Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

25 февраля 1942 года

на Урале выпущена первая партия мотоциклов М-72

Началом разработок мотоцикла Урал М-72 считаются предвоенные годы прошлого века. При модернизации Красной Армии правительством была принята целая программа по оснащению моторизированных частей новыми надежными мотоциклами отечественного производства. За основу М-72 был взят немецкий аналог - БМВ-R71, который являлся в то время самым новым и совершенным мотоциклом.
Разработку отечественного М-72 пришлось выполнять, разбирая серийные БМВ, и копируя некоторые элементы с него. Стоит отметить что советская промышленность того времени не могла сразу воспроизвести все элементы новинки. К примеру, технология изготовления рамы из цельнотянутых труб переменного сечения только осваивалась промышленностью. Кроме этого изготовление алюминиевых элементов двигателя и рамы требовало переоборудования многих заводов. Во многом ускорению процесса разработки и ввода в строй УРАЛ М-72 способствовала начавшаяся Вторая Мировая Война. Именно необходимость армии в мотоциклах потребовала от коллективов заводов ускорить процесс выпуска новых мотоциклов Урал и нарастить производство в сжатые сроки.
Технические характеристики Урал М-72 качественно выделяли его из всего модельного ряда мотоциклов того времени. Во первых при движении даже на повышенных оборотах двигатель работал более мягко и тише чем у аналогов даже заграничного производства. При этом долговечность и надежность его работы была на высоте. Подвеска отличалась мягкостью и плавностью хода. Новым решением в производстве мотоцикла Урал М-72 стала дуплексная рама, пружинная подвеска сзади, передняя вилка телескопического типа, механизм ножного переключения передач. Кроме этого установка двух цилиндрового двигателя с оппозитным расположением так же была техническим новшеством на то время. Такая компоновка двигателя повышала не только технические характеристики, но и в целом положительно сказывалась на всем мотоцикле. В первую очередь это связано с низким центром тяжести, что улучшило уравновешенность при движени.Хотя так же мотоцикл Урал М-72 обладал и рядом неудобств. В первую очередь это касалось все того же расположения двигателя. Из-за разброса головок цилиндров габаритная ширина мотоцикла составляла 603 мм, что доставляло неудобства при движении без коляски. Кроме этого система зажигания регулировалась вручную, да и два отдельных карбюратора было довольно сложно отрегулировать на синхронную работу. А не продуманный и некачественный воздушный фильтр не поглощал пыль и грязь, в результате чего это все оседало в цилиндрах и приводило к преждевременному их износу.
Надо сказать, что мотоцикл М-72 создавался общими усилиями: конструкторское бюро ЗИСа занималось документацией на двигатель, инженеры автомобильного завода АЗЛК – документацией на коробку передач, коляски поставлял ГАЗ, и пр. Опытные образцы мотоцикла были представлены весной 1941-го года, после чего было принято постановление о запуске модели в массовое производство.
На мотоциклах М-72, М-52, М-61 и К-750 установлен генератор Г-11 (с «плюсом на массу») в паре с реле-регулятором РР-1 или РР-31, на остальных мотоциклах – Г-414 (с «минусом на массу») и реле РР-302. На мотоциклах М-72, М-52, М-61 стоп-сигналы отсутствуют. Указателями поворотов оборудованы только К-750М и МТ-12.
С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.
Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые.
Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.
На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад. Так же, в очень ограниченном количестве, в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.
В 1949 году внедрён двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной.
Первая модель известного тяжелого мотоцикла — М-72 была освоена киевлянами в 1951 году, а в 1957 году завод приступил к выпуску более совершенной машины — М72Н. Она отличалась улучшенной отделкой, была снабжена рычажной вилкой с пружинно-гидравлическими амортизаторами, колесами с алюминиевыми ступицами, регулируемыми роликовыми подшипниками и усиленными спицами. У тормозов был механизм для регулировки положения колодок.
Для спортивных клубов небольшими партиями выпускался кроссовый мотоцикл М-72К: облегченный, с форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности достигнуто изменением фаз газораспределения, увеличением высоты подъема клапана и расшлифовкой впускного и выпускного каналов.
Мотоцикл М-72К имеет забор воздуха с верхней поверхности бензобака, улучшенные передние и задние грязевые щитки, двойное седло водителя и покрышки со специальным «кроссовым» рисунком протектора, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, переднюю вилку без фары, герметичные системы электрооборудования с магнето, привод которого состоит из двух шестерен.
Ведущая шестерня вращается вместе с распределительным валом, а ведомая— вместе с промежуточным валом, установленным в передней крышке. Магнето соединено с промежуточным валом кулачковой муфтой.
Значительное уменьшение веса достигнуто благодаря легкому боковому прицепу и облегчению ходовой части мотоцикла. На подвеске заднего колеса установлен фрикционный амортизатор, гасящий колебания задней подвески.
Рукоятка управления дросселем — катушечного типа, что позволяет резко открывать дроссель при небольшом угле поворота рукоятки.
Восстанавливаю М 72м 1955 г. / Блог им. Kruglo / БайкПостЭтот мотоцикл выпускали специально для кроссов, малыми партиями (по 5 штук).
Мотоцикл имеет специальную облегченную открытую коляску в виде платформы со специальными скобами и поручнями, облегчающими работу спортсмена-колясочника во время гонки.
От дорожного "М-72" он отличался поднятыми кверху выпускными трубами, высоко посаженными колесными щитками, новой крышкой распределительных шестерен, реконструированных для того, чтобы удобно расположить привод магнето.
В 1953 году выпущена переходная модель мотоцикла М-72Н с новой рычажной вилкой, с гидравлическими амортизаторами, с алюминиевыми литыми тормозными барабанами колес и усиленными спицами.
С 1956 года ИМЗ перешел на модель М-72М. Ее главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 г.) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменен редуктор главной передачи, усилены колеса: на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надежного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплен на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.