Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

25 апреля 1940 года

на московском автозаводе им. КИМа собран первый опытный советский малолитражный автомобиль КИМ-10. Три машины новой модели вскоре прошли по Красной площади во время первомайской демонстрации

IZI.travel - КИМ 10-50КИМ-10 — первый советский серийный малолитражный легковой автомобиль.
Выпуск модели был начат в 1940 году на Московском заводе имени КИМ (Коммунистический интернационал молодежи), который с 1930 года уже собирал автомобили ГАЗ-А, машинокомплекты которых поступали сначала с заводов Форда, а затем с Горьковского автозавода.
Разработкой новой модели занимался НАТИ (впоследствии НАМИ), а кузов проектировали на Горьковском автозаводе. Как было принято в те годы, для ускорения работ решили взять за основу двигатель и шасси машины Ford Perfect. Однако кузов её выглядел уже достаточно устарело, и его пришлось дорабатывать.
При проектировании кузова был организован конкурс, в котором первое место заняла модель, сделанная горьковским художником-конструктором В. Бородским. По его модели в США разработали чертежи кузова и изготовили штампы. Однако участие американской фирмы наложило отпечаток на чертежи машины КИМ-10: многие размеры — «некруглые» (например, такие, как 76,2 мм вместо 75 мм), так как переведены из «круглых» дюймовых в метрические. Одна из основных линий сетки проходит по передней границе кузова и отсека двигателя, вследствие чего нулевая линия не совпадает с осью передних колёс. Кузов — полунесущий, он прикреплен к очень лёгкой раме, которая начинает «работать» вместе с ним. Двухдверный кузов — дешёвый и простой в производстве. Для доступа к задним сиденьям боковые двери были сделаны очень широкими, а спинки передних сидений откидывались вперёд.
Кузов КИМ-10 имел немало новшеств. У него отсутствовала наружная подножка, как на других легковых автомобилях. Лобовое стекло было не плоским, а состояло из двух частей, расположенных под углом, — конструкция, позднее принятая на «Победе», ЗИС-110, ГАЗ-51 и других послевоенных автомобилях. На КИМ-10 впервые в отечественном автомобилестроении нашел применение капот аллигаторного типа (как на «Победе») вместо распространённых тогда капотов с подъёмными боковинами. Салон малолитражки был оснащен часами и механизмом, регулирующим установку передних сидений. И то, и другое встречалось тогда только на автомобилях высшего класса. Запасное колесо разместили не снаружи кузова (сзади, как у ГАЗ-М1, или сбоку, как у ЗИС-101), его клали горизонтально в специальную нишу в задней части кузова, под багажником.
Двигатель и шасси отличались простотой, дешевизной и долговечностью. Нижнеклапанный двигатель, взаимозависимая подвеска колёс на двух поперечных рессорах, механический привод барабанных тормозов, отдельная рама в то время использовались в конструкциях многих малолитражек.
Диски колёс снабжены отверстиями (с отбортовкой) и довольно крупными колпаками, на которых выштамповано и окрашено в красный цвет углубление со светлыми буквами «КИМ».
На КИМ-10, вслед за ЗИС-101, нашли применение синхронизаторы старших передач. Среди других новинок были тонкостенные двухслойные вкладыши подшипников коленчатого вала двигателя (на ГАЗ-М1 и ЗИС-101 их просто заливали баббитом), центробежный автомат опережения зажигания, стеклоочиститель, работающий под воздействием разряжения от впускного коллектора двигателя.
Машина существовала в трёх вариантах. Первые опытные образцы имели фары обтекаемой формы, установленные на кронштейнах на передних крыльях. Серийный автомобиль сохранил принятую на опытных образцах форму кузова, крыльев, капота и облицовки радиатора, только фары были смонтированы на передней панели, как на позднейших автомобилях «Москвич-400». index 43* Автомобили автозавода КИМ

Указатели поворотов — в виде выбрасывающихся стрелок-семафоров. Дверные петли выступают из поверхности кузова. Бамперы очень простой формы, крепятся четырьмя заклёпками к пластинам-рессорам; в середине переднего бампера — отверстие для заводной рукоятки. Следует отметить отсутствие на кузове полосок-цировок. Нет подфарников, вместо них, как на ВАЗ-2101, использовались дополнительные лампочки в фарах. КИМ-10 окрашивали в ярко-красный, черный, серо-зелёный и темно-зелёный цвета. Обивка была из ткани бежевого цвета.
Начавшаяся война не позволила развернуть производство малолитражек. Их было выпущено всего чуть более 500 экземпляров: с закрытым кузовом седан (КИМ-10-50) и с открытым — фаэтон (КИМ-10-51).
У не выпускавшегося серийно КИМ-10-52 кузов — четырёхдверный, с шестью боковыми окнами, более низкий, он больше похож на «Москвич-400».
В соответствии с принятой в те годы практикой кинопропаганды достижений отечественного автопрома кабриолет КИМ-10-51 был использован в съемках популярного фильма - он снимался в музыкальной комедии "Сердца четырех".
Производство малолитражек на бывшем заводе имени КИМ (он стал называться МЗМА — Московский завод малолитражных автомобилей) возобновилось в 1947 году.