универсальный портал обо всём на свете

 

Рейтинг@Mail.ru





 

Происхождение украинского национализма

Русские
Украинцы

История Украины
Татары
Узбеки
Мордва
Казахи
Киргизы
Башкиры
Чуваши
Чеченцы
Армяне
Осетины
Чукчи
Цыгане

Арийский язык
Все города России

Великий Новгород
Почему у азиатов узкие глаза
Все страны мира и численность их населения
Людские потери стран во второй мировой
Все города России и численность их населения
Самый маленький город России
Столицы стран мира
Средняя продолжительность жизни в странах мира
Рейтинг стран мира по площади их территорий
Монархии мира
Потери немецкой авиации
Россия и педерасты
Лидеры всех стран и их портреты
Одним выстрелом трёх немцев
Тайна генотипа Рюриковичей
Евреи в Вермахте
Евреи-полицаи
Мигранты из Средней Азии – угроза нашим детям
Американцы о русских
Теракт на Дубровке
Взрыв на Каширском шоссе
Американцы о русской армии
Одним выстрелом трёх фрицев
Т-90А

Loading...

Флаги всех стран мира
М1 Абрамс
Меркава Mk.4
Challenger 2
Леклерк
Тип-96
Leopard 2
БМП-3

БМП-1

БМП-2

Боевое применение БТ-5
Боевое применение БТ-7
Боевое применение Т-26
Боевое применение КВ-2
Боевое применение Т-28

АМО-Ф-15
Я-3
ЯГ-10
Поуторка
ЗиС-5
ГАЗ-51
ЗиС-150
ЯАЗ/МАЗ-200
ЗиЛ-157
УралЗИС-355М
ГАЗ-66
ЗИЛ-130
ЯАЗ/КрАЗ-214
ЗиЛ-131
Урал-375
КамАЗ

Раньше квартиры меняли на машины

Майонезная банка

История рубля
Треугольный молочный пакет
Советская молочная бутылка
Маншук Маметова
Рейд группы Доватора

 

Бесермяне

осколок Волжской Булгарии

Бесермянин

Бесермянка

В составе удмуртов имеется  субэтнос бесермян. Бесермяне в последнее время считаются отдельным народом. В 2000 году они были включены в единый перечень народов Российской Федерации.

Самоназвание бесермян (как и созвучное русское «басурманин») восходит, через тюркское и персидское посредство, к арабскому muslim ‘мусульманин’ (букв. «послушный»). Живут бесермяне среди удмуртского, татарского, русского населения в 41 населенном пункте, где составляют основную часть. Чисто то бесермянских деревень - 10.
Язык бесермян представляет собой диалект удмуртского языка, который стоит особняком в системе современных удмуртских диалектов, сближаясь по разным признакам с северными, южными и периферийно-южными диалектами.

Верующие бесермяне — православные. В то же время некоторые особенности духовной культуры бесермян могут свидетельствовать об их тесных контактах в прошлом с мусульманами или даже о былом исповедании их предками ислама, например, использование исламских (арабских) формул обращения к богу в бесермянских языческих молитвах.

Ещё одна особенность культуры бесермян — то обстоятельство, что несмотря на малочисленность и дисперсное расселение этой группы, они очень четко отделяют себя (точнее - в известной степени дистанцируются) от окружающих народов — удмуртов и татар.

Бесермянское село Юнда в Балезинском районе Удмуртии

 

В русских источниках XIV—XV веков, касающихся территории бывшей Волжской Булгарии, бесермяне неоднократно упоминаются как определённая, отличная от татар, черемисов (марийцев), мордвы группа mccti юго населения, в особенности – некоторых городов (Булгар. Казань, Джукетау). Поскольку под татарами русские источники этого времени имеют в виду безусловно мусульманское население, в бесермянах (= «мусульмане») следует, по-видимому, видеть не конфессиональную, а этническую группу, скорее всего – каких-то потомков булгар». Постепенное исчезновение этого этнонима, вероятно, связано с кипчакизацией населения бывшей Волжской Булгарии. происходившей в XIV-XV веках, в ходе которой в Казанском Поволжье распространение получили такие названия как мусульмане (по конфессиональному признаку), тюрки (по этноязыковому признаку) и татары (первоначально — экзоэтноним, принесённый вместе с монгольским нашествием и служивший с XIII в.. прежде всего – у русских, для обозначения разнообразного по происхождению тюркского (кипчаконзычного) населения Золотой Орды, затем – Казанского Ханства). Характерно, что ещё в первой половине XVI века казанские татары предпочитали называться besermani, а не татары, что свидетельствует о длительном сохранении высокого статуса у рассматриваемого здесь имени.
Какая-то часть булгарских бесермян вошла всостав каринских (чепепких) татар, как об этом свидетельствуют исторические документы и данные татарских генеалогических шежере. По-видимому, их происхождение следует связывать с районами Заказанья (г.Арск, тат. Арча, букв. «задний, тыловой»), откуда бесермяне в XIV-XVI исках, спасаясь от феодальной усобицы в Золотой Орле, набегов русских ушкуйников и князей и. наконец, вследствие разгрома Золотой Орды и – в том числе – территории бывшей Волжской Булгарии Тамерланом в коние XIII в., переселились вверх по Вятке, в низовья Чепцы, в район, который, возможно, ещё в домонгольское или непосредственно в постмонгольское время был освоен булгарскими купцами и колонистами (известен надмогильный камень с булгарскии надписью 1323 г. из деревни Гордино Балезииского района Удмуртской Республики). Уже во второй половине XV в. в русских документах фиксируются на нижней Чепце татарские арскис (позже – каринские. от названия села Карино Слободского района Кировской области) князья, происхождение которых безусловно следует связывать с г. Арском.

