Horch 830

Автомобиль высшего класса

Автомобиль, о котором мы расскажем сейчас, относился к Oberklasse – высшему классу немецких автомобилей. Однако помимо того, что он относился к оберклассу, он с момента своего выпуска попал в разряд коллекционных автомобилей, ведь некоторые модификации этих машин выпускались штучно. Так, одна из модификаций была выпущена в 10 экземплярах, а ещё одна – в двух. Кстати, именно эти модификации и были представлены на ГУМовской выставке, на которой побывал автор этих строк. Представлен был и оди из двух экземпляров пульман-кабриолета BL, стоящий сейчас 4,5 миллиона евро. Всего же до 1940 года было выпущено 6232 экземпляра этой модели. Итак, встречайте: Horch 830.
Четыре кольца на радиаторной решётке этого автомобиля указывают на то, что он был выпущен концерном Auto Union, в который входили Horch, DKW, Audi и Wanderer. Задняя же эмблема в виде увенчанной короной буквы «H», а также аналогичный логотип на руле и в верхней части всё той же решётки однозначно свидетельствуют о том, что перед нами не что иное, как Хорьх.
Кстати говоря, в концерн Auto Union входили две фирмы, в разное время основанные Августом Хорьхом. Свою первую фирму, August Horch & Cie, он организовал еще в 1899 году в Эренфельде, пригороде Кельна. Штат компании первоначально составлял одиннадцать человек. Тем не менее в 1900 году из ворот предприятия вышел первый автомобиль Хорьха. Его двухцилиндровый мотор мощностью 4-5 л.с. отличался тихой и ровной работой. Двигатель располагался спереди, привод на задние колеса осуществлялся кожаным ремнем, а коробка передач была сблокирована с главной передачей. Кузов же заказали в кёльнской мастерской «Утермоль».
Однако уже год спустя Хорьх перевёл производство в Саксонию, в городок Райхенбах, что лежит южнее Цвикау почти на самой границе с Тюрингией. Там под маркой Horch выпускались уже более совершенные автомобили с двумя цилиндрами, — и, когда настала пора дальнейшего расширения деятельности, Август приобрел участок земли уже в самом городе Цвикау. Там был построен новый завод и под него спроектирована совершенно новая модель с четырьмя цилиндрами, которые располагались теперь под капотом, а не под водительским сиденьем, как было до этого. В 1908 годк на фирме трудилось уже более ста рабочих, а ежегодный выпуск автомобилей перевалил за сотню, что по тем временам было не так уж мало. К этому времени фирма уже звалась Horch AG и являлась, как следует из названия, акционерным обществом. Именно это обстоятельство исыграло против изобрететеля: в 1909 году основателя акционерного общества Августа Хорьха, изгнали с фирмы остальные акционеры за его рискованные конструкции, едва не ставшие причиной банкротства предприятия. Но Хорьх не унимался. На те 22 тысячи марок, за которые акционеры выкупили его долю, он организовал новую фирму, которая первоначально называлась Horch Automobil-Werke GmbH Zwickau. Благодаря своему имени в названии фирмы, он за три дня смог набрать кредитов на двести тысяч марок.

 

Однако бывшие конкуренты подали на Хорьха в суд, который обязал новую фирму изменить название. Произошла бурная дискуссия ее учредителей: как наречь машину? Выручил... школьник, сын одного из акционеров-спорщиков, зубривший в соседней комнате латынь. Когда он уловил окрик «Выслушивайте же и другую сторону!», то не удержался и громко произнес эту же фразу словами латинской пословицы: «Audiatur et altera pars!». Тут-то все и вспомнили, что слово «хорьх» это не только фамилия, но и немецкий глагол «слушаю», «прислушиваюсь», которому точно соответствует латинское «ауди». Так появилась на свет марка «Ауди». Через 11 лет, в 1920 году коллеги-компаньоны вновь вынуждают Хорьха покинуть фирму – главой её становится датский инженер Йорген Скафте Расмуссен, который был одновременно и председателем правления DKW. А ещё через 12 лет и фирма Horch, и фирма Audi вместе с Wanderer и DKW вступают в концерн Auto Union AG. В этом «квартете» автомобили DKW позиционировались как дешёвые автомобили с двухтактными двигателями, Audi и Wanderer занимали нишу среднего класса, а Хорьх продолжал производить автомобили самого дорогого сегмента. Одним из таких автомобилей и был появившийся в 1933 году Horch 830.


