Военная историяОружиеБоевая техника Униформа и знаки различия

<

Рейтинг@Mail.ru
< Рейтинг@Mail.ru <

БМ-21 Град

15 марта 1969 года состоялось первое боевое применение установки Град.

25 ноября 1952 года вместо реактивных установок залпового огня  БМ-13-16 , более известных под названием катюша, была принята на вооружение РСЗО БМ-14-16  на шасси ГАЗ-63.
По сравнению с катюшей, она обладала более высокой кучностью, обеспечивавшейся вращением снаряда, которое осуществлялось пороховыми газами, истекающими из расположенных под углом 28 реактивных сопел.

Однако военных с самого начала не устраивала ограниченная 9,8-километровая дальность стрельбы БМ-14-16. Дальность же эту ограничивало именно то обстоятельство, что часть газов использовалась  для вращения. Кроме того, у БМ-14-16 имелось лишь 16 направляющих. Военным же хотелось иметь их на одной машине не менее тридцати .Поэтому наши артиллеристы захотели иметь новую РСЗО, и 30 мая 1960 года вышло Постановление Совета Министров СССР №578-236 о начале опытно-конструкторской работы по новой системе.

Головным разработчиком новой системы был выбран тульский Научно-исследовательский институт №147. Пусковую установку проектировало свердловское специальное конструкторское бюро № 203. Научно-исследовательский институт №6 и Государственное специальное конструкторское бюро №47 создавали 122-миллиметровый реактивный снаряд.

Общее руководство проектными работами осуществлял главный конструктор НИИ-147 А. Н. Ганичев, разработкой пусковой установки руководил главный конструктор СКБ-203 А. И. Яскин.  Работа по созданию новой боевой машины была сопряжена с определенными сложностями: конструкторы вновь оказались перед выбором аэродинамической схемы реактивного снаряда.

В 40-е – 50-е годы для боевых машин реактивной артиллерии применялись два типа ракет. Первый тип имел жестко закрепленные стабилизаторы. Второй же был основан на принципе придания вращения снаряду. Оба принципа имели как положительные, так и отрицательные свойства, но ни один из них не обеспечивал выполнение ТТЗ в отношении количества направляющих на одной боевой машине и общих габаритов пакета направляющих.

В конструкции новой боевой машины советские конструкторы совместили, казалось, несовместимое: направляющие трубчатого типа, характерные для снарядов с турбореактивным принципом стабилизации (БМ-14 и БМ-24) и ракету, полет которой стабилизируется с помощью стабилизаторов (БМ-8, БМ-13, БМ-31 и т.д.). Новаторское  решение, позволяющее подобный компромисс, заключалось в идее применить в конструкции реактивного снаряда не жестко закрепленные, а складывающие стабилизаторы. Таким образом, конструкторам удалось при большом удлинении оперенного реактивного снаряда по поперечным габаритам не выйти за пределы его диаметра, что ранее удавалось только при использовании турбореактивных снарядов. Тем самым они совместили достоинства обеих основных схем, применявшихся в реактивных системах залпового огня.

В остальном же компоновка реактивного снаряда соответствовала традициям, сложившимся в области ракетно-артиллерийской техники: в передней части за головным контактным взрывателем МРВ размещалась осколочная боевая часть массой 19,35 кг, содержащая 6,3 кг взрывчатого вещества. Далее располагался изготовленный из стали корпус двигателя, из-за большого удлинения выполненный из двух цилиндрических секций, связанных резьбовым соединением. Сопловой блок состоял из центрального и шести периферийных сопел. Сопла в сверхзвуковой части имели форму конуса с углом 30°. Диаметр критического сечения сопла составлял около 19 мм, среза – 37 мм.

Заряд твердого топлива, разработанный под руководством Б. Н. Фомина, по технологическим соображениям также был выполнен из двух полузарядов, несколько различных между собой. В частности, хвостовой полузаряд имел больший зазор между стенками корпуса и топливом – нужно было обеспечить достаточное проходное сечение для продуктов сгорания топлива как переднего, так и хвостового полузарядов.

В топливном заряде была использована рецептура РСИ-12М, разработанная ранее сотрудником НИИ-6 B. C. Лерновым и состоящая из 56% ксилидина, 26,7% нитроглицерина, 10,5% динитротолуола, 3% централита. В состав заряда входили также катализаторы и технологические добавки. Между полузарядами  размещался воспламенитель с 80 г крупнозернистого дымного пороха КЗДП-1 и 2 г пороха ДРП-1, находящимися в отдельных перкалевых мешочках. Ток на два электрозапала МБ-2Н подавался по проводам, проложенным через центральное сопло и канал хвостового полузаряда.

Суммарная масса двух полузарядов с сухарями и шайбами составляла 20,6 кг, корпуса ракетной части – 24,5 кг (со стабилизаторами – 26,4 кг).

Существовало мнение, что складывающиеся стабилизаторы из-за существования определенных люфтов в механизме крепления, значительно увеличат рассеивание снарядов по дальности и направлению. Однако сравнительные испытания опытной установки на нижнетагильском полигоне не подтвердили подобных опасений.

Фугасное действие нового снаряда оказалось равным таковому у снарядов 152-мм артсистем. Осколков же он давал даже больше, чем 152-миллиметровый снаряд.

Две опытные установки БМ-21 «Град» прошли заводские испытания в конце 1961 года. С 1 марта по 1 мая 1962 года на Ржевском артиллерийском полигоне в Ленинградском Военном округе.

Около года ушло на устранение выявленных недостатков. 28 марта 1963 г. совместным Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 372/130 система была принята на вооружение Советской Армии. Серийное производство системы Град было организовано в том же году на заводе № 172 (г. Пермь, ныне ОАО Мотовилихинские заводы), реактивные снаряды производились на заводе № 176 (Тульский патронный завод). Всего с 1964 г. по настоящее время было изготовлено не менее 11 000 боевых машин всех модификаций. БМ-21 поступала на вооружение отдельных реактивных артиллерийских дивизионов мотострелковых и танковых дивизий.

РСЗО была предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей.

Ходовая часть боевой машины БМ-21 Град была выполнена шасси грузового автомобиля повышенной проходимости Урал-375Д. Этот трёхосный полноприводной грузовик был оснащён 7-литровым 180-сильным карбюраторным двигателем. Позднее РСЗО Град монтировалась и на шасси автомобиляКамАЗ-4310.

Артиллерийская же  часть Града состояла из сорока труб-направляющих, люльки, основания, погона , подъемного, поворотного и уравновешивающего механизмов, механизмов стопорения, рамы в сборе, прицельных приспособлений, пневмооборудования, электропривода, вспомогательного электрооборудования и радиооборудования.
Труба была предназначена для направления полета снаряда, придания ему вращательного движения, а также для транспортирования снаряда. Люлька служила для сборки на ней пакета труб и кронштейна прицела, и соединяется с основанием двумя полуосями, на которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Основание предназначалось для монтажа механизмов наведения, стопорения, электрооборудования, пневмооборудования и установки люльки с помощью полуосей и состоит из основания, крышки и буфера. Погон был нужен для подвижного соединения поворотной части с рамой в сборе, т.е. погон является опорным подшипником для всей поворотной части БМ-21 Град и состоит из верхнего, нижнего и внутреннего колец, прокладок, сепаратора, шариков и двух колец.
Подъемный механизм был расположен в центре основания и служил для наведения пакета труб по углу возвышения и состоит из планетарного редуктора, предохранительной муфты, деталей крепления электропривода и муфты подъемного механизма.

Механизмы наведения позволяли наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела равен 172° (102° влево от автомобиля и 70° вправо). основным приводом был электрический, но на всякий случай предусматривался и ручной, который располагался с левой стороны Града.

Боевое крещение Град получил 15 марта 1969 года во время Даманского конфликта. В тот день в дело вступили силы развернутой вдоль реки 135-й мотострелковой дивизии, командование которой отдало приказ отдельному реактивному дивизиону Градов открыть огонь по позициям китайцев на острове.

Румынский вариант Града

На базе 9К51 были разработаны боевые машины реактивной артиллерии для морской пехоты, воздушно-десантных войск, береговая реактивная бомбометная система, а также переносная реактивная установка, которая, правда, на вооружение Советской Армии не принималась.

БМ-21 поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Афганистан, Бурунди, Вьетнам, Египет, Замбию, Индию, Иран, Йемен, Ирак, Камбоджу, Кипр, Камерун, Конго, Кубу, КНДР, Китай, Ливан, Ливию, Марокко, Мозамбик, Монголию, Мьянму, Намибию, Никарагуа, Перу, Сирию, Судан, Танзанию, Уганду, Финляндию, Югославию, Эфиопию, от которой потом они достались новообазованной Эретрее. Около 60 БМ-21 состоит на вооружении артиллерии вооруженных сил Израиля. 9К51 производится по лицензии в Чехии, Китае, Индии и в некоторых других странах.

Миномёты против танков

Латыши формируют добровольческий легион
с целью вернуть Латвии Пыталовский район Псковской области


Шведский неофашист на украинском Остфонте
Русский предатель на украинском Остфонте
Как Советский Союз за один день остановил войну
Иностранные головорезы на Украине
Внук убитого берсальера прибыл на Украину мстить русским за деда

Как поэт-артиллерист спас танковую армию

 

Николаевский десант

26 марта 1944 года в порту города Николаева высадились 67 десантников, которые отбили 18 атак противника и уничтожили 700 фрицев.

