Военная историяОружиеБоевая техникаУниформа и знаки различия

< < Рейтинг@Mail.ru <

МиГ-19

МиГ-19 пилотажной группы Е.Я.Савицкого

МиГ-19 был одновременно первым и последним. Первым отечественным серийным сверхзвуковым истребителем и последней микояновской машиной со стреловидным крылом.

В соответствии с постановлением Совета Министров от 10 августа 1951 г. в ОКБ А. И. Микояна началась разработка сверхзвукового истребителя сопровождения получившего заводское обозначение СМ-2 (И-360). Заданием предусматривались максимальная скорость 1220 км/ч на высоте 5000 м и 1180 км/ч – на 10 000 м, время набора высоты 10 000 м – 3 мин, практический потолок без подвесных баков – 16 000 м, а техническая дальность с подвесными баками и без них – 3500 и 2100 км соответственно. При этом нормальный полетный вес должен был находиться в пределах 6500–7000 кг.
На самолете собирались поставить два турбореактивных двигателя АМ-5А взлетной тягой по 2000 кг, не имевших форсажа. Такую силовую установку ранее опробовали на экспериментальной машине СМ-1, представлявшей собой модификацию МиГ-17 с двумя двигателями, которая, правда, в серию не пошла.

К числу технических новинок, использованных в СМ-2, следует также отнести крыло с углом стреловидности 55° по линии фокусов, аэродинамическую компоновку которого разработали в ЦАГИ.

Заданием предусматривалась установка на самолете трех пушек калибра 30 мм. но они еще не были готовы. Поэтому первую опытную машину, СМ-2/1, решили вооружить двумя 37-мм пушками Н-37 с нормальным боезапасом 100 патронов и 150 – в перегрузку. При этом обе пушки расположили в корневой части консолей крыла, чтобы при стрельбе из них пороховые газы не попадали в воздухозаборники двигателей. Самолет мог нести две бомбы калибра 250 кг или 24 неуправляемые ракеты АРС-57. Бронезащита включала переднюю 18-мм бронеплиту, 16-миллиметровый заголовник и 64-мм лобовое бронестекло.

Самолёт был построен в конце 1951 года и получил обозначение И-340. Лётные испытания провели лётчики Г. А. Седов и К. К. Коккинаки.

По постановлению Совета Министров № 2139-1010 от 15 октября 1954 г., серийное производство МиГ-19 разворачивалось на заводе № 21 в Горьком (ныне Нижний Новгород). Первые машины сдали военной приемке в начале 1955 года. В марте партия серийных «мигов» поступила на войсковые испытания в подмосковную Кубинку Годом позже производство истребителей этого типа стал осваивать завод №153 в Новосибирске.

В соответствии с постановлением Совета Министров № 1497-836, вышедшим в августе 1955 года, авиапромышленность должна была за 1955–1956 гг. изготовить и передать ВВС 1100 МиГ-19. В том же постановлении говорилось: «Установить на одном из серийных... МиГ-19. переданных ВВС, управляемый стабилизатор для улучшения маневренности, автономную гидросистему управления самолетом, три пушки калибра 30 мм, прицел АСП-5Н с радиодальномером  «Град»,  улучшенные воздушные тормоза, комплект кислородного оборудования ККО-1».

Предписанный план выполнить не удалось. Реально в 1955 г горьковчане изготовили только 139 истребителей МиГ-19. Впоследствии не менее 30 из них переделали под пушки НР-30. Всего же за 1955–1956 гг. два предприятия построили 758 МиГ-19 всех модификаций.

У серийного МиГ-19С. по сравнению с предшественником, планер потяжелел с 2767 кг до 2811 кг, оборудование с 531 кг до 545 кг и вооружение с 244 кг до 340 кг. Зато масса брони снизилась с 87 до 82 кг. Максимальная скорость на высоте 10 000 м при работе двигателей на форсаже составляла 1452 км/ч, без форсажа – 1157 км/ч.  Максимальное же число Маха составило 1,35 на высоте в 11 километров.

В марте 1955 года два первых серийных МиГ-19С были переданы ВВС для войсковых испытаний, а уже 3 июля 48 новых МиГов участвовали в воздушном параде в Тушино. На этом параде на МиГ-19 выступала пилотажная четверка летчиков-инспекторов ПВО, возглавляемая командующим авиацией ПВО СССР дважды Героем Советского Союза генерал-полковником Е.Я.Савицким.  После этого парада машина получила в НАТО кодовое обозначение Farmer-A.