При переселении (точнее, вероятно. – перенесении резиденции) из Арека на север «князья» должны были вывести с собой и часть зависимого населения. Уже с 1511 г. наряду с арянами (видимо – предки чепецких татар, выходцы из Арской земли) и вотяками (удмурты) в качестве зависимого от арских князей населения окрестностей с.Карино на нижней Чепце упоминаются в русских документах чуваша или (с 1547 г.) чуваша арские, который в XVII в. постепенно заменяется названием бесермяне – речь идет уже о предках современных бесермян.
В XVII-XIX веках часть бесермян — в особенности га, что проживала на территории Кировской области — была, безусловно, ассимилирована татарами и перешла в ислам. Оставшаяся же часть была ассимилирована удмуртами, но, переняв их язык, сохранила этническое самоназвание и национальную идентичность.

Туж ческыт

В июне 1992 Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики принял постановление "О восстановлении исторического имени бесермянского народа".
Основное традиционное занятие Бесермян - пашенное земледелие, они возделывали озимую рожь, ячмень, овёс, лён, коноплю; выращивали репу, морковь, капусту, огурцы, брюкву. Заметную роль играло животноводство. Занимались бортничеством. Были распространены отхожие промыслы в основном на сельскохозяйственные работы, извоз.
Основным социальным институтом сельских Бесермян вплоть до 30-х годов 20 века была соседская община. До первой четверти 20 века у Бесермян наряду с малой семьёй существовали большие неразделённые семьи.
Деревни уличной планировки, располагались на возвышенности вблизи рек. Жилище - срубная бревенчатая изба с двускатной крышей, холодными сенями, с крытым крыльцом; планировка близка удмуртской. Характерная надворная постройка - двухэтажный, реже одноэтажный бревенчатый амбар с крытой галереей.
Основа традиционного женского костюма Бесермян - рубаха из холста туникообразного покроя (дерем), богато украшенная нагрудной и нарукавной вышивкой, аппликацией, тесьмой, с широкой оборкой на подоле. В вышивке преобладали красные, синие, оранжевые цвета с вкраплением зелёного, жёлтого; чёрный служил для выделения контура. Носили штаны с широким шагом длиной до щиколоток, передник без нагрудника (с нагрудником носили только пожилые женщины). Верхняя распашная одежда в виде халата. Характерны нагрудные украшения, шейные, чересплечные из раковин каури, коралла, бисера, монет; браслеты, кольца.
Девичий головной убор бесермян это  небольшая остроконечная шапочка, украшенная раковинами каури, монетами, бисером. Головное покрывало невесты делали из красной ткани, обшивали тесьмой с длинными кистями, закрывающими лицо.

Женский головной убор: головное полотенце из тонкого белого холста; шлемообразная шапочка, украшенная монетами, бисером. Сверху одевается ситцевый, атласный или кашемировый платок. В женской одежде Бесермян выделяются чувашские элементы. Мужской костюм имел много общего с русской и удмуртской одеждой из домотканой пестряди и сукна.
Традиционная пища в основном состояла из продуктов земледелия: хлеб, пироги и шаньги с различной начинкой, каши, супы.
Развита обрядовая поэзия: календарные и семейно-бытовые песни, сказки, загадки. Сохраняются элементы традиционной свадебной обрядности: сватовство, выкуп ворот и приданого, одаривание родственников, хождение за водой, развешивание приданого в избе, вручение подарков. Главным праздником года был весенний праздник плуга.