универсальный портал обо всём


Рейтинг@Mail.ru

Шухов

Творческое наследие Владимира Григорьевича Шухова называют по-разному. Но в начале ХХ века только так – Первый инженер России.

Vladimir Grigoryevich Shukhov 1891.jpgКак он сам говорил, этим высоким званием он обязан тому, что с самого начала своего инженерного пути отказался от подражания иностранцам и начал творить в оригинальном, чисто русском стиле, опираясь на лучшие традиции Ломоносова, Менделеева, Казакова, Кулибина. Все его инженерные и научные решения основаны на опыте народа, на достижениях русских ученых: Жуковского, Чебышева, Чаплыгина, Летнего, Марковникова.

Оригинальность и прогрессивность его инженерных решений дали возможность России противостоять экспансии иностранной технической мысли и на много лет обогнать ее. «Человек – фабрика» называли его при жизни, потому что он один, всего лишь с несколькими помощниками, смог совершить столько, сколько по силам десятку НИИ. Итак, неполная «азбука» Шухова, изобретенная, рассчитанная и созданная им. Все мы знаем эти технические создания. Но мало кто знает, к сожалению, что впервые они созданы они русским и в России!
Владимир Григорьевич Шухов родился в небогатой семье в городе Грайворон на берегу Южного Буга. Отец его, Григорий Петрович Шухов, окончил юридический факультет Харьковского университета и уже в 29 лет он был произведён в титулярные советники и получил бронзовую медаль на Владимирской ленте за заслуги в Крымской войне 1853—1856 гг. Мать, в девичестве — Вера Капитоновна Пожидаева — дочь подпоручика Капитона Пожидаева, имевшего маленькое имение в Щигровском уезде Курской губернии. Из-за частых переводов отца семья жила в Курске, в Херсоне, в Санкт-Петербурге. В 1863 году Владимир Шухов начал учиться в петербургской гимназии. Уже в гимназии проявились его способности к точным наукам, особенно к математике: будучи гимназистом, он нашёл собственное оригинальное доказательство теоремы Пифагора.
В 1871 году он поступил в Императорское Московское техническое училище (ныне Московский государственный технический университет имени Баумана). Студентом Шухов изобрёл особый тип паровой форсунки.
В 1876 году, по окончании со званием инженера-механика и золотой медалью курса обучения в училище ему было предложено место ассистента у П. Л. Чебышева. Однако Шухов отказался от предложения, и, как лучший ученик училища, в составе научной делегации был направлен для ознакомления с достижениями промышленности в США, на Всемирную выставку. На выставке он познакомился с А. В. Бари, который уже несколько лет жил в Америке, участвовал в строительстве зданий для Всемирной выставки, заведуя всеми «металлическими работами», за что получил Гран-При и золотую медаль. Именно А. В. Бари принимал российскую делегацию в Америке, оказывал ей помощь в знакомстве со страной и с выставкой, помогал в закупке оборудования, инструментов и образцов изделий для мастерских технического училища, показывал участникам делегации металлургические заводы Питсбурга, строительство железных дорог и все новинки американской техники.
Вернувшись из командировки в Соединенные Штаты, Шухов поступил на службу в управление Варшавско-Венской железной дороги. В это время он стал вольнослушателем Военно-медицинской академии.
Летом 1877 года А. В. Бари с семьей вернулся в Россию и пригласил Шухова возглавить отделение фирмы в Баку, где тогда начиналось бурное развитие нефтяного дела. А в 1880 году пригласил Шухова на должность главного конструктора и главного инженера в свою фирму «Техническая контора инженера А. В. Бари» (позже «Строительная контора инженера А. В. Бари»)В начале 1881 года жена Бари, Зинаида Яковлевна, среди разных семейных новостей сообщала сестре:
Первая в мире гиперболоидная башня ШуховаШухов с октября месяца живёт в Москве и служит у Саши как главный его помощник по инженерной части, получает 200 рублей жалованья, помимо процентов.
На фирме Бари В. Г. Шухов проработал почти 40 лет и вспоминал:
Говорят, что Бари эксплуатировал меня. Это верно. Но и я эксплуатировал его, заставляя выполнять мои даже самые смелые предположения
Уже через полгода Шухов изобрёл форсунку, с помощью которой впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание мазута.

