Подать объявление

универсальный портал обо всём

Рейтинг@Mail.ru

БТ-5

лёгкий танк 30-х годов

Об боевом применении танка БТ-5 читайте здесь →

Лёгкий колесно-гусеничный танк БТ-5 был создан в результате работ по дальнейшему совершенствованию боевых качеств танка БТ-2. Несмотря на ряд положительных качеств, таких как высокая оперативная и тактическая подвижность и относительная простота производства, уже в ходе испытаний первых образцов БТ-2 выявился ряд конструктивных и производственных недостатков. Дело в том, что приобретенные у Дж. Кристи танки М.1940 были «сырыми» и являлись, по сути, опытными шасси, собранными группой высококвалифицированных американских рабочих с широким использованием высококачественных и дорогих материалов. При постановке в производство БТ-2 оказалось, что он не очень технологичен, так как является копией М.1940, и требует высококвалифицированного труда рабочих, которых в 30-е годы в СССР остро не хватало. Плюс к тому, возникли проблемы с вооружением танка: мало того, что снаряд 37-мм танковой пушки 5К образца 1930 года обладал малым фугасным действием, так еще и выпуск пушки не обеспечивал количественно потребностей танковой промышленности.

Именно поэтому, практически параллельно с постановкой БТ-2 на производство, конструкторы, технологи, представители военной приемки ХПЗ работали над устранением недостатков машины. В результате этой работы и появился БТ-5, который был запущен в серию уже в 1933 году. В основном все работы по совершенствованию танка БТ-5 велись в опытном цехе отдела Т-2 ХПЗ. Этот опытный цех Т-2О был создан в марте 1932 года. в виде опытно-исследовательской секции Т-2Ки при технической конторе Т-2К. В январе 1932 года под руководством начальника КБ Т-2К А. О. Фирсова молодыми конструкторами Кучеренко, Дорошенко и Морозовым были начаты работы по усовершенствованию танка БТ-2 — созданию танка БТ-5. Первоначальный проект танка БТ с установкой 45-мм танковой пушки 20К обр. 1932 года был выполнен на ХПЗ уже летом 1932 года. Для установки новой расширенной башни планировалось удлинить корпус танка по отношению к БТ-2 на 225 мм. Руководство УММ РККА отвергло данный проект, так как изменение корпуса привело бы к перестройке производства и к «срыву большой танковой программы». Поэтому для серийного производства был утвержден проект, отличавшийся от БТ-2 в первую очередь башней с установленным более мощным вооружением. Кроме того в проекте двигатель «Либерти» был заменен на М-5, увеличен объем топливного и масляного баков, улучшена конструкция узлов и агрегатов трансмиссии, усилены элементы ходовой части. Согласно требованиям УММ РККА все работы по созданию нового танка должны были быть окончены к первой половине сентября 1932 г. В этом же месяце ХПЗ должен был изготовить 10 опытных образцов танка БТ-5. Причем выпуск корпусов и башен БТ-5 в 1932 г. планировался на Мариупольском заводе им. Ильича, но планам этим не суждено было сбыться. Опытный образец танка БТ-5 был собран только 21 октября 1932 года, да и то без оборудования башни, без установки вооружения и без укладки боеприпасов. В ноябре 1932 года на ХПЗ были заложены 5 корпусов и заказано 25 башен под установку 45-мм пушки на Мариупольском заводе (20 из них — из конструкционной стали, а еще 5 — из броневой стали). В это же время в КБ ХПЗ по заданию УММ РККА приступили к созданию командирского танка на базе БТ-5. Переход на серийный выпуск БТ-5 руководство ХПЗ планировало осуществить с 1 января 1933 г., начиная с 601-й машины. Но по некоторым причинам (авария при пробеге первого опытного образца БТ-5, неготовность комплекта рабочих чертежей, невыполнение заводом сроков изготовления 10 машин опытной серии) серийное производство БТ-5 началось лишь в марте 1933 г. После сдачи военным последних 37 танков БТ-2, ХПЗ приступил к изготовлению новых танков — БТ-5. На 22 марта представителям военной приемки заводом было предъявлено к приемке 16 машин, еще 55 корпусов находились на конвейере в сборочном цеху, причем 50 собирались под особым контролем, так как этим танкам БТ-5 предстояло участвовать в Первомайском параде в Москве. Первые 10 танков БТ-5 были изготовлены (с разрешения УММ РККА) с деталями из незакаленной «сырой» броневой стали. Причем только три условно бронированных танка были отправлены в войска — в 5-й механизированный корпус им. Калиновского. Остальные же были отправлены: 3 танка — в 5-й учебный полк, один в Орловскую бронетанковую школу, один на НИБТ полигон, один на химический полигон для установки огнемета, один в Реактивный Институт для установки газодинамической пушки. Кроме того, при освоении новой эллиптической башни, унифицированной с Т-26, Мариупольским заводом, в целях упрощения освоения производства, были изготовлены 30 башен из неброневой стали, большинство из которых, были заменены на бронированные в 1935 году уже в войсках. Необходимо отметить, что несмотря на налаженную благодаря «железным» башням технологию, производство бронированных башен осуществлялось с большой выбраковкой. Это привело к тому, что число выпускаемых башен уступало числу выпущенных корпусов. Только в 1934 году благодаря подключению к выпуску башен для танков БТ-5 Ижорского завода эта проблема была решена. За два года серийного производства ХПЗ было выпущено 1884 танка.

