Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

23 апреля 1915 года

Винченцо Лянча создал прототип бронеавтомобиля на упрощенном шасси 1Z 1912 года

Успешное начало строительства бронемашин в Италии, а также факты их применения в ходе итало-турецкой войны 1912 года, стали для европейской общественности большой неожиданностью. Несмотря на то, что ни один из трех опытных образцов так и не был принят к серийному производству, свою положительную роль они сыграли. Ещё до вступления Италии в Первую Мировую войну фирма Lancia представила проект абсолