Военная историяОружиеБоевая техникаУниформа и знаки различия

< < Рейтинг@Mail.ru <

Cтрела-2М

переносной зенитно-ракетный комплекс

Переносной зенитно-ракетный комплекс Стрела-2 был предназначен для поражения воздушных целей на средних, малых высотах, а также низколетящих целей. История ПЗРК началась в конце В конце 50-х годов прошлого века в связи с принятием на вооружение фронтовой (ударной) авиации великих держав реактивных истребителей-бомбардировщиков нового поколения остро обозначилась проблема прикрытия подразделений сухопутных войск от воздушных ударов. Существующие на тот период средства ПВО танковых и мотострелковых частей надежно обеспечивать такое прикрытие уже не могли.
В 1958 году советское военное руководство получило информацию о начале разработки в США переносного зенитного ракетного комплекса  на основе конструктивного принципа примененного немецкими конструкторами в 1944 году при создании ПЗРК Люфтфауст.
Решение о создании собственного ПЗРК было оформлено Постановлением Совмина СССР от 25 августа 1960 года. Головным разработчиком нового оружия было выбрано специальное конструкторское бюро Госкомитета по оборонной технике (СКБ ГКОТ, ныне ФГУП  КБ Машиностроения  г. Коломна Московской области) под руководством выдающегося конструктора артиллерийских и минометных систем Бориса Ивановича Шавырина. После его смерти в 1965 году работы возглавил С. П. Непобедимый. Научное сопровождение проекта проводилось в НИИ № 3 Главного артиллерийского управления (ГАУ). Разработка системы самонаведения ракеты - тепловой головки самонаведения (ГСН) была поручена ОКБ-357 Ленинградского совнархоза, впоследствии Ленинградского оптико-механического объединения под руководством главного конструктора В.Э. Пиккеля, впоследствии О.А. Артамонова и коллективу Государственного оптического института (ГОИ). В ходе проектирования комплекса были решены сложные инженерно-конструкторские задачи, такие как создание ГСН с заданными массогабаритными характеристиками, маршевых ракетных двигателей, обеспечивающих безопасность расчета при пуске и разгоняющих ракету до необходимой скорости и многие другие.

К осени 1962 года были проведены пуски первых ракет и начата стендовая отработка ГСН. В 1963 г. продолжались экспериментальные пуски ракет без ГСН. В 1964 году из-за неготовности разработчиков ГСН, работы по отработки которой еще не вышли из стадии наземных испытаний, срок представления комплекса на совместные испытания был перенесен на IV квартал 1965 г. В 1965 г. было выполнено 70 пусков полностью снаряженных ракет по целям, из них только половина была признана удачными. Большая часть неудачных пусков произошла из-за сбоев в работе тепловой ГСН. В следующем году из 55 произведенных пусков неудачными по той же причине были признаны 33 пуска, после чего доработка комплекса проводилась до второй половины 1967 г., ПЗРК наконец был представлен на совместные испытания комиссии под руководством Д.А. Смирнова, которые проходили на Донгузском полигоне (в/ч 33157, Оренбургская область). По итогам испытаний ПЗРК был принят на вооружение в январе 1968 г. под названием переносной зенитный ракетный комплекс 9К32  Стрела-2. ПЗРК  Стрела-2  состоит из зенитной управляемой ракеты (ЗУР) 9М32, транспортно-пускового контейнера 9П54, пускового механизма 9П53 и элементов питания. Ракета 9М32 состоит из тепловой ГСН, рулевого отсека с аппаратурой управления, боевой части осколочно-фугасно-кумулятивного действия и двухступенчатой двигательной установки. Транспортно-пусковой контейнер служит укупоркой для ЗУР, на нем закреплен блок вращения гироскопа ГСН, механический прицел, световая сигнализация захвата цели ГСН, разъем элемента питания и собственно элемент питания. Серийное производства комплекса было организованно на Ковровском заводе им. В.А. Дегтярева. Опыт боевого применения комплекса в Египте показал недостаточную его эффективность при попадании в хвостовую часть самолета при стрельбе на догонных курсах из-за малой мощности боевой части ракеты. На основании Постановления Правительства от 2 сентября 1968 г. в СКБ под руководством С.П. Непобедимого начались работы по модернизации комплекса. Совместные испытания модернизированных образцов производились на Донгузском полигоне с октября 1969 г. по февраль 1970 г. и были признаны комиссией под руководством Н. М. Орлова успешными. Весной того же года модернизированный ПЗРК был принят на вооружение под названием 9М32М  Стрела-2М. При тех же массо-габаритных характеристиках были значительно улучшены его боевые и эксплуатационные качества. Так, были автоматизированы процессы захвата цели и пуска ракеты при стрельбе на догонных курсах. Была обеспечена возможность селекции подвижной цели на фоне неподвижных естественных помех. Исключались ошибки стрелка-зенитчика при определении ближней границы пуска. Было обеспеченно поражение целей движущихся со скоростью до 260 м/с на догонных курсах. Стало возможным поражение воздушных целей с поршневыми двигателями, движущихся со скоростью до 150 м/с на встречных курсах. Было увеличена зона поражения на догонных курсах реактивных самолетов.

Переносной зенитно-ракетный комплекс Стрела-2М  состоит из пусковой трубы, самонаводящейся зенитной управляемой ракеты 9М32М помещённой в этой трубе,источника питания и пускового механизма.
Сама же ракета 9М32М состоит из четырех скрепленных между собой отсеков: головного, представляющего собой тепловую головку самонаведения, рулевого, в котором размещена аппаратура управления полетом боевого, состоящего из боевой части осколочно-фугасно-кумулятивного действия, с входящими в нее взрывателем, и двигательной установки.
Первые серийные образцы ПЗРК с группой технических специалистов по просьбе правительства Египта были направлены в эту страну и использовались для борьбы с израильской авиацией. Только за один день августа 1969 г. десятью ПЗРК было сбито 6 самолетов Израиля (в этот же день другими средствами ПВО было сбито 4 самолета). В 1973 г., по данным арабских источников, в период 6-23 октября комплексом было сбито 23, а 8.04-30.05 – восемь самолетов. При средней эффективности комплекса 0,15-0,2 нанесенный им военно-экономический ущерб намного превышал стоимость израсходованных ракет.
С 1971 г. ПЗРК Стрела-2 использовался во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже для защиты от ударов низколетящих самолетов и вертолетов электростанций, плотин, мостов, группировок войск, кораблей, аэродромов, позиций зенитно-ракетных и радиотехнических войск. Только за период 28.04-14.07.1972 г. в 161 стрельбе в Южном Вьетнаме было сбито 14 самолетов и 10 вертолетов. Всего в этой войне в 589 пусках было отмечено 204 попадания ракет Стрела-2 в цель.
ПЗРК Стрела-2М поставлялся за рубеж и применялся в боевых действиях в Анголе, ирано-иракском и других военных конфликтах.
ПЗРК Стрела-2 и Стрела-2М поставлялись в армии более чем 40 стран мира. Кроме того, Болгария, Египет, Чехия, Китай, Польша, Румыния и Югославия производили его по лицензии, а модернизированные варианты ПЗРК Стрела-2 выпускались в Пакистане (Anza Mk1), Египте (Aun as Sagr), Китае (HN-5, Хуньин-5).

 

12 танков из Сорокопятки в одном бою
Как наш лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов
Как Т-70 подбил Тигр
Как матрос Кайда убивал немцев кулаком
Как Европа теряет обороноспособность

Как Тимофей Хрюкин потопил авианосец

Как один осетин перестрелял 108 немцев в одном бою

Как Яков Чугунов подбил семь танков одними гранатами
Михаил Тимофеевич Калашников

Как рядовой Иван Ищенко заколол штыком семерых немцев

Как Дмитрий Шолохов подбил 25 танков в одном бою

Как трое казаков порубили немецкую автоколонну
Как разгильдяи утопили подводную лодку
Красноармеец Гитлер
Пушка, стрелявшая по Парижу за 115 км от него
Как наши кавалеристы порубили три румынских полка
Штыковой бой под Мельниками
Военное делоКак наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
Военное дело
ТБ-3
Военное делоБратья-бронебойщики Остапенко, подбившие вдвоём 20 танков
Военное дело130-мм пушка М46

Военное дело Игорь Иванович Сикорский
Военное дело Илья Муромец С-22
Военное дело
Рокоссовский
Военное дело Т-34-76
Военное дело Печенег
Военное делоВЧК
Военное дело PzKpfw IV – основной противник советских танков

Военное делоМадсен Madsen
Военное делоРейд генерала Баданова на станицу Тацинскую