В моторном отделении танка вдоль осевой линии машины устанавливался четырехтактный, двенадцатицилиндровый, V-образный карбюраторный двигатель М-5 жидкостного охлаждения. При 127-миллиметровом диаметре цилиндра и 177,8-миллиметровом ходе поршня мотор имел 27,028-литровый рабочий объём и обладал мощностью 400 л.с. при 1650 об/мин. В качестве топлива использовался авиационный бензин. Угол развала цилиндров составлял 45°. Пуск двигателя производился с помощью двух электростартеров «Мач» (1,3 л.с.) или одним стартером «Сцинтилла» (2 л.с.), или «СМС» мощностью 3,5 л.с., или вручную с помощью заводной рукояти. Масса двигателя составляла 410 кг. Системы, обеспечивающие работу двигателя остались такими же, как и на танке БТ-2. Емкость топливных баков составляла 360 л. На машинах выпуска 1934–1935 годов запас топлива был увеличен до 530 литров за счет установки в кормовой части двух дополнительных баков, побортно. Для облегчения пуска двигателя в холодное время года, между картером двигателя и радиаторами системы охлаждения устанавливались два химических обогревателя. Кроме того в танке были установлены новый вентилятор системы охлаждения и жалюзи, регулируемые с места механика-водителя.

Надо сказать, что оснащение БТ-5 двигателями вылилось в особую проблему: все закупленные в США моторы «Либерти» были установлены на танках БТ-2, а для БТ-5 пришлось использовать отработавшие летный ресурс авиационные двигатели М-5, выпуск которых еще в 1930 году был прекращен на заводе «Большевик». Однако в связи с низким качеством отремонтированных двигателей М-5 и малого их количества УММ РККА дало задание ХПЗ разработать танк БТ-5 с двигателем М-17, находящемся в серийном производстве. Весь 1934 год в цехе Т2О велись опытные работы, результатом которых стало появление очередной модели танка БТ — БТ-7 ( Подробнее →).

На танках БТ-5 первых выпусков устанавливалась трансмиссия, аналогичная танку БТ-2. Впоследствии на танках БТ-5 стали устанавливаться более совершенные агрегаты трансмиссии: многодисковый главный фрикцион новой конструкции сухого трения (сталь по феродо), четырехступенчатая КПП улучшенной конструкции и два многодисковых бортовых фрикциона новой конструкции с ленточными тормозами. Остальные агрегаты трансмиссии остались без изменений.

