 6 снарядов. Использовались выстрелы с осколочной гранатой сталистого чугуна 0-462А и взрывателем РГМ-2 или Д-1, с осколочной гранатой сталистого чугуна О-460А и взрывателем РГМ-2 или Д-1 и осколочно-фугасной стальной гранатой типа ОФ-462 (цельнокорпусной с привинтной головкой). Выстрелы с осколочно-фугасной гранатой обычно комплектовались зарядом № 1 и только латунными гильзами. Гильзы с зарядами размещались в основном в нише подкрылков с правой и левой стороны орудия. Осколочный снаряд при массе 21,76 кг имел начальную скорость 515 м/с. Летом 1943 года перед Курской битвой в состав боекомплекта был введен выстрел с кумулятивным снарядом сталистого чугуна БП-460А и взрывателем типа В-229, который обеспечивал пробитие лобовой брони любого немецкого танка. Однако малая дальность прямого выстрела (около 400 м) в условиях низкой скорострельности не позволила повысить боевую эффективность машины.
Из самоходной установки можно было вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций, при этом использовались таблицы стрельбы для 122-мм гаубицы образца 1938 года.Для самообороны экипажа установка снабжалась двумя пистолетами-пулеметами ППШ (о нём – ТуТ) с 20 дисками патронов (1420 штук) и 20 ручными гранатами Ф-1. У командира машины имелся перископический танковый прибор наблюдения ПТК-5, позволявший производить круговое наблюдение за местностью, и радиостанция 9РМ. Командир машины помимо своих прямых обязанностей выполнял работу правого наводчика по углу возвышения.

Броневая защита — противоснарядная. Корпус и рубка — сварные, выполненные из броневых катаных листов толщиной 15, 20, 40 и 45 мм, расположенных с различными углами наклона. Носовая часть корпуса была образована двумя наклонными броневыми листами, изготовленными из гомогенной брони высокой твердости марки 44С, приваренными к литой передней балке. Верхний лобовой броневой лист корпуса и рубки был сплошным, наклоненным под углом 50° от вертикали. И нем были сделаны амбразура под установку гаубицы и люк механика-водителя. Амбразура 122-мм гаубицы снаружи прикрывалась неподвижным лобовым щитом. На машинах второй серии (выпуска февраля-марта 1943 года) устанавливалась упрощенная броневая маска орудия с дополнительной броневой защитой противооткатных устройств.
Люк механика-водителя был смещен влево на 270 мм и уменьшен по размеру, поэтому он использовался только как смотровой люк. Кроме -того, в верхнем лобовом листе имелись: отверстие для стрельбы из личного оружия и три отверстия, закрываемые резьбовыми заглушками. Отверстие для стрельбы из личного оружия закрывалось броневой пробкой.

Для стрельбы прямой наводкой и с закрытых огневых позиций использовался один панорамный прицел с полунезависимой линией прицеливания. Головка панорамы выходила под бронированный козырек корпуса, имевший боковые отверстия для обзора местности, которые при необходимости могли закрываться шарнирными крышками. Относительно большой состав экипажа (5 человек – впереди и слева от орудия располагался механик-водитель, в рубке справа сидел командир, слева – наводчик, сзади – два заряжающих) был необходим, потому что 122-мм гаубица имела поршневой затвор, раздельное заряжание и разнесенный по обе стороны орудия механизм наведения (слева находился маховик винтового поворотного механизма, а справа –  маховик секторного подъемного механизма). Орудие имело угол горизонтального наведения 20 градусов (по 10 градусов на сторону) и вертикальный угол от +25 Со до -3 Со. В целом общее число деталей, заимствованных от танка Т-34, составляло 75%; остальные были новыми, специально спроектированными для СУ-122.

Производство СУ-122 продолжалось на Уралмашзаводе с декабря 1942 года по август 1943 года. За это время завод выпустил 638 САУ.

 
О боевом применении Су-122 смотрите там →

 

12 танков из Сорокопятки в одном бою
Как наш лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов
Как Т-70 подбил Тигр
Как матрос Кайда убивал немцев кулаком

Как один осетин перестрелял 108 немцев в одном бою
Как Яков Чугунов подбил семь танков одними гранатами
Михаил Тимофеевич Калашников
Как рядовой Иван Ищенко заколол штыком семерых немцев

Как Дмитрий Шолохов подбил 25 танков в одном бою

Как трое казаков порубили немецкую автоколонну
Как разгильдяи утопили подводную лодку
Красноармеец Гитлер
Пушка, стрелявшая по Парижу за 115 км от него
Как наши кавалеристы порубили три румынских полка
Штыковой бой под Мельниками
Военное делоКак наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
Военное дело
ТБ-3
Военное дело
Военное дело 130-мм пушка М466

Военное дело Игорь Иванович Сикорский
Военное дело Илья Муромец С-22
Военное дело
Рокоссовский
Военное дело Т-34-76
Военное дело Печенег
Военное делоВЧК
Военное дело PzKpfw I V – основной противник советских танков

Военное делоМадсен Madsen
Военное делоРейд генерала Баданова на станицу Тацинскую