Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

26 марта 1905 года

российский автомобильный завод «Лесснер» собрал первую из 14 машин для российского почтового ведомства

Всё для Ретро Авто - Открытки редких русских автоБолее полувека существовал в Санкт-Петербурге на набережной Невы «Машиностроительный, чугунный и котельный завод Г.А.Лесснеръ». Из скупых источников известно что Лесснер предпринимал попытки организовать производство автомобилей на этом заводе. Это было в начале ХХ-го века, когда производство паровых машин, котлов и станков стало для Лесснера невыгодным. Лесснер искал выход из этой ситуации и решил заключить договор с немецкой компанией «Даймлер».
Компания «Даймлер» предоставила Леснеру право на изготовление некоторых типов своих автомобилей. К этому времени «Даймлер Моторенгезельшафт» стал разрастаться в очень крупную фирму.
Русский инженер Борис Григорьевич Луцкий был прародителем тандема «Даймлер-Лесснер». Этот человек был плотно связан как с Россией, где он родился и вырос, так и с Германией где получал высшее образование. Луцкого считали человеком-легендой. История многое умалчивает об этом первопроходце российского автомобильного дела, ставшем создателем многих прогрессивных конструкций.
Вскоре Луцкого пригласили работать в Германию, там он создал несколько легковых и грузовых автомобилей, почтовых электромобилей и легких трициклов, также проектировал автомобили для военных целей, оснащенных скоростными пушками. Все свои работы Луцкий безуспешно предлагал царским властям, не получая признание в России.
Елена Хорватова - Первые отечественные автомобили: материал с френдленты

Луцкий Б.Г. был членом правления фирмы "Даймлер" и участвовал в создании новых легковых машин высокого класса. Именно их производство и предусматривалось в соглашении с «Лесснером». В одном из его параграфов говорилось : «С каждой стороны мотора, построенного обществом «Лесснер», должна быть фирменная табличка, на которой стояли бы слова « Луцкой-Даймлер» и порядковый номер». По совместительству Луцкий был назначен инженером- консультантом по организации их производства в Петербурге.
Лесснер начал свою автомобильную деятельность в 1905 году, построив серию легких почтовых фургонов. И уже с 1906 года приступил к выпуску автомобилей по принципам, заложенным Луцким в машинах «Даймлер».
Лесснер делал автомобили который внешне и конструктивно напоминали «Мерседесы». История об этих автомобилях умалчивает, однако известно что «Лесснер» в 1906-1909 годах выпускал одну модель с двухцилиндровым 12-силным двигателем, две четырехцилиндровые мощностью 22 и 32 л.с. и самую большую шестицилиндровую с мотором в 90 л.с.
Две последние экспонировались на 1-ом Международном автосалоне в Петербурге. Они были оснащены элегантными кузовами русской фабрики Ивана Брейтигама «дубль фаэтон» и «лимузин». Автомобили были отлично выполнены и ничуть не уступали европейским автомобилям. Хотя в России этим делом занимались не автомобильные кузовщики, а обычные фабрики конных экипажей.
Цифрами обозначали мощность двигателя. На Лесснер-32 стоял четырехтактный нижнеклапанный мотор объемом 4600 см/куб, четырехступенчатая коробка переключения передач и цепной привод колес. Но главной особенностью автомобилей «Лесснер» был маховик со спицами, игравший роль вентилятора, и водяное охлаждение трансмиссионного тормоза. Снаряженная масса этих автомобилей составляла две тонны. На одной из выставок, эти автомобили удостоились золотой медали «За установление автомобильного производства в России». Одна из таких машин принадлежала председателю Совета Министров царского правительства С. Ю. Витте, а еще один «Лесснер» впервые был поставлен за границу – в Персию. Там он служил в правлении русских нефтяных концессий.

В 1908 году русский журнал «Автомобилист» писал: « В России единственным заводом, строящим автомобили современного типа, является завод Г.А. Лесснер. К чести этого завода следует приписать то обстоятельство, что в действительности строит свои машины, а не собирает лишь их из заграничных частей».
К заслугам «Лесснера» стоит отнести первый пожарный русский автомобиль (1904 г). и выпуск партии почтовых фургонов грузоподъемностью 140 кг. (1905 г.) .
1908 год заполнился как первый экспорт автомобилей, изготовление такси с кузовом «ландоле» и первого автомобиля в России для перевозки арестантов.
За всю свою короткую историю, «Лесснер» успел выпустить несколько десятков разнородных автомобилей. Они оказывались намного дороже импортных, хотя по качеству и долговечности оставляли их далеко позади.
1910 году история «Лесснера» подошла к своему концу. К тому времени у автомобилей «Лесснера» появились достойные наследники.