Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 30 августа 1940 года

состоялась свадьба английских актёров Вивьен Ли и Лоуренса Оливье. Ездила Вивьен Ли на Chrysler DeSoto

9 июля 1498 года в захудалом испанском городке Херес-де-лос-Кабальерос родился известный конкистадор и землепроходец Эрнандо да Сото. А спустя ровно 430 лет, в июле 1928 года, на открытых им землях, в городке Олборн Хиллс в штате Мичиган, Уолтер Перси Крайслер представил публике автомобиль, названный именем прославленного первооткрывателя.
Незадолго до этого у Крайслера появился знаменитый Chrysler 6, и компания обошла фирму Форда, которая переживала реконструкцию, связанную с переходом от производства модели Т к производству модели А.
Однако Крайслеру такой победы оказалось мало, и он решил влезть еще и в сегмент автомобилей «умеренной» цены.
Цена DeSoto оказалась на деле уж очень умеренной: в то время как Форд А стоил 385 долларов, то базовая цена DeSoto первого выпуска составляла $845.
Однако DeSoto стоил своих денег, поскольку его комплектация была несравнимо богаче, чем у Форда. Ведь Форд, чтобы уложиться в заданные 385 долларов, лишил модель А и стартера, и аккумулятора, и опускающихся дверных стекол, оставив всё это лишь в качестве опций, в то время как DeSoto имел всё это в стандартной комплектации.
Первый DeSoto, который вскоре назвали моделью К, имел 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 174,9 кубических дюйма, что равняется 2867 кубическим сантиметрам. Диаметр его цилиндра был равен 3 дюймам – 76,2 мм, а ход поршня– 4, 125 дюйма, то есть 104,775 мм. Мощность же двигателя составляла 55 л.с.
Однако, едва модель К успела выйти на рынок, грянула Великая Депрессия. Спрос на автомобили начал падать. Даже дешевые модели Форда распродавались с большим трудом. Однако и Chrysler DeSoto, и даже более дорогой Chrysler 6 продолжали пользоваться устойчивым спросом – их хорошо раскупала бутлегерская мафия. Боссы покупали Chrysler 6, а их многочисленные шестёрки разъезжали на DeSoto. В то время как доходы рабочих падали, доходы гангстеров росли. Поэтому в то время как ориентированный на небогатого покупателя Форд терпел убытки, Крайслер богател день ото дня.
Поэтому уже в мае 1930 года, выпустив 34 тысячи автомобилей, Крайслер прекращает выпуск модели К и запускает в производство более дорогую модель – модель СК (си-кей, звучит как sea key – морской ключ).
Сохранив прежний ход поршня, и следовательно, прежние шатуны и коленвал, цилиндры двигателя расточили на четверть дюйма – до 82,55 мм, в результате чего рабочий объем вырос до 3,365 литров или 189,8 куб. дюймов. Мощность, правда, возросла весьма незначительно – до 60 л.с. Однако цена выросла до 945 долларов – 42 700 долларов в сегодняшних ценах.
Но и это повышение цены не смутило гангстеров средней руки. Поэтому уже в августе появляется модель CF. Двигатель этой модели стал восьмицилиндровым. Оставив всё тот же 4,25-дюймовый ход поршня, цилиндры уменьшили до 2,875 дюйма – 73,025 мм. Рабочий объем составил 3511 мм, мощность достигла 70 л.с., а цена самой дорогой модификации – 1035 тогдашних долларов, то есть, 46 765 нынешних.
До 1933 года Крайслер успел запустить в производство также модели SA, SC и SD, в которых вернулся к прежним 6-цилиндровым двигателям.
Однако всё хорошее рано или поздно заканчивается. Закончилась и Великая Депрессия.
Новый президент США Франклин Делано Рузвельт, объявив «новый курс», отменил с 5 декабря 1933 года Сухой закон и девальвировал доллар. Его золотое содержание с 31 января 1934 года вместо прежних 1,50463 граммов было установлено в размере 0,888671 г чистого золота. Долларовые накопления мафии обесценились на 40,94%. Рабочие пострадали еще больше – хотя у них почти не было накоплений, их зарплаты, номинально оставшись прежними, обесценились на те же 40,94%, в то время как цены с 1 февраля 1934 автоматически взлетели в 1,7 раза. Поэтому появившаяся в 1934 году крайслеровская модель Эйрфлоу, предназначенная для замены устаревшего Chrysler 6, провалилась на американском рынке, и бóльшую часть выпуска Крайслер спихнул в Европу.
Одновременно с Эйрфлоу Крайслер запустил в производство его уменьшенный вариант Эйрфлоу DeSoto Airflow. Испытания показали, что цельнометаллический несущий кузов гораздо безопаснее, чем традиционные кузова автомобилей, и DeSoto Airflow пошел на рынке относительно неплохо.Правда, хорошие продажи не помешали журналу «Тайм» впоследствии включить DeSoto Airflow в список 50 худших автомобилей в истории.
В 1937 году модель Airflow сменила в производстве модель Airstream. Эта модель заслужила популярность в качестве такси.
К 1939 году году на DeSoto применялись два разных 6-цилиндровых двигателя, передние колеса имели независимую подвеску, а рычаг переключения передач располагался на рулевой колонке. DeSoto S-8 образца 1941 года предлагался с автоматической коробкой передач, а в 1942-м модель S-10 удивила публику не только необычным аэродинамическим кузовом, но и убирающимися фарами.
На время второй мировой войны производство было прекращено – заводы Крайслера делали двигатели для танков. Однажды на танк М4Шерман в качестве эксперимента установили пять двигателей от DeSoto.


В 1946, когда производство легковушек возобновили, дебютировала модель DeSoto Custom. Его 6-цилиндровый V-образный 236,7-дюймовых двигатель развивал 109 л.с. при 3600 об/мин.
Наконец, в 1952 появилась модель Firedome. Ее-то 8 мотор и был установлен на Фасель. Рабочий объем этого двигателя составлял 276,1 кубических дюйма, что в метрических мерах равнялось 4524 кубических сантиметров. Диаметр его цилиндра в переводе на миллиметры был 92,075, а ход поршня – 84,9 мм. Он развивал мощность в 160 л.с. при 400 оборотах в минуту.
В следующем году появилась модель DeSoto Powermaster, а в 1956 году – модель Adventurer. Это было последним успехом марки – в 1958 году началась очередная рецессия американской экономики, и марка, пережившая Великую Депрессию, не выдержала испытаний рядового экономического спада, похожего на тот, что переживает американская экономика сейчас. Последней попыткой удержаться на плаву стала модель RS1-L. Но это уже был конец истории.