Рейтинг@Mail.ru

 

 

Admiral для адмирала

 

Карл Дёниц

Гросс-адмирала Карла Дёница все знают как командующего подводным флотом Третьего Рейха, а затем и всеми германскими военно-морскими силами. Однако мало кто знает, что он был последним главой этого государства – после смерти Гитлера (или, как считают некоторые, его бегства) Денниц занял пост рейхспрезидента. Занимал он его с 1 по 20 мая 1945 года, пока не был арестован во время переговоров по демилитаризации Германии.
Судя по фамилии, его предки имели славянские корни – Дённицей древние славяне называли Венеру – как саму планету, так и богиню, именем которой было названо это небесное светило.
Службу свою будущий гросс-адмирал, сын инженера-оптика Эмиля Денница, начал в 1910 году на крейсере «Херта», поступив туда сразу после гимназии в звании кадета, примерно соответствующего нашему мичману. 27 сентября 1913 года он получает чин Leutnant zur See, а в марте 1916 года он получает чин морского обер-лейтенанта. Тогда он служил на крейсере «Бреслау», формально входившем в состав турецкого флота. Поэтому на фотографиях этого периода он изображён в турецкой феске. Именно тогда он пишет рапорт с просьбой перевести его в подводники. Закончив специальные курсы, он в декабре 1916 года поступает на субмарину U-39, а в самом конце войны получает под своё командование подлодку UC-25. Добившись четырёх боевых побед, подлодка была потоплена глубинными бомбами в районе Мальты, а экипаж за несколько дней до конца войны попал в плен к англичанам.
По возвращении из плена Денниц узнал, что подводного флота у Германии больше нет: 21 июня 1919 года в бухте Скапа-Флоу на Оркнейских островах все подводные лодки были затоплены англичанами, а по Версальскому договору новых подводных лодок Германия иметь не может.
Тем не менее, Денниц не покинул ВМС – сначала он в звании капитан-лейтенанта командовал эсминцем, потом служил штурманом крейсера «Нимфа», в 1933 году, уже будучи фрегаттен-капитаном, получил под командование крейсер «Эмден».
В 1935 году Германия начала возрождать подводные силы. Их возрождение началось с маленькой подводной флотилии, первоначально состоявшей из единственной подлодки U-9. Флотилия была названа «Веддиген» в честь Отто Веддигена, потопившего в 1914 году три английских крейсера за один день. Что интересно, лодка, на которой 22 сентября 1914 года совершил свой подвиг капитан-лейтенант Виддиген, тоже носила шифр U-9. В память об одноимённой предшественнице лодка имела изображение железного креста на боевой рубке. Командиром же этой однолодочной флотилии стал капитан цур зее Карл Дённиц.
1 сентября 1939 года началась вторая мировая война, а 1 октября Дённиц получает первое адмиральское звание контр-адмирала. В тот же день фирма Опель презентует ему автомобиль, носящий название Admiral.


Начиная с 1938 года на Опеле решили обозначать класс автомобиля воинскими званиями. Причём морскими. Так, малолитражка с 1,073-литровым мотором носила имя Opel Kadett. Автомобиль среднего класса назывался Opel Kapitän, а автомобиль высшей категории получил звание Opel Admiral.
По своим техническим характеристикам Opel Admiral не уступал тогдашним Хорьхам и Мерседесам. Стоил он семь тысяч рейхсмарок, что соответствовало цене автомобилей среднего класса.
В длину Opel Admiral при 3155-миллиметровой колёсной базе имел 5270 мм, в ширину – 1800, а в высоту – 1630 мм.
Внутри Адмирала было также удобно, как и в каюте знаменитого подводного флотоводца. Просторные и мягкие диваны с обязательным откидным подлокотником сзади.
На автомобиль был установлен рядный шестицилиндровый двигатель, который при 90-мм диаметре цилиндра и 95-цилиндровом ходе поршня имел 3,626-литровый рабочий объём и при 3200 оборотах в минуту развивал 75-сильную мощность, позволявшую этому 1600-килограммовому автомобилю развивать 132-километровую скорость. Правда, обеспечивалась она не только высокой мощностью, но и передаточным числом главной передачи, составлявшим 4,3. Двигатель был верхнеклапанным. Картер двигателя был алюминиевым, а блок и головка были выполнены из серого чугуна.


Подаренный Дённицу Адмирал стал одним из последних Адмиралов - производство модели Opel Admiral было свёрнуто в 1939 году в связи с переходом Опеля на производство военного грузовика Опель Блитц, оснащённый тем же самым бензомотором, что и Opel Admiral. Использовалась на Блитце и коровка от Адмирала. Правда, к четырём ступеням к ней была добавлена ещё одна – первая, обеспечивавшая троганье с места в тяжёлых дорожных условиях.
Всего за два года производства было произведено 6404 экземпляров автомобиля Opel Admiral. 3500 из них были четырёхдверными лимузинами, 2314 – кабриолетами, а 590 шасси для заказных кузовов. Однако отдельные экземпляры из имеющихся на заводе запчастей собирались по спецзаказам вплоть до 1943 года. Причём на многие из этих легковушек ставили коробки от Блитца с дополнительной передачей и грузовой вариант двигателя с уменьшенной степенью сжатия, позволявшей использовать советский 56-й бензин.


Эти спецзаказы поступали в основном от немецких генералов с Восточного фронта. Генералы любили Адмирал за то, что применённая на нём подвеска Дюбонне, заимствованная Опелем у Испано-Сюизы, прекрасно справлялась с так называемым «сталинским асфальтом» – дорогами, засыпанными крупным щебнем, залитым гудроном. В подвеске такого типа имеется поперечная балка со шкворнями на концах, как у автомобилей с зависимой подвеской. Но крепится она к кузову не через рессоры, а соединена с ним жёстко. На шкворнях же были установлены не поворотные стойки, а довольно сложные механизмы. Это специальные цилиндры. Одним концом в них входил кривошип (рычаг подвески), на втором конце находилась ось колеса. Кривошип через рычажок воздействовал на пружину, находящуюся внутри цилиндра. Сзади к цилиндру крепилась специальная крышка, в которой находился амортизатор. Но работал он только на отбой, то есть, был амортизатором одностороннего действия. При такой конструкции неподрессоренные массы были несколько меньше, чем у обычных подвесок. Туда не входили массы рулевых тяг, поворотных стоек, пружин и амортизаторов. Соответственно, улучшалась плавность хода, а все неровности русских дорог подвеска успешно проглатывала.

Карл Дёниц со своей женой Инге в 1961 году
Часто Адмирал попадал к нам в качестве трофея – этим автомобилем пользовались многие советские военачальники. На фотографиях времен войны рядом с «Адмиралами» можно увидеть генералов Рыбалко, Катукова и Еременко, маршалов Конева и Василевского. Для последнего Opel Admiral стал основной фронтовой машиной, правда, за время войны Василевский сменил их несколько штук. На одной из них он даже подорвался на мине. Мотор и передние колеса взрывной волной были отброшены от кузова на несколько метров в сторону, но все сидевшие в машине отделались лишь порезами от лопнувшего стекла.
Что же касается самого Дённица, то на Восточном фронте он не бывал, на минах не подрывался, и потому к маю 1945 года он оставался в отличном состоянии. После ареста адмирала его Адмирал сначала достался американцам, но потом один из наших офицеров выменял его у американского полковника на наш ГАЗ-67. По возвращении в Союз офицер сдал Адмирал в московскую автокомиссионку на Бакунинской улице (возле метро Бауманская), и этот автомобиль был приобретён Мосфильмом в качестве реквизита. В 1947 году на экраны вышел фильм «Подвиг разведчика». В этом фильме на бывшем автомобиле адмирала Дённица ездил актёр Павел Кадочников, игравший нашего шпиона в немецком тылу.
Впоследствии машину выкупил Кадочников по остаточной стоимости, но куда она делась потом, никто уже не знает.