Шухов является изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций (патенты Российской империи № 1894, № 1895, № 1896; от 12 марта 1899 года, заявленные В. Г. Шуховым 27.03.1895 −11.01.1896). Для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде Шухов построил восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны (Ротонда Шухова) и первую в мире гиперболоидную башню удивительной красоты (была куплена после выставки меценатом Ю. С. Нечаевым-Мальцовым и перенесена в его имение Полибино (Липецкая область), сохранилась до настоящего времени). Оболочка гиперболоида вращения явилась совершенно новой, никогда раньше не применявшейся в архитектуре формой. После Нижегородской выставки 1896 года Шухов разработал многочисленные конструкции разнообразных сетчатых стальных оболочек и использовал их в сотнях сооружений: перекрытиях общественных зданий и промышленных объектов, водонапорных башнях, морских маяках, мачтах военных кораблей и опорах линий электропередач. 70-метровый сетчатый стальной Аджигольский маяк под Херсоном — самая высокая односекционная гиперболоидная конструкция Шухова. Радиобашня на Шаболовке в Москве стала самой высокой из многосекционных шуховских башен (160 метров).


Весь нефтяной Азербайджан смог в принципе подняться, и держится сейчас только благодаря изобретениям русского Инженера Владимира Григорьевича Шухова! Да что там Азербайджан, российская промышленность поднялась из разрухи в 20-30-ые годы во многом благодаря его изобретениям и инженерным разработкам. Он никуда не эмигрировал и презирал эту мысль. Он всегда был только с Россией! Шухов блестяще владел тремя иностранными языками, считал для себя невозможным сидеть в присутствии женщины; он сделал сотни изобретений, но запатентовал только 15 из них – было некогда этим заниматься. И написал лишь 20 научных работ, потому что работал и работал на практику, на жизнь, которая постоянно подбрасывала ему задачи.

Кстати, первыми, кто украл патент Шухова на нефтеперегонную установку были американцы. Ведь эта установка открывала новую эру в переработке нефти и получения из нее бензина и всех остальных составляющих. Американскими «изобретателями» такой установки называли себя некто Бартон, Даббс, Кларк, Холл, Ритман, Эбил, Грей, Гринстит, Макком, Айсом. О патентах Шухова Америка «не вспоминала». Вторыми, кто украл его изобретения, были немцы. А когда Шухов, возмущенный бесцеремонным воровством его уже реализованных в России идей нефтяных резервуаров, написал некому немецкому инженеру Штиглецу письмо, то получил милый ответ: «Вряд ли известному инженеру Шухову будет особенно важно признание за ним и этого вопроса». Вот так цивилизованные страны поступают с русскими изобретателями, когда им очень нужно.

Но все-таки потрясли Шухова в этом смысле американцы. И не какие-то заокеанские прохиндеи, а вполне солидные богатейшие люди. В 1923 голодном году в Россию к Шухову приехала комиссия Синклера – конкурента Рокфеллера по нефтяному бизнесу. Официальная цель комиссии – выяснить действительный приоритет изобретения крекинга, то есть той самой нефтеперегонки. Синклер был недоволен, что Рокфеллер присвоил право им пользоваться только для своей компании. Шухов в беседе, как говорится, на пальцах, с документами доказал свой приоритет. Знаете, что сделали «уважаемые» американцы? Они в конце беседы вынули из портфеля пачки своих долларов и положили перед Шуховым сумму в $50000. В общем, решили, что русский гениальный инженер тут же распластается перед их деньгами. Шухов побагровел и ледяным голосом сказал, что его устраивает зарплата, которую он получает от российского государства, и господа могут забрать деньги со стола.

> Русские
Украинцы
Татары
Казахи
Башкиры
Чуваши
Чечены
Армяне

Осетины

Все города России

Великий Новгород
Почему у азиатов узкие глаза
Все страны мира и численность их населения
Людские потери стран во второй мировой
Все города России и численность их населения
Самый маленький город России
Столицы стран мира
Средняя продолжительность жизни в странах мира
Рейтинг стран мира по площади их территорий
Монархии мира
Потери немецкой авиации
Россия и педерасты

Лидеры всех стран и их портреты
Одним выстрелом трёх немцев
Тайна генотипа Рюриковичей
Евреи в Вермахте
Евреи-полицаи
Мигранты из Средней Азии – угроза нашим детям
Американцы о русских
Теракт на Дубровке
Взрыв на Каширском шоссе
Американцы о русской армии

Гусарский роман

Творцы прошлого
БМП-3

БМП-1

БМП-2
АМО-Ф-15
Я-3
ЯГ-10
Поуторка
ЗиС-5
ГАЗ-51
ЗиС-150
ЯАЗ/МАЗ-200
ЗиЛ-157
УралЗИС-355М
ГАЗ-66
ЗИЛ-130
ЯАЗ/КрАЗ-214
ЗиЛ-131
Урал-375
КамАЗ

Табель о рангах

Гусарский роман

Творцы прошлого

Тип-59

Тип-99

Т-90А
М1 Абрамс
Меркава Mk.4
Challenger 2
Леклерк
Тип-96
Leopard 2