Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

29 января 1902 года

известный российский автомобилист и предприниматель Федор Иванович Танский открывает торговый дом «Победа», первый и крупнейший в России того времени автомобильный торговый дом, поставщик Императорского двора

29 января - день рождения автомобиля - video, календарь - Сайт За рулем www.zr.ruФедор Иванович Танский был, как и подобает истинному представителю купеческого сословия, человеком наблюдательным и сметливым. Получив за границей коммерческое образование, он ясно усвоил смысл слов, сказанных некогда философом Бэконом: "Три вещи делают нацию великой и благоденствующей - плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров". Это изречение, особенно в его заключительной части, имело для судьбы Танского определяющее значение.
Обитая в Европе, Федор Танский видел, какой популярностью пользовались там средства быстрого передвижения. Со времен изобретения велосипеда езда на нем стала неугасающим увлечением европейцев. А в 1885 году немецкие инженеры Даймлер и Майбах сконструировали особый тип двигателя внутреннего сгорания. Установка его на велосипедную раму означала создание первого в мире мотоцикла. Этот же инженерный дуэт выполнил и свою модель автомобиля. Начали строить автомобили и немецкий предприниматель Бенц, и французская фирма "Пежо" - словом, наступала эра автомобилизма.
Федор Иванович всерьез интересовался новейшими разработками в области вело- и автомобилестроения. Владея чуть ли не десятком иностранных языков, он объездил всю Европу и Америку, изучая положение дел на местах. Впереди всех тогда шли Франция и Германия. А вот в Англии развитие автомобильного дела сдерживалось законом 1878 года, ограничивавшим скорость экипажей едва не скоростью пешехода. "Адские машины" считались настолько опасными, что впереди должен был идти человек с красным флажком и предупреждать пешеходов и кучеров о их появлении.
В Россию Федор Танский вернулся в 1892 году. И практически сразу открыл в Петербурге, на углу Гороховой и Малой Морской, магазин по продаже велосипедов и (как ни забавно это звучит) зубоврачебных принадлежностей. К радости начинающего предпринимателя, торговля пошла хорошо, и уже на следующий год Танский основал в российской столице Торговый дом "Победа".
К началу XX века Торговый дом "Победа" продавал автомобили лучших французских и германских заводов - Бразье, Панара и Левассора, Адама Опеля. (Одна из реклам Торгового дома настойчиво твердила: "Где Опель, там победа, где "Победа" - там и "Опель".) В ходу были мотоциклеты "FN" и Некарсульм, велосипеды "Дайтон", "Империал" и "Победа"... Девиз приписываемый Победе - : «Все наилучшее за наименьшую цену».
Например мотоциклы ФН широко использовались в русской армии, продавались в немалых количествах торговым домом "Победа". Цена его была в то время немалой - 635 рублей. До наших дней в Москве, Ленинграде, Риге сохранилось несколько экземпляров этой модели.
Принимая участие в отечественных и заграничных выставках, "Победа" неизменно удостаивалась наград. На Всероссийской выставке спорта 1902 года ей, к примеру, были вручены две золотые медали и почетный диплом. За команду ТД "Победа" выступали известные гонщики Михайлов и Сурмец которые и побеждали на автомобилях этой фирмы. В программе ТД Победа была и комиссионная торговля подержанными авто, причем в то время это предполагало обязательное устранение в своих мастерских всех неисправностей, имеющихся у принятых на комиссию машин, а в случае необходимости делали и капремонт с гарантией от шести месяцев до двух лет, что означало не производство перманентного бесплатного ремонта, как сейчас, а безопасную работу автомобиля в течение установленного времени.
Но и это был еще не пик успеха. Торговый дом "Победа" находился только на подъеме, когда сумел обратить на себя внимание императора. Николай II пожаловал фирму званием поставщика Высочайшего двора. Вот тут-то и наступило время полного благополучия. Посыпались многочисленные заказы. На смену скромному помещению на углу Гороховой и Малой Морской пришло вначале торговое помещение на углу набережной Мойки и Демидова переулка, а к началу 1908 года обширные и комфортабельные торговые залы на Мойке, 61.
Фотография - Торговый дом "Победа": склад велосипедов Англий…

Впрочем, и этим Танский не был удовлетворен. Он решил начать собственное производство. Продав три принадлежавших ему дома в Коломенской части столицы, коммерсант приобрел землю на Петербургской (ныне Петроградской) стороне, выстроив на ней обширные мастерские, завод и склад. И неудивительно, что в 1910 году на традиционной международной выставке Торговый дом был премирован золотой медалью за автомобильные корпуса собственного производства.
Увы, успехам фирмы Танскому оставалось радоваться недолго. Накануне католического Рождества 1911 года Федор Иванович скончался.