Первые 30 серийных МиГ-19С укомплектовали радиодальномерами СРД-3 «Град» (копия американскогоAPG-30 с истребителяF-86 «Сейбр», захваченного в Корее) По шесть машин из этой партии направили в Кубинку, Сейм и на аэродромы вблизи Риги и Львова. Последующие МиГ-19С оснащались более совершенными радиодальномерами СРД-1М «Конус» полностью отечественной разработки.

МиГ-19 ВВС Сирии в период Шестидневной войны

МиГ-19 ВВС Сирии в период Шестидневной войны

 

МиГ-19 нес не только пушки, но и ракеты. Боекомплект составлял по 32 ракеты АРС-57М. Они оказались весьма эффективным средством борьбы с бомбардировщиками. Прицелы АСП-5НМ обеспечивали приемлемую точность стрельбы на дистанции до 1150 м.

Вслед за МиГ-19С появились новые модификации самолета. Решая задачу увеличения потолка истребителя в соответствии с постановлением Совета Министров №1195-613, в 1956 года, построили высотный МиГ-19СВ. Она представляла собой облегченный МиГ-19С с более мощными двигателями. На МиГ-19СВ применили двигатели РД-9БФ. тягу которых подняли до 3800 кг за счет повышения температуры газов перед турбиной. Они имели нерегулируемые реактивные сопла форсажных камер. Угол отклонения закрылков на взлете уменьшили с 15 до 8 градусов, причем допускалось их отклонение на скоростях, соответствовавших числам Маха менее 0.9, что увеличивало потолок и маневренность машины.

Несмотря на некоторые недостатки, МиГ-19 имел существенные преимущества перед американским истребителем F-100 Супер Сейбр. «Девятнадцатый» обладал очень высокой по тем временам скороподъемностью: на высоте 5000 м на форсажном режиме она достигала 180 м/с, а на максимальном режиме двигателей без форсажа у земли – 115 м/с, что значительно превышало скороподъемность Супер Сейбра. F-100C для набора высоты 10000 м требовалось 4 минуты, за то же время МиГ-19 на форсаже набирал более чем 15000м! Советский самолет имел и более высокую максимальную скорость (1450 км/ч против 1215 км/ч у американского) и лучшую маневренность. Американец был на 3000 кг тяжелее, а его радиус действия был на 200 км меньше. И это при том, что прототип советской появился на год раньше американской.

Впервые МиГ-19 применили против реального противника в конце 50-х годов в ПВО СССР. В один из осенних дней 1957 г. комэск 9-го ГИАП (Туркестанский корпус ПВО) вылетел с аэродрома Андижан на перехват высотной воздушной цели – разведчика U-2. Поднявшись на 17000 м, летчик доложил, что наблюдает идущий с превышением в 3000 м крестообразный самолет, но достать его не имеет возможности.

1 мая 1960 года U-2, пилотируемый капитаном Фрэнсисом Пауэрсом U-2 проследовал от афганской границы до Свердловска, где был сбит ракетой ЗРК С-75. Под этот же ракетный залп попала пара истребителей  МиГ-19 из 365-го иап капитана Айвазяна и лейтенанта Сафронова. Машину Сафронова сбили, летчик погиб, а его напарнику в пикировании удалось выйти из-под удара. Таким образом, первый МиГ-19 уничтожили свои.

Самолёт Айвазяна, спасшийся от ракетной атаки

 

Первая же победа на МиГ-19 была одержана 1 июля 1960 года в  Заполярье – гвардии капитан Поляков из 174-го Гвардейского авиаполка имени Бориса Феоктистовича Сафонова сбил разведчик RB-47.

Немало боевых эпизодов пришлось на долю пилотов МиГ-19 советской 24-й ВА, дислоцированной на территории ГДР. Так, 20 мая 1960 года пара в составе капитана Шкарубы и старшего лейтенанта Крылова принудила к посадке разведчик RB-47. Через некоторое время нарушитель был отпущен. 2 апреля 1963 года пара МиГов, обстреляв вышедшую за пределы южного Берлинского коридора Цессну-310, заставила ее пилота приземлиться. 28 января1964 года был уничтожен самолет Sabreliner ВВС США. Его экипаж погиб.

Производство МиГ-19 продолжалось до декабря 1960 года, после чего завод №21 перешёл на выпуск МиГ-21, а завод №153 (в 1959 году) – на выпуск Су-9. Всего выпущено 2069 самолётов МиГ-19 различных модификаций. Более 100 самолётов выпущено по лицензии в Чехословакии и более 4000 – в Китае.  Там МиГ-19 был назван J-6, а его экспортный вариант обозначался F-6. Самолёт поставлялся на экспорт в Албанию (15 МиГ-19ПМ, 70 F-6), Афганистан (18 МиГ-19С), Бангладеш (40 F-6), Болгарию (24 МиГ-19С, 12 МиГ-19П, 13 МиГ-19ПМ), Венгрию (12 МиГ-19ПМ), Вьетнам (78 F-6), ГДР (12 МиГ-19С, 12 МиГ-19ПМ), Египет (160 МиГ-19С, 100 F-6), Замбию (12 F-6), Индонезию (40 МиГ-19Ф), Ирак (15 МиГ-19С, 40 F-6), Иран (24 F-6), Кампучию (16 F-6), Китай (5 МиГ-19П, 5 МиГ-19ПМ), КНДР (15 МиГ-19С, 100 F-6), Кубу (40 МиГ-19С), Пакистан (260 F-6), Польшу (12 МиГ-19П, 13 МиГ-19ПМ), Румынию (15 МиГ-19П, 45 МиГ-19ПМ), Сирию (40 МиГ-19С), Сомали (50 F-6), Судан (9 F-6), Танзанию (12 F-6), Чехословакию (12 МиГ-19С, 27 МиГ-19П, 33 МиГ-19ПМ).

МиГ-19 925-го полка вьетнамских ВВС

В начале 70-х годов в советских ВВС началась массовая замена МиГ-19 на более современные Су-15 и МиГ-25, но в некоторых частях они продолжали эксплуатироваться до 1989 года.

Самолёты МиГ-19 и F-6 принимали участие во многих региональных конфликтах: гражданской войне в Северном Йемене (1966-1967), «шестидневной войне» (1967), индо-пакистанской войне (1971), войнах во Вьетнаме (1972-1975), в Кампучии (1979), в Афганистане (1979-1989), в боях против курдов в Ираке (1974), в конфликтах в Сомали, Судане, Танзании, Уганде. В ВВС Албании и Пакистана они оставались на вооружении до 2003 года. В некоторых странах третьего мира МиГ-19 продолжают летать и сейчас. Несколько самолётов установлены в качестве памятников (в С.Петербурге у ж.-д. станции «Броневая», в Липецке). Различные модификации МиГ-19 можно увидеть в музеях в Монино, Севастлейке и на Ходынском поле в Москве.

 

12 танков из Сорокопятки в одном бою
Как наш лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов
Как Т-70 подбил Тигр
Как матрос Кайда убивал немцев кулаком
Как Европа теряет обороноспособность

Как Тимофей Хрюкин потопил авианосец

Как один осетин перестрелял 108 немцев в одном бою

Как Яков Чугунов подбил семь танков одними гранатами
Михаил Тимофеевич Калашников

Как рядовой Иван Ищенко заколол штыком семерых немцев

Как Дмитрий Шолохов подбил 25 танков в одном бою

Как трое казаков порубили немецкую автоколонну
Как разгильдяи утопили подводную лодку
Красноармеец Гитлер
Пушка, стрелявшая по Парижу за 115 км от него
Как наши кавалеристы порубили три румынских полка
Штыковой бой под Мельниками
Военное делоКак наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
Военное дело
ТБ-3
Военное делоБратья-бронебойщики Остапенко, подбившие вдвоём 20 танков
Военное дело130-мм пушка М46

Военное дело Игорь Иванович Сикорский
Военное дело Илья Муромец С-22
Военное дело
Рокоссовский
Военное дело Т-34-76
Военное дело Печенег
Военное делоВЧК
Военное дело PzKpfw IV – основной противник советских танков

Военное делоМадсен Madsen
Военное делоРейд генерала Баданова на станицу Тацинскую