ЗАЗ-968

Безухий Запорожец

Ушастый Запорожец ЗАЗ-966, о котором мы рассказывали тут, был большим шагом вперёд по сравнению со своим Горбатым предшественником ЗАЗ-965. Однако Ушастый унаследовал от Горбатого и множество недостатков, одним из которых был слабый двигатель воздушного охлаждения, который, к тому же, перегревался настолько сильно, что при езде в жаркую погоду водитель был вынужден периодически останавливаться, выключать двигатель и дать ему остыть. Не спасали ситуацию и пресловутые уши, предназначенные для захвата бóльшего объёма охлаждающего воздуха.
Между тем, тот же мотор МеМЗ-966В, установленный на автомобилях ЛуАЗ, такого недостатка не имел, и не перегревался даже при затяжном подъёме. Причину такой разницы долгое время видели в месте расположения силового агрегата – переднем у ЛуАЗа и заднем у Запорожца. Был даже проект создания так называемого Обратного Запорожца – модели с передним расположением двигателя и передними ведущими колёсами. При этом из-за того. Что наша промышленность не выпускала шарниров равных угловых скоростей, управляемыми должны были стать не передние ведущие колёса, а задние - ведомые. От рулевой колонки к ним должен был тянуться специальный кардан, передающий усилие на рулевые тяги. Предполагалось также развернуть задом наперёд ведущий и ведомый валы коробки передач. При этом схема переключения передач также должна была стать обратной, то есть, при включении первой и третьей передач рычаг должен был отводиться назад, а при включении второй и четвертой – вперёд.


От воплощения в металле такого технического курьёза спало появление в 1966 году любительской конструкции под названием Муравей (не путать с одноимённым мотороллером). Этот самодельный автомобиль, созданный инженером Олегом Ивченко и художником-дизайнером Эдуардом Молчановым, в качестве силового агрегата использовал мотоциклетный мотор от чешской Явы. Однако, несмотря на то, что двигатель Муравья был расположен сзади, он охлаждался прекрасно.
Причиной хорошего охлаждения было то, что вентилятор, позаимствованный, кстати говоря, от мотороллера Муравей, с которым не следует путать описываемый самодельный автомобильчик, работал не на отсос, как у Запорожца, а на обдув. Под впечатлением от этого автомобильчика конструкторы запорожского завода Коммунар решили не менять конструкцию Запорожца радикально, а создать модернизированный образец. В результате на свет появился ЗАЗ-968А, у которого уши ещё сохранялись в качестве рудимента. Однако вскоре оказалось, что эти уши никак не влияют на охлаждение двигателя и в 1980 году появился рестайлинговый вариант ЗАЗ-968М, который, по аналогии с предшественниками, можно было бы назвать Безухим. Главным его внешним отличием от Ушастого было отсутствие тех самых ушей, вместо которых были расположены узкие вертикальные щёлочки.
Автомобиль, в котором могли размещаться водитель и три пассажира, имеет закрытый двухдверный цельнометаллический кузов несущего типа. Передние сиденья раздельные, с продольной регулировкой и устройством изменения угла наклона спинки.

ЗАЗ-968 размеры
Длина автомобиля при 2160-милиметровой колёсной базе составляла 3765 миллиметров. Ширина равнялась 149 сантиметрам, а высота при 190-миллимтровом дорожном просвете достигала 1425 мм.
Несущий двухдверный цельнометаллический кузов автомобиля монтировался при помощи контактной сварки. В отдельных местах соединения были усилены дуговой и газовой сваркой. В передней части кузова располагается багажник с запираемой изнутри крышкой.
Сиденья располагались в два ряда. Раздельные передвижные передние сиденья имели возможность регулировки в соответствии с ростом водителя и пассажира. Заднее же состояло из подушки и спинки, которые имели возможность раскладываться как обычный домашний диван. Кузов оборудован зеркалом заднего вида, противосолнечными козырьками, независимой отопительной установкой и фартуками задних колес.

ЗАЗ-968 интерьер
Внутри каждой из двухпанельных штампованных дверей монтировался замок и стеклоподъемник, а также устанавливалось поворотное и опускное стекло. Лобовое, или, как тогда говорили, ветровое стекло было выполнено из безопасного триплекса. Заднее же стекло было закаленным.
Капот моторного отсека был подвешен на двух петлях. В закрытом положении он фиксировался внутренним замком. Крышка багажника была навешена на двух шарнирных четырехзвенных петлях.
Конструктивные особенности независимой подвески передних и задних колес с телескопическими амортизаторами в сочетании с эффективными тормозами с гидравлическим приводом, состоящим из двух независимых систем для торможения передних и задних колес и легким рулевым управлением с энергопоглощающим элементом на валу, обеспечивают автомобилю высокую плавность хода, в том числе на дорогах с неровным покрытием.
Двигателем же новому Запорожцу служил мелитопольский мотор МеМЗ-968Э. Он тоже был V-образным и четырёхцилиндровым, но был гораздо объёмнее своего предшественника: при 76-миллиметровом диаметре цилиндра и 66-миллиметровом ходе поршня его рабочий объём составлял 1197,625 куб.см. Точно такие параметры были у двигателя первых Жигулей, но МеМЗ имел в полтора раза меньшую мощность, так как семикратная степень сжатия была рассчитана на возможность использования 72-го, а при необходимости и 76-го бензина.

ЗАЗ-968 имел пять модификаций: ЗАЗ-968АБ, ЗАЗ-968Б2, ЗАЗ-968АБ2, ЗАЗ-968АБ4 и 3A3-968R. При этом ЗАЗ-968АБ предназначались для водителей, у которых действовали лишь руки, ЗАЗ-968Б2 и ЗАЗ-968АБ2 – для тех, у кого была одна здоровая нога, и ЗАЗ-968Р - для водителей с действующими одной рукой и одной ногой. Модификация же ЗАЗ-968R имела правое расположение органов управления и предназначалась для экспорта в страны с левосторонним движением. В некоторых из этих стран, например, в Суринаме, Запорожцы бегают до сих пор.
Мало кому известно, что Запорожский автозавод выпускал и грузовую модификацию. Правда, увидеть эти машины можно было только на территории автозавода или неподалеку от него - в сущности, это были внутризаводские автокары для транспортировки деталей и узлов между цехами. Автокар имел удлиненный кузов с двумя грузовыми отсеками - спереди, в стандартном багажнике, и в середине - между передними сиденьями и моторным отсеком.
Первые проектные работы по созданию автомобиля нового поколения взамен выпускавшегося 968-го начались еще в 1970 году, но принципиально новый компактный переднеприводной автомобиль ЗАЗ-1102 Таврия появился лишь в 1987 году. Серийный выпуск Таврии был развернут в 1988 году. Некоторое время Таврия и Запорожец выпускались одновременно, но в конце 1998 году производство морально устаревшего автомобиля-ветерана было прекращено.
 

Русского Портала→

Add to your Facebook

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru