Рейтинг@Mail.ru

 

 

Ford F

В середине января 1948 года из ворот одного из фордовских заводов в Детройте вышел неказистый с виду автомобиль. Никто тогда еще не мог предположить, что этот день стал днем рождения автомобиля-рекордсмена, и в 1995 году объем его продаж достигнет 33 миллионов и тем самым превысит объемы продаж знаменитого «Жука».

Первое поколение 1948-год

Внешне этот пикап походил на более поздний советский ЗиЛ-130, только многократно уменьшенный. Или же, наоборот, на современный ему послевоенный вариант итальянского Фиата «Тополино», только многократно увеличенный. Называется этот автомобиль Ford F.
На автомобиле был установлен стандартный фордовский V-образный восьмицилиндровый двигатель «Флэтхид», впервые появившийся еще в 1932 году на Форд М-1 – прототипе нашей «эмки». Точнее, это был его усовершенствованный и несколько увеличенный вариант, который Ford впервые представил в 1939 году. Объем его по сравнению с первоначальным объемом в 221 кубический дюйм - 3621,5 куб. см - был увеличен до 239 - 3916,5 куб. см. Двигатель разрабатывался для модели «Меркурий», которую Ford начал выпускать в том самом 1939 году. Мощность 239-дюймового двигателя по сравнению с 221-дюймовым вариантом возросла на 10 л.с. и достигла 95. Но в 1941 году ее путем самых незначительных изменений довели до сотни. Эти самые незначительные изменения заключались в том, что вместо горизонтального карбюратора стали использовать вертикальный. Именно в таком виде его и установили в 1948 году на этот пикап, а в 1951 форсировали его до 110 лошадиных сил. Тогда же рычаг переключения передач перенесли с пола на рулевую колонку.
Учитывая специфику его использования жителями сельских районов, главным образом фермерами, для которых, собственно говоря, и предназначался этот автомобиль, его оснастили полным приводом, который, правда, первое время был лишь опцией. Однако в остальном этот автомобиль постарались сделать совсем не «колхозным» - дизайн, как внешний, так и внутренний, был выполнен по самым передовым стандартам, а уровень комфорта ни в чем не уступал тогдашним лимузинам.
За первые четыре года выпуска F-1, как была названа эта модификация, внешне менялся мало. Изменялась лишь только облицовка радиатора, и стало больше заднее окно. Форд F-1 выпускался на шестнадцати различных заводах. Наиболее распространенными были варианты с 6,5-футовой (1981,2 мм) и восьмифутовой (2438,4 мм) грузовыми платформами.
Отличались эти варианты также длиной колесной базы и грузоподъемностью. Так, первый имел колесную базу в 114 дюймов (2895,6 мм) и грузоподъемность в полтонны, второй же, получивший индекс F-2, обладал 122-дюймовой колёсной базой и грузоподъёмностью в три четверти тонны. Следует заметить, что эти тонны отнюдь не метрические, а так называемые короткие. Весит такая тонна не тысячу килограмм, а 907,185 кг. Бывает еще и длинная тонна, которая содержит 1016,05 килограмм, но она применяется не в Америке, а в Великобритании.
Однако столь малые показатели грузоподъемности были, тем не менее, весьма условными. Так, по инструкции в полутонный пикап можно было грузить четыре с половиной тысячи фунтов (2134 кг), а в ¾-тонный – 5700 (2588 кг). Был также и 1 ¼ - тонный вариант, названный F-4. В него можно было грузить аж десять тысяч фунтов – 4536 килограмм. Но и это не было пределом – на базе этого небольшого пикапчика был построен школьный автобус. Хотя на нем и не возили коммерческих грузов, грузоподъемность его была рассчитана на 14 500 фунтов, то есть, на 6577 килограмм.
Кроме основного вышеназванного двигателя применялись и другие варианты. Самым типичным из нетипичных двигателей был 226-дюймовый (3703,47 куб.см) шестицилиндровый 95-сильный Rouge-226. А с 1951 года начали устанавливать еще и 215-дюймовый (3523 куб. см) верхнеклапанный двигатель Rouge-215 мощностью 101 л.с. Самым же мощным из двигателей, устанавливавшихся на этом автомобиле, был 337-дюймовый (5522 куб. см) двигатель Rouge-337, который устанавливался только на модификации F-7 и F-8, перевозившие, соответственно, 19 и 22 тысячи фунтов груза – 8618 и 9979 кг. На этих модификациях устанавливалась и 5-скоростная коробка с семикратно пониженной первой передачей. На основной же массе автомобилей стояла обычная трёхскоростная легковая коробка передач, которую в 1952 году сменили на четырёхскоростную коробку, оснащенную синхронизаторами.

Второе и третье поколение

В 1953 году появилось второе поколение серии F. Теперь ее модификации обозначали уже не F-1, F-2, или F-8. Модификация F-1 стала называться F-100, F-2 - F-250, a F-3 – F-350. Такое обозначение модификаций сохранилось и по сей день. В интерьере кабины появились плафоны направленного света, подлокотники и солнцезащитные козырьки. Теперь основным двигателем стал тот самый верхнеклапанный 215-дюймовый Rouge-215. 337-дюймового двигателя больше не было, но зато в 1956 году появился 173-сильный 272-дюймовый (4457 куб. см) восьмицилиндровый двигатель Rouge-272, который из-за уменьшенного угла развала цилиндров называли не V-образным, а Y-образным. 13 марта 1953 года на Ford'e F впервые появилась автоматическая коробка передач «Ford-O-Matic». Внешне же пикап второго поколения мало отличался от первого.
Однако меняющаяся автомобильная мода не могла не изменить и внешний облик нашего пикапа, и в 1956 году появилось третье поколение автомобиля Ford F. Передняя его часть внешне была точно такой, как у всех американских автомобилей тех лет – плоский капот, хромированная решетка радиатора, и писк тогдашней моды - четыре фары. Теперь восьмицилиндровый двигатель Rouge-272 стал основным, а на подхвате появился 223-дюймовый (3654 куб. см) 6-цилиндровый рядный двигатель мощностью 137 л.с.

Четвертое поколение 1961-66

В 1961 году появилось четвертое поколение. Дизайн автомобиля был вновь изменен, и выглядеть он стал более утилитарно. Хромированная решетка радиатора уступила место окрашенной, а фар вновь стало две. Прежний 223-дюймовый двигатель всё еще стоял на этом автомобиле, но большее распространение получил новый 200-сильный восьмицилиндровый опять же Y-образный двигатель с рабочим объемом 292 кубических дюйма – 4785 куб. см.
В 1965 году появилась модификация с уменьшенной грузоподъемностью и пятиместной кабиной, имевшей два ряда сидений. Эта модификация, которую назвали Ranger, в 1981 году превратилась в самостоятельную модель, которая тоже существует и по сей день, а в одном из январских номеров нашего журнала мы публиковали ее тест-драйв.
Тогда же, в 1965 году появился и новый 4,9-литровый (точнее - 300 куб. дюймов или 4916 куб. см) шестицилиндровый двигатель мощностью 170 л.с. Отличительной особенностью этого мотора было то, что распредвал, генератор и водяной насос приводились в действие не цепью или ремнем, а шестеренками.


Пятое поколение 1968-год

В 1967 году появилось пятое поколение. К этому же времени вступили в силу новые федеральные нормативные акты, обязывавшие всех производителей автомобилей добавить боковые габаритные огни или отражатели. Поэтому у Ford F был прежде всего изменен капот. Автомобиль получил также несколько новых двигателей, самый большой из которых имел рабочий объем 390 кубических дюймов – 6391 куб. см. Мощность его доходила да 335 л.с. А в 1969 году с Форда-Мустанга на Форд Ф перекочевал восьмицилиндровый V-образный двигатель Windsor мощностью 220 л.с. Двигатель имел спортивные параметры: при диаметре цилиндра в 101,6 мм, ход поршня равнялся 76,2 мм, что составляло 0,75 от диаметра. При таком соотношении диаметра цилиндра и хода поршня двигатель не мог не иметь высоких оборотов, и на Мустанге он при 5000 об/мин выдавал 315 л.с. Однако Форд Ф не был предназначен для спортивного вождения. Поэтому обороты Виндзора сократили до 4600, диаметр впускного клапана уменьшили с 47,6 до 45 мм, и мощность упала до 220 л.с.

Шестое поколение 1973-197

Шестое поколение появилось в 1973 году. Внешне это был типичный американский автомобиль 70-х годов. Решетка радиатора стала пластиковой, а на передней кромке капота появилась надпись "F O R D", соответствовавшая тогдашнему логотипу компании. Несмотря на то, что всего на Фордах Ф шестого поколения использовалось девять типов двигателей, основным был тот самый 302-дюймовый Виндзор.
Оставался он основным и на машинах седьмого поколения, выпускавшихся в 1980-86 годах. Однако именно на седьмом поколении, в 1983 году на этих автомобилях впервые появился дизель. Это был 6,9-литровый (!) V-образный восьмицилиндровый предкамерный дизель фирмы Navistar, выдававший мощность 170 л.с. На следующем же, восьмом поколении, выпускавшемся в 1987-91 годах этот дизель был заменен на 7,3-литровый (!!!) 180-сильный дизель фирмы International Harvester IDI. Однако пятилитровый Виндзор продолжал оставаться основным, правда, к тому времени у него была уже и 508-литровая модификация. Двигатель Виндзор перестал устанавливаться лишь на автомобилях десятой серии, но это уже не история, а современность.