Для экземпляра, представленного на выставке, фирма Horch изготовила лишь шасси. Кузов же на него надели в кузовном ателье Karl Baur. В первой половине XX столетия эта фирма являлась одной из ведущих и престижнейших кузовных предприятий. В период с 1933 по 1940 годы было выпущено не более сотни автомобилей с кузовом Pullman Cabriolet с опускающейся стеклянной перегородкой, разделяющей водительский и пассажирский салоны, а изготовление столь роскошного кузова уходило до двенадцати месяцев, отделка салона производилась соответственно пожеланиям заказчика.

 

Большинство Хорьхов сейчас находятся вот в таком состоянии

 

Автомобили, изготовленные фирмой Karl Baur, отличались от других представителей своего класса высоким качеством, комфортабельностью и роскошью салона. В отделке использовались дорогие сорта кожи и редкие породы дерева – палисандр, капа или ореха. По желанию заказчика, устанавливались радиоприёмники Blaupunkt, Körting или Telefunken, а также отопительная система Bosch. Всё это электрохозяйство питалось от двухкиловаттного генератора. При этом электрооборудование было не шестивольтовым, как у большинства тогдашних машин, а 12-вольтовым. В комплектацию автомобиля были включены бар, откидной столик, а также комплект из нескольких дорожных чемоданов и зонт с выгравированным на рукоятке фирменным логотипом из четырех колец.
Стоил 830-й Хорьх в среднем 15 тысяч рейхсмарок, что в тогдашних долларах составляло $6024, а в нынешних – $269 660.
Хорьх-830 имел в длину 5 метров и 5 сантиметров, а его радштанд, как называют немцы колёсную базу, составлял 3350 мм. Ширина же автомобиля достигала 178 сантиметров, что в те времена было редкостью – тогдашний народ был заметно похудее, и тогдашние автомобили были гораздо ýже. Однако по длине этот автомобиль кажется великим даже сейчас. Велик был и радиус поворота, составлявший 6,7 метра.
Первоначально автомобиль был оснащен рядным восьмицилиндровым двигателем рабочим объемом 3517 кубических сантиметров. Диаметр его цилиндров равнялся 78 миллиметров, а ход поршня – 92 мм. При 2800 оборотах в минуту мотор выдавал 75-сильную мощность, позволявшую 1950-килограммовому автомобилю разгоняться до сотни за 36 секунд и развивать максимальную скорость в 115 километров в час. Однако в 1938 году двигатель решили увеличить – при неизменном диаметре цилиндра ход поршня подняли до 100-миллиметровой величины. Рабочий объём в результате возрос до 3,823 литра, а мощность увеличилась до 92 лошадиных сил. Разгон сократился до 32 секунд, а максимальная скорость возросла до 125 км/ч. Возрос и расход топлива – вместо прежних 17 литров на 100 километров, автомобиль стал расходовать все 20.
Помимо нового двигателя обновлённый Хорьх приобрел тогда также и качающийся мост, независимую подвеску передних колёс, а также другие менее существенные, но весьма приятные усовершенствования. В их числе было, например, устройство, которое немцы называли словом «фернганг». В отличие от классического овердрайва, повышающего лишь передаточное число самой верхней передачи, этот самый фернганг представлял собой устройство, находящееся вне коробки передач. По конструкции это устройство напоминало раздаточную коробку, только коробка эта ничего не раздавала, а просто передавала крутящий момент от трехступенчатой коробки передач к задним колёсам. Зачем же это устройство было нужно? Весь прикол заключался в том, что переключением рычага этого устройства можно было повысить передаточное число каждой передачи. Таким образом, из трехскоростной коробка становилась фактически шестискоростной.
Автомобили Horch хорошо продавались и во время кризиса, и во время предвоенного экономического подъёма. Однако с началом войны фирме пришлось переключиться на выпуск военной продукции, а после её окончания город Цвикау оказался в советской зоне оккупации, но это уже другая история.

Русского Портала→

Add to your Facebook

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru