Рейтинг@Mail.ru

 

 

Германские восьмиколёсные броневики

Во время первой мировой войны и в первые межвоенные годы германское командование мало интересовалось броневиками вследствие их низкой проходимости. Однако в 1928 году отношение к броневикам германского генералитета стало постепенно меняться. Меняться оно стало вследствие начала работ по созданию так называемых ахтрадвагенов, то есть, восьмиколёсных автомобилей.
В том самом 1928 году фирмы Daimler-Benz и Magirus создали два очень похожих друг на друга восьмиколёсных прототипа. Прототипы передали Рейхсверу в начале 1931 года. Испытания проводились на полигонах в Куммерсдорфе, Вюнсдорфе и Путлосе и дали вполне удовлетворительные результаты. Однако ограниченный бюджет Рейхсвера не позволил тогда профинансировать производственную программу, и тяжёлые броневики начали создавать на базе трёхосных коммерческих грузовиков с колёсной формулой 4×2. Такой броневик был принят на вооружение под индексом Sd.Kfz.231. Этот броневик строился фирмами Daimler-Benz, Büssing-NAG и Magirus, каждая из которых использовала шасси собственной разработки в сочетании с унифицированным броневым корпусом кильской компании Deutsche Werke.
Но стоило к власти прийти национал-социалистам, картина круто изменилась: военные вспомнили про опыты с восьмиколёсными бронемашинами и заказали той самой Deutsche Werke, производившей корпуса для Sd.Kfz.231 создать полноприводной восьмиколёсный броневик.
В 1936 году машина была готова, и её приняли на вооружение под старым обозначением Sd.Kfz.231, так как предполагалась скорая замена шестиколёсных броневиков восьмиколёсными. Однако шестиколёсные Sd.Kfz.231 оставались в Вермахте до самого конца войны, и потому, чтобы не путать эти два совершенно разных бронеавтомобиля, шестиколёсные стали обозначать как Sd.Kfz.231 (6-Rad), а восьмиколёсные как Sd.Kfz.231 (8-Rad).

SdKfz 231 (6-Rad)
SdKfz 231 (6-Rad)
На полноприводном восьмиколёсном шасси первоначально устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Bussing-NAG L8V-GS рабочим объемом 7913 см3. Мотор обладал 150-сильной мощностью, развиваемой при 3000 об/мин. С 1939 года двигатель L8V-GS выпускался в новой модификации. Диаметр цилиндров увеличили со 107 до 110 мм, в результате чего рабочий объем возрос до 8363 см3, а мощность увеличилась до 180 л.с. Емкость двух топливных баков составляла 150 литров, причём 118 литров заливалось в основной бак, а ещё 32 – в дополнительный.
Бронеавтомобиль имел два поста управления – спереди и сзади.
Первоначально основным вооружением бронеавтомобиля служила 20-миллиметровая автоматическая пушка KwK 30 – точно такая, как та, что устанавливалась на танке Pz.II. Эта пушка была создана на базе зенитки Flak 38. Специально для неё был создан 148-граммовый бронебойный снаряд, пробивавший на 500-метровой дистанции 53 мм брони. Дополнительным же вооружением служил пулемёт MG-34.
Sd.Kfz.231 и его радиофицированный вариант Sd.Kfz.232 успешно применялись в ходе польской кампании. Тогда, в сентябре 1939 года несколько экземпляров старого шестиколёсного варианта даже стали трофеями Красной Армии во время Освободительного похода. В ночь на 22 сентября советская 29-я танковая бригада полковника Семёна Моисеевича Кривошеина встретилась с передовыми частями ХIX бронетанкового корпуса генерала Гейнца Фридриховича Гудериана. Немцы приняли русских за поляков. За них же приняли немцев и русские. Завязался бой, в ходе которого немцы подбили три наших танка БТ, а мы – три бронеавтомобиля. Впоследствии территория, на которой произошло столкновение, осталась за нами, и все три подбитых броневика вскоре попали на Ижорский завод, где на их основе были созданы бронеавтомобили БА-11.

БА-11

БА-11
Однако когда немецкие войска вторглись во Францию, пушка KwK 30 показала свою полную бесполезность в борьбе с французскими и британскими танками. Но ещё больше немцев удручало её слабое противопехотное действие. Поэтому Вермахт потребовал у конструкторов усилить вооружение Sd.Kfz.231. Задачу удалось выполнить лишь к
1942 году. Выполнили её путём установки на бронеавтомобиль 75-мм пушки KwK-37, заимствованной у танка Pz.IV.
Длина ствола пушки составляла 24 калибра, она имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В ее боекомплект входили 32 выстрела. Башню с машины демонтировали, а боевое отделение сделали открытым. Пушка устанавливалась в лобовом листе боевого отделения справа. Сектор обстрела ограничивался 12° вправо и влево. Угол возвышения колебался в диапазоне от -10° до +12°.


SdKfz 231 (8-Rad)
 


Экипаж этого бронеавтомобиля, который получил обозначение Sd.Kfz.233, насчитывал три человека: командир, одновременно выполняющий обязанности наводчика и радиста; заряжающий, одновременно выполняющий обязанности заднего механика-водителя, и передний механик-водитель.
На бронеавтомобили Sd.Kfz.233 устанавливали радиостанцию Fu Spr Ger «а» со штыревой антенной, которая монтировалась на корме корпуса.
Однако поскольку орудие KwK-37 требовалось и для штурмовых орудий Stg III, и машин типа Sd.Kfz.233 удалось выпустить лишь 119 штук.
Уже в начале войны старое восьмиколёсное шасси бронеавтомобилей Sd.Kfz.231, Sd.Kfz.232 и Sd.Kfz.233 уже перестало устраивать германских военных. Поэтому в 1940 году фирме Bussing-NAG было поручено создание модернизированной версии этого восьмиколёсника.
Специально для нового броневика чешская фирма Tatra сконструировала 12-цилиндровый дизель, который при 110-миллиметровом диаметре цилиндра и 130-миллиметровом ходе поршня имел рабочий объём 14825 см3 и при 2200 оборотах в минуту развивал 210 сильную мощность. Масса этого двигателя составляла всего 700 килограмм.
Новые восьмиколесные бронеавтомобили по своему устройству, компоновке и внешнему виду напоминали Sd.Kfz.231(8-Rad), но имели одно принципиальное отличие: корпус из рамного стал несущим. В отличие от предшественника у Sd.Kfz.234 толщина лобовой брони с самого начала равнялась 30 мм, что защищало машину не только от огня противотанковых ружей и крупнокалиберных пулеметов, но и от 20-мм пушек наших танков Т-60. Правда, борта и корма по-прежнему выполнялись из 10-мм бронелистов.
В передней части корпуса машины размещалось отделение управления, в котором по центру располагалось рабочее место водителя. Справа от его сиденья в металлическом шкафу хранились аккумуляторные батареи, слева - большой закрывающийся ящик для инструментов и запчастей. Между шкафом для аккумуляторных батарей и сиденьем водителя находились рычаг переключения передач и рычаг демультипликатора. Приборная доска с основными приборами управления и датчиками была слева от руля. Сам же руль крепился прямо на потолке, и чтобы орудовать баранкой, водителю приходилось выполнять команду «Hände hoch!».
Броневик получил башню, первоначально разработанную для танка Лухс. В башне одной из модификаций, получившей обозначение Sd.Kfz.234/2 вместо 20-мм пушки размещалось длинноствольное 50-мм орудие KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров, позаимствованное у танка Pz.Kpfw.III. Ее подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником, имевший начальную скорость, равную 1190 м/с, пробивал 94-миллиметровую броню на полукилометровой дистанции.
Первоначально бронеавтомобиль имел один 240-литровый топливный бак, благодаря чему запас хода по шоссе у машины достигал 600 км, в то время как запас хода у Sd.Kfz.231 едва достигал 300 километров. Затем появились экземпляры с баком емкостью 360 л, что увеличило запас хода по шоссе до 1000 км.
Работы по доводке броневика затянулись, главным образом из-за отрицательного отношения немцев к самой идее использования дизеля. Лишь личное обращение к фюреру знаменитого Гейнца Гудериана заставило форсировать работы, и в 1944 году бронеавтомобиль был, наконец, принят на вооружение. Кроме безликого обозначения Sd.Kfz.234/2 броневик получил собственное имя «Пума».
С сентября 1943 по сентябрь 1944 года в Германии выпустили 101 машину Sd.Kfz.234/2 «Пума».
В сентябре 1943 года Министерство вооружений приняло решение вооружать примерно половину выпускавшихся бронеавтомобилей Sd.Kfz.234 короткоствольной 75-мм пушкой, то есть создать аналог машины Sd.Kfz.233, но серийный выпуск модификации Sd.Kfz.234/3 начался лишь летом 1944 года.
Вращающаяся башня у Sd.Kfz.234/3 отсутствовала, а ее место заняла неподвижная низкопрофильная рубка без крыши. В центре лобового листа рубки устанавливали
пушку о cm Kbi LU4- наведение по горизонту могло осуществляться до 12° влево и вправо, по вертикали — от-10° до +12°. Для стрельбы из пушки использовался прицел Sfl ZF lb. Дополнительно машину вооружали пулеметом MG 42, а экипажу для самообороны выдавался один MP-40 на троих и шесть ручных гранат. Боекомплект включал 50 выстрелов к пушке и 1950 патронов к пулемету. С июня по декабрь 1944 года было выпущено 88 машин модификации Sd.Kfz.234/3.
Последней модификацией этого бронеавтомобиля стала Sd.Kfz.234/4. Её вооружили 75-мм противотанковой пушкой Pak 40. Её 4,1-килограммовая панцерграната, вылетавшая из ствола со скоростью 933 м/с, пробивала 176-мм броню на 100-метровой дистанции и 83-миллиметровую на 2500-метровой. С декабря 1944 по март 1945 года было выпущено 89 экземпляров Sd.Kfz.234/4.