Военная историяОружиеБоевая техникаУниформа и знаки различия

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Jagdpanzer IV

Противотанковая САУ на базе Pz.IV

Неуклонный количественный и качественный рост бронетанковых войск Красной Армии требовал все больше эффективных средств для борьбы с ними. Поэтому в конце 1942 года немецкая фирма Крупп-Грузон получила от управления вооружений задание на разработку штурмового орудия на базе среднего танка  Т-IV. До этого момента все штурмовые орудия строились на базе другого среднего танка Т-III. Эти боевые машины после оснащения их длинноствольными 75-мм орудиями и усиления бронезащиты в целом устраивали немецких военных, несмотря на отдельные недостатки (перетяжеленность шасси и крайнюю тесноту в боевом отделении). Однако руководство вермахта не удовлетворял объем их производства, что послужило причиной для создания аналогичной по назначению машины на базе Pz Kpfw IV. В этой связи уместно заметить, что бронетанковая промышленность нацистской Германии весьма сильно отличалась по структуре от танкостроения стран антигитлеровской коалиции и там не было привычного для США или СССР крупносерийного производства одной модели на небольшом числе заводов-гигантов. Вместо этого выпуском разнообразных танков и самоходок занимались средние и мелкие предприятия по сравнению с нашим уральским военно-производственным комплексом. Также следует учесть, что несмотря на условия военного времени, каждое предприятие имело свои внутрифирменные интересы и довольно болезненно воспринимало любые попытки навязать выпуск чужой продукции.
Видимо этим и объясняется решение поставить на производство равноценную со
StuG III боевую машину на базе Pz IV. Были у такого решения и плюсы: Крупп-Грузон был головным предприятием по машинам на базе Pz IV, этой фирме было дешевле и проще перестроить свое производство под штурмовые орудия на базе четверки, нежели чем налаживать выпуск троечного шасси. Кроме того, после участившихся бомбежек немецких машиностроительных заводов англо-американской авиацией перебои с комплектующими стали объективной реальностью. Два типа выпускаемых штурмовых орудий позволяли несколько снизить риск серьезного уменьшения объема производства из-за нехватки узлов и агрегатов для какого-то одного из базовых шасси.
Установка относительно тяжелой противотанковой пушки в передней части корпуса отрицательно сказалась на надежности ходовой части, передние катки которой были перегружены вследствие смещения центра тяжести вперед.

На истребители танков Jagdpanzer IV устанавливали карбюраторные четырёхтактные 12-цилиндровые V-образные (угол развала цилиндров 60°) верхнеклапанные двигатели жидкостного охлаждения Maybach HL 120 TRM. Двигатели поставляли несколько фирм, в том числе Maybach Motorenwerke в Фридрихсхафене и Auto-Union AG в Хемнице. Диаметр цилиндра 105 мм, ход поршня 115 мм, рабочий объём 11867 см³. Поршни литые, зазор поршня 0,12–0,16 мм. Степень сжатия 1:6,5. Максимальные обороты двигателя 3000 об./мин, рекомендованные — 2600 об./мин (после капитального ремонта 2200–2400 об./мин). Мощность двигателя 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об./мин и 265 л.с. (195 кВт) при 2600 об./мин. Крутящий момент 80 мкг при 2150 об./мин. Удельная мощность 12,5 л.с./т (9,20 кВт/т). Два радиатора общей рабочей поверхностью 2,6 м² располагались по бокам от двигателя. Циркуляция принудительная с помощью насоса типа Pallas.

Двигатель оснащался двумя карбюраторами тина Solex 40JFF II. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался через два карданных вала. Главный фрикцион трёхдисковый, сухой типа Fichtel & Sachs 120/HD. Коробка передач планетарная типа ZF Aphon SSG76, шесть передач вперёд, одна — назад. Переключение передач с помощью рычага, расположенного справа от кресла механика-водителя. Место механика-водителя оборудовалось набором контрольно-указательных приборов. Управление истребителем танков осуществлялось с помощью рычагов и педалей, находящихся перед механиком-водителем. Рулевая система действовала через гидравлическую передачу на фрикционы. Планетарный механизм поворота позволял поворачивать танк, тормозить и осуществлять другие маневры. 
Серийный выпуск начался в январе 1944 года, когда построили первые 30 машин, а в апреле того же года был полностью прекращён выпуск Pz.IV. Завершился выпуск в октябре 1944 года. Всего было изготовлено более 800 машин.
В августе 1944 года начался переход на выпуск машин, вооружённых долгожданной длинноствольной пушкой 7.5 cm KwK. 42 L/70 калибра 75 мм. Переход проходил плавно, выпуск старых Jagdpanzer IV с короткой пушкой постепенно сокращался. Jagd Pz IV пользовался большой популярностью в танковых войсках — его пушка могла поразить практически любой танк союзников того времени. Истребитель танков T-IV/70 выпускался в двух вариантах, отличавшихся конструкцией крепления пушки и размещением боекомплекта.
Модернизированный истребитель танков выпускался с августа 1944 года по март 1945 года на заводах фирмы Фомаг. Было изготовлено 930 этих самоходных установок, а с учётом более ранних, с 48-калиберной пушкой, общее число выпущеных экземпляров составило 1977 штук. Ряд переживших войну машин использовался во французской армии, несколько из них были поставлены в Сирию и в составе сирийской армии воевали в двух войнах с Израилем. Сейчас во французском бронетанковом музее в Сомюре экспонируются JagdPz IV и Pz IV/70(A). В подмосковной Кубинке демонстрируется захваченный Красной Армией Pz IV/70(V).

Jagdpanzer IV/70
 


 


 

Как матрос Кайда убивал немцев кулаком

Как один осетин перестрелял 108 немцев в одном бою
Как Яков Чугунов подбил семь танков одними гранатами
Михаил Тимофеевич Калашников
Как рядовой Иван Ищенко заколол штыком семерых немцев

Как Дмитрий Шолохов подбил 25 танков в одном бою

Как трое казаков порубили немецкую автоколонну
Как разгильдяи утопили подводную лодку
Красноармеец Гитлер
Пушка, стрелявшая по Парижу за 115 км от него
Как наши кавалеристы порубили три румынских полка
Штыковой бой под Мельниками
Военное делоКак наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
Военное дело
ТБ-3
Военное дело
Военное дело 130-мм пушка М466

Военное дело Игорь Иванович Сикорский
Военное дело Илья Муромец С-22
Военное дело
Рокоссовский
Военное дело Т-34-76
Военное дело Печенег
Военное делоВЧК
Военное дело PzKpfw I V – основной противник советских танков

Военное делоМадсен Madsen
Военное делоРейд генерала Баданова на станицу Тацинскую