 

Как потомок Ильи Муромца сжёг два Тигра бутылками
13 июля 1944 года гвардии сержант Владимир Гущин, являвшийся потомком Ильи Муромца в 28-м поколении, сжёг два немецких танка. Pz.VI бутылками с зажигательной смесью.

 

Как ещё один потомок Ильи Муромца перебил оглоблей 37 немцев

18 сентября 1943 года лейтенант Константин Гущин перебил оглоблей целый взвод немцев.

 

311 немцев в одном бою
311 немцев в одном бою. 12 октября 1943 года пулемётчик Вячеслав Чемодуров уничтожил в бою под Пропойском 311 военнослужащих Вермахта.

 

Как снайпер Илья Каплунов подбил 9 танков противника
20 декабря 1942 года в бою к хутора Нижне-Кумский Илья Каплунов подбил 9 танков противника. Последние танки он уничтожал с оторванной рукой и оторванной ногой.

 

Подвиг лейтенанта Гудзя
Как батальон в составе одного танка остановил немецкое наступление на Москву.

Дом Павлова
Как 31 человек 49 дней обороняли здание, выдерживая натиск целого полка.

Брехня украинских СМИ
Украинские СМИ обвинили ополченцев в обстреле Луганска из Градов...

Подвиг экипажа Коновалова
13 июля 1942 года наши танкисты, уничтожили на неисправном КВ, 16 танков противника, а оставшись без танка, вернулись к своим на трофейном панцере.

Как сержант Панфилёнок подбил из сорокопятки 17 немецких танков
25 июня 1941 года батарея наших сорокопяток подбила 42 танка противника. 23 из этих танков были подбиты из одного орудия, а 17 из них – одним человеком.

Фау-1
13 июня 1944 года по Лондону был выпущен первый самолёт-снаряд.

Потери немецких танков во время войны
Сколько танков теряли немцев каждый месяц.

Русская оккупация всей Украины была бы в интересах Европы
Только так она может обеспечить бесперебойное поступление русского газа.

Бросок на Приштину
12 июня 1999 года русские десантники заняли аэропорт «Слатина».

Как наша разведгруппа из 25 человек разгромила 5-тысячный немецкий гарнизон
В составе разведгруппы были бывшие немецкие солдаты.

Четверо суток в подбитом танке
отражал атаки противника отрезанный от основных сил экипаж.

Контрнаступление советских войск под Москвой
5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой.

Как Михаил Девятаев сбежал из плена, угнав немецкий самолёт
8 февраля 1945 года группа советских военнопленных совершила побег из немецкого концлагеря на захваченном ими немецком бомбардировщике.

Брусиловский прорыв
4 июня (по новому стилю) 1916 года началось знаменитое наступление Юго-Западного фронта.

Ополченцы расстреляли ментов-мародёров
А в Славянске за это же расстреляли двоих ополченцев...

Дунайский десант
24 июня 1941 года наши войска высадились на румынскую территорию .

Ту-126
Первый советский самолёт ДРЛО.

Как ленинградский химик погубил немецкий воздушный флот
Находка профессора позволила предотвратить массовые налёты на Ленинград.

Верхом на крыле
Как наши лётчики вывозили из немецкого тыла подбитых товарищей на крыльях своих самолётов.

И-153 в боях за Родину
И-153 – лучший истребитель-биплан...

Подвиг старшего лейтенанта Шевцова
Как танковая рота лейтенанта Шевцова взяла Малоархангельск и удерживала станцию до подхода основных сил...

Как находчивый старшина подорвал немецкое судно
Старшина Митрохин подполз к борту на санях и заложил взрывчатку. Обратно сани со старшиной уволокли на лебёдке.

Подвиг телефонистки
3 марта 1944 года телефонистка Ольга Ефименко подбила немецкий танк и перебила десяток фрицев.
 


 

АТ-Т

Т-62

Т-64

Т-72

Т-80

Армия Австро-Венгрии
Подвиг 365-й батареи
Бой на высоте 3234
12 танков из Сорокопятки в одном бою
Как наш лётчик одним снарядом обездвижил 20 эшелонов
Как Т-70 подбил Тигр
Как матрос Кайда убивал немцев кулаком
Как Европа теряет обороноспособность
Военное делоКак наши артиллеристы вели огонь нагретыми снарядами
Военное дело
ТБ-3
Военное делоБратья-бронебойщики Остапенко, подбившие вдвоём 20 танков
Военное дело130-мм пушка М46

Военное дело Игорь Иванович Сикорский
Военное дело Илья Муромец С-22
Военное дело
Рокоссовский
Военное дело Т-34-76
Военное дело Печенег
Военное делоВЧК
Военное дело PzKpfw IV – основной противник советских танков

Военное делоМадсен Madsen
Военное делоРейд генерала Баданова на станицу Тацинскую