Рейтинг@Mail.ru

 

 

БРДМ-2

БРДМ-2

Несмотря на наличие в войсках бронетранспортёра БТР-40, который в основном использовался для разведки, Советская армия испытывала необходимость в специализированной боевой разведывательной машине, и такая машина под названием БРДМ была. Первый образец БРДМ был построен в феврале 1956 года, и в следующем году, после испытаний машину приняли на вооружение. Однако к середине 60-х уже и БРДМ перестала удовлетворять требованиям военных, главным образом, в виду слабого вооружения.
И тогда на Горьковском автозаводе конструкторской группой Дедкова была разработана новая машина, получившая название БРДМ-2.
Новая БРДМ была принята на вооружение под названием БРДМ-2 в мае 1963 года. Серийное производство машины было организовано в 1963 году на ГАЗе, а с 1965 г. и на Арзамасском машиностроительном заводе, где оно и продолжалось до 1989 года.
Внешне БРДМ-2 напоминала укороченный вариант бронетранспортёра БТР-60ПБ, появившийся уже после неё. Дело в том, что БТР-60П, существовавший на момент начала разработки БРДМ-2, имел открытый верху корпус, а БРДМ-2, заимствовавшая у шестидесятки заднемоторную компоновку и водомётный движитель, сразу же имела и бронированную крышу и расположенное во вращающейся бронебашне основное и вспомогательное вооружение. Оценив преимущество этих двух новшеств, военные и попросили конструкторов перенести их на БТР-60.
Длина БРДМ-2 при 3100-миллиметровой колёсной базе составляла 5700 мм, а ширина корпуса – 2262 мм. Высота же при полной загрузке и давлении в шинах, равном 2,8 кг/кв. см и 330-миллиметровом клиренсе составляет 2395 мм.

1 –  прибор наблюдения ТНПТ; 2 – планка стопоря люльки по-походному; 3 – обогревное защитное стекло прицела; 4 – звеньеотвод КПВТ; 5 – уплотнение маски; 6 –  плафон; 7 – штифт; 8  – уравновешивающее устройство; 9 – патронная коробка КПВТ;  10 – пулемет КПВТ; 11 - пулемет ПКТ;  12 – защелка коробкодержателя; 13 – гияьзозвеньеотвод ПКТ; 14 – патронная коробка ПКТ 15 – регулировочный механизм; 16 - гильзозвеньесборник:  17 – кнопка электроспуска  ПКТ;  18 – рукоятка маховика  поворотного механизма; 19 – кнопка электроспускя КПВТ; 20 – подвесное сиденье; 21 – прицел; 22 – рукоятка тормоза подъёмного механизма; 23 – рукоятка перезаряжания; 24 – рукоятка маховика подъемного механизма; 25 – рукоятка стеклоочистителя; 26 – стопор башни по-походному; 27 – рукоятка тормоза погона; 28 – электрощиток башни; 29 – хомут консоли

Трансмиссия БРДМ-2: 1  –  крюк, 2  –  лебедка. 3  –  рычаг переключения передач. 4  –  передние ко. леса, 5  –  рулевая трапеция. 6  –  полуэллиптическая рессора переднего моста, 7  –  раздаточная коробка, 8  –  цепи привода дополнительных колес, 9  –  карданный вал. 10  –  дополнительные колеса, 11  –  балансиры дополнительных колес, 12  –  механизм стояночной тормозной системы. 13  –  коробка передач и отбора мощности на водомет, 14  –  двигатель, 15  –  задние колеса, 16  –  воздухофильтр, 17  –  рессора заднего моста, 18  –  задний мост, 19  –  водяные рули, 20  –  редуктор водомета, 21  –  вентиляторы, 22  –  генератор, 23  –  муфта выключения сцепления, 24  –  бачок гидросистемы, 25  –  передний карданный вал, 26  –  главная передача переднего моста, 27  –  рулевое колесо, 28  –  продольная рулевая тяга, 29  –  рулевая колонка.

Безрамная машина с несущим бронекорпусом была оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах и устройством для преодоления окопов и траншей, которая представляет собой по два дополнительных колеса меньшего диаметра на каждый борт, выпускаемые в случае надобности как убирающиеся шасси самолёта. Колёса эти, кстати говоря, и были авиационными. При этом они были не бегунковыми, а ведущими – крутящий момент на них передавался цепью от коробки отбора мощности.
Отделение управления БРДМ-2 находится в носовой части корпуса, где
расположены органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, приборы наблюдения, радиостанция Р-123, сиденья водителя и командира.
Сиденья имеют продольную регулировку, регулировку наклона спинки и механизм подъёма, фиксирующий эти спинки в трёх положениях.
На нише правого переднего колеса закреплен кронштейн рентгенметра ДМ-ЗБ. Выносной блок рентгенметра устанавливался на нижнем переднем листе корпуса машины.
Боевое отделение находится в средней части корпуса. В его задней части находятся люки для доступа в отделение силовой установки изнутри машины.
В боевом отделении размещены: башня на погоне, установленном на крыше машины, два одноместных сиденья для экипажа, подвесное сиденье стрелка, регулируемое по высоте. В средней части боевого отделения размещена раздаточная коробка. Этот агрегат закрыт герметичным кожухом.
Сварная башня, изготовленная из броневых листов, имеет форму усеченного конуса. В ней по периметру проёма для маски вооружения установлены щитки, препятствующие в боевых условиях проникновению свинцовых брызг внутрь машины. Башня вращается на шариковом погоне, который представляет собой большой радиально-упорный подшипник наружным диаметром 1424 мм.
Вооружение БРДМ-2 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах от −5 до +30 градусов, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, а горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ, имеющих 2,6-кратное увеличение при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров, а из ПКТ — до 1500 метров. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 и трассирующей БСТ, а также зажигательной ЗП. ПКТ же, имеющий боекомплект в 2000 патронов в восьми лентах предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника.
Отделение силовой установки расположено в кормовой части корпуса. В нем размещены двигатель, генераторная установка, водяные и масляные радиаторы, водяной и масляный теплообменники, компрессор, пусковой подогреватель с его топливным баком, а также коробка передач с коробкой отбора мощности и привод ручного пуска двигателя.
На БРДМ-2 установлен четырехтактный, V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель. Этот мотор является модификацией двигателя от автомобиля ГАЗ-13 Чайка с пониженной до 6,7-кратного значения степенью сжатия. При 100-миллиметровом диаметре цилиндра и 88-миллиметровом ходе поршня мотор имеет 5,529-литровый рабочий объём. При 3300 оборотах в минуту мотор выдаёт 140-сильную мощность.


Два бензиновых бака установлены в кормовой части машины справа и слева в изолированных от отделения силовой установки отсеках. Вместимость каждого бака равна 140 литрам.
Водомётный движитель установлен в кормовой части машины. Вода забирается из-под днища. В движителях установлены гребные винты диаметром 500 мм. Тяговое усилие при 900-1100 об/мин винта составляет 700 кгс. Движитель приводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач.
Ходовая часть принципиально не отличалась от ходовой части БРДМ, за исключением подвески, в которой использовались телескопические гидроамортизаторы вместо рычажно-поршневых. В передней части корпуса была смонтирована лебедка с тяговым усилием на тросе 4000 кгс.
На базе БРДМ-2 были разработаны и серийно выпускались бронированная машина управления БРДМ-2У, бронированная машина радиохимической разведки БРДМ-2РХБ, боевые машины для ПТУР Фаланга, Малютка и Конкурс. В 90-х годах часть БРДМ-2 в ходе капитального ремонта были модернизированы, на некоторых из них были установлены дизельные двигатели Д-245,9. Такие машины получили наименование БРДМ-2А. Всего за период производства было изготовлено около 7200 машин всех модификаций. Машина и ее модификации поставлялась на экспорт во все страны Варшавского договора и, кроме того, в Алжир, Анголу, Афганистан, Бенин, Бурунди, Вьетнам, Гвинею, Египет, Замбию, Индию, Индонезию, Ирак, Йемен, на Кубу, Конго, Ливию, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Монголию, Намибию, Никарагуа, Перу, Сирию, Судан, Танзанию, Чад, Уганду, Эфиопию и Югославию.