Особенностью танка БТ-5, как и танка БТ-2, являлась установка на них комбинированного колесно-гусеничного движителя. Его конструкция осталась без существенных изменений, за исключением установки усиленных ведущих колес гусеничного хода и новых опорных катков. Ведущие колеса гусеничного хода — стальные, штампованные с наружной резиновой амортизацией, двухдисковые, гребневого зацепления. Диаметр ведущего колеса — 640 мм. Опорные катки были двухдисковыми с наружной амортизацией в виде резиновых бандажей. В отличие от БТ-2 диски опорных катков были не литые, а штампованные. Диаметр опорного катка составлял 815 мм. 263 танка БТ-5 (БТ-5РТ) были оснащены радиостанциями 71-ТК-1 «Шакал» и имели поручневую антенну, расположенную по периметру башни. Это была специальная танковая приемо-передающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция с амплитудной модуляцией и с диапазоном частот от 4 до 5,625 МГц, которая обеспечивала дальность телефонной связи на ходу до 15 км и на стоянках до 30 км. В телеграфном режиме дальность связи на стоянках достигала 50 км.

К концу 1938 года танки БТ-5 состояли на вооружении четырех танковых корпусов (10-, 15-, 20- и 25-го), двадцати четырех отдельных легкотанковых бригад и четырех отдельных тяжелых танковых бригад. Значительная часть танков БТ входила в состав 30-ти танковых полков кавалерийских дивизий. Эксплуатация танков БТ-5 в войсках, особенно в первые месяцы после получения новых машин с завода, показала их более высокие, по сравнению с танком БТ-2, боевые свойства и самое главное — более высокую надежность.

В настоящее время сохранилось не более десяти танков БТ-5. Один неоднократно ремонтированный линейный танк находится в павильоне легких танков в Музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Другой, радиофицированный, установлен на вершине горы Баин-Цаган в Монголии в качестве памятника. По некоторым данным, там же в Монголии имеется ещё два или даже четыре БТ-5. Третий экземпляр, вытащенный из Невы и отреставрированный, установлен у панорамы «Прорыв Блокады» в Кировске. он представлен на фото слева. А четвёртый, фото которого представлено в начале статьи, находится в экспозиции музея на Поклонной горе.

Андрей Кравченко

Об боевом применении танка БТ-5 читайте здесь →

T-28 – танк-крейсер

Т-28, 1933

Боевая масса – 25.4 т. Экипаж – 6 чел. Бронирование – 10-30 мм. Вооружение: 1×76,2-мм КТ-28, 4×7,62-мм пулемёта ДТ. Мощность двигателя – 500 л.с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Тираж – 503 шт. Читать статью о нём →

Т-26 пушечный однобашенный

Т-26 пушечный однобашенный, 1933

Боевая масса – 9,4 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года и 7,62-мм пулемёт ДТ, толщина брони: лоб, борт, корма и башня – 13 мм; крыша – 10 мм; днище – 6 мм. Двигатель – 90 л. с. Скорость по шоссе – 30 км/ч. Запас хода по шоссе – 130 км. Читать статью о нём →

БТ-5

БТ-5, 1933

Боевая масса – 11,5 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – одна 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года , один 7,62-мм пулемёт ДТ. Толщина брони – лоб, борт корпуса и башня – 13 мм. Двигатель – авиационный М-5, 400 л. с. Скорость по шоссе – 52 км/ч на гусеницах, 72 км/ч на колесах. Тираж – 1884 шт. Читать статью о нём →

Т-37А, 1935

Боевая масса – 3,2 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – 1 пулемёт. Толщина брони – 9 мм лоб и борт корпуса. Двигатель – ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе – 36, на плаву 6 км/ч. Читать статью о нём →

Т-35, 1935

Боевая масса – 50 т. Экипаж – 11 человек. Длина корпуса – 9720 мм, Ширина – 3200 мм, Высота – 3430 мм, Клиренс – 530 мм. Вооружение – одна 76,2-мм КТ-28, две 45-мм танковых пушки обр. 1932 года 20К , 6 пулемётов ДТ. Бронирование: лоб корпуса – 50 мм, борт – 20 мм, башня – 20 мм. Двигатель – М17, 500 л. с. Скорость по шоссе – 30 км/ч. Тираж – 61 шт. Читать статью о нём →

Т-38, 1936

Боевая масса – 3,3 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – один 7,62-мм пулемёт. Бронирование: лоб, борт корпуса и башня – 9 мм, днище – 4 мм. Двигатель – карбюраторный ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе – 40 км/ч, по воде – 6 км/ч. Запас хода по шоссе – 200 км. Читать статью о нём →

Т-29, 1936

Боевая масса – 28,5 т. Экипаж – 5 чел. Бронирование – 30–10 мм. Длина – 6530 мм. Ширина – 3055 мм. Высота – 2850 мм. Клиренс – 450 мм. Вооружение: 1×76,2-мм КТ-28, 4×7,62-мм пулемёта ДТ. Мощность двигателя – 500 л.с. Скорость по шоссе – 56 км/ч на гусеницах, 81 км/ч на колесах. Тираж – 8 шт. Читать статью о нём →

БТ-7, 1937

Боевая масса – 13,8 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года , один-два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – бензиновый М17Т, 400 л. с. Скорость по шоссе – 52-73 км/ч. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками). Читать статью о нём →

Танк БТ-7А

БТ-, 1937

Боевая масса – 13,8 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна 76-мм пушка КТ-26, два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – бензиновый М17Т, 400 л. с. Скорость по шоссе – 50-73 км/ч. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками). Тираж – 154 шт. Читать статью о нём →

БТ-7М, 1939

Боевая масса – 14,65 т. Экипаж – 3 чел, вооружение – одна 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года , один-два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 13 мм, башня – 15 мм. Двигатель – дизельный В2, 500 л. с. Скорость по шоссе – – 62 км/ч на гусеницах, 86 км/ч на колесах. Запас хода по шоссе – 350-500 км (с дополнительными баками). Тираж – 706 шт. Читать статью о нём →

Т-40, 1939

Боевая масса – 5,5 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение: один 12,7-мм пулемёт ДШК, один 7,62-мм пулемёт ДТ. Бронирование: лоб и борт корпуса – 13 мм, башня – 10 мм. Двигатель ГАЗ-11, 85 л. с. Скорость по шоссе – 44 км/ч, (на плаву 5 км/ч.). Запас хода по шоссе – 220 км. Читать статью о нём →

КВ-1, 1940

Боевая масса – 43,1 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна 76,2-мм пушка Л-11, три 7,62-мм пулемёта ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 75 мм, борт – 60 мм, башня – 82 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Скорость по шоссе – 36 км/ч. Запас хода по шоссе – 230 км. Читать статью о нём →

КВ-2

КВ-2, 1940

Боевая масса – 52 т. Экипаж – 6 чел. Вооружение – одно 152-мм орудие М-10, три 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня – 75 мм. Двигатель – В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе – 35 км/ч. Запас хода по шоссе – 250 км. Тираж – 434 шт. Читать статью о нём →

Т-34, 1939

Боевая масса – 26,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 76,2-мм пушка Л-11 (с 1941 – Ф-34), два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм, башня – 45 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость – 55 км/ч. Запас хода – 370 км. Читать статью о нём →

Т-50

Т-50, 1941

Боевая масса – 13,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года , один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: корпус и башня – 37 мм. Двигатель – дизель В-6, 300 л. с. Скорость по шоссе – 60 км/ч. Запас хода по шоссе – 340 км. Тираж – 75 шт . Читать статью о нём →

Т-34-57 командира танкового полка 21-й танковой бригады Героя Советского Союза майора Лукина

Т-34-57, 1941

Боевая масса – 26 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 57-мм пушка ЗиС-4 (с 1943 – ЗиС-4М), два 7,62-мм пулемёта. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм, лоб башни – 52 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость – 55 км/ч. Запас хода – 300 км. Читать статью о нём →

НИ-1, 1941

Боевая масса ~ 7 т. Экипаж – 2-3 чел. Вооружение – лёгкое орудие калибра 37-45 мм, 2 × 7,62-мм ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 20 мм, борт – 10 мм, башня – 20 мм. Двигатель – многотопливный четырехцилиндровый карбюраторный 1МА, 52-56 л. с. Скорость по шоссе – 20 км/ч. Запас хода по шоссе – 140 км. Тираж – 62 шт. Читать статью о нём →

Т-60, 1941

Боевая масса – 5,8 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – одна 20-мм пушка ТНШ, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 35 мм, борт – 15 мм, башня – 15 мм. Двигатель – ГАЗ 202. 70 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 450 км. Тираж – 5920 шт. Читать статью о нём →

Т-70, 1942

Боевая масса – 9,8 т. Экипаж – 2 чел. Вооружение – одна 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года , один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб 35-45 мм, башня – 35 мм, маска пушки – 65 мм, борт – 15 мм, корма – 25 мм, крыша, днище –10 мм. Двигатель – 2×ГАЗ 202. 140 л. с. Скорость по шоссе – 45 км/ч. Запас хода по шоссе – 350 км. Тираж – 8231 шт. Читать статью о нём →

КВ-1с, 1942

Боевая масса – 42,5 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна 76,2-мм пушка ЗиС-5, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 75 мм, борт – 40 мм, башня – 82 мм. Двигатель – дизель В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 250 км. Тираж – 2769 шт. Читать статью о нём →

Т-80, 1943

Боевая масса – 11,6 т. Экипаж – 3 чел. Вооружение – одна 45-мм танковая пушка 20К обр. 1932 года , один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 45 мм, борт – 25 мм, башня – 35 мм. Двигатель – два ГАЗ 80 по 85 л. с. Скорость по шоссе – 45 км/ч. Запас хода по шоссе – 360 км. Тираж – 85 шт. Читать статью о нём →

КВ-85, 1943

Боевая масса – 46 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка Д5, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 75 мм, борт – 60 мм, башня – 100 мм. Двигатель – дизель В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода по шоссе – 330 км. Тираж – 148 шт. Читать статью о нём →

ИС-1, 1943

Боевая масса – 44 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение: 85-мм танковая пушка Д5 и 3 пулемета ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 100 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода по шоссе – 120 км. Тираж – 107 шт. Читать статью о нём →

Т-34-85, 1944

Боевая масса – 32 т. Экипаж – 5 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка, два 7,62-мм пулемета ДТ. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм, башня – 90 мм. Двигатель – дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость – 55 км/ч. Запас хода – 420 км. Читать статью о нём →

ИС-2, 1943

Боевая масса – 46 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 122-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 120 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Двигатель – дизель В-2ИС, 520 л. с. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода – 220 км. Тираж – 3385 шт. Читать статью о нём →

Т-44, 1945

Боевая масса – 31,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса – 120 мм. Двигатель – В-44, 520 л. с. Максимальная скорость – 51 км/ч. Тираж – 1823 шт. Читать статью о нём →

ИС-3, 1945

Боевая масса – 47 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 122-мм пушка, один 7,62-мм пулемет, один 12,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони – лоб корпуса – 120 мм, борт – 90 мм. Двигатель – дизель, В-11ИС 520 л. с. Скорость макс. – 40 км/ч. Запас хода по шоссе – 200 км. Тираж – 2311 шт. Читать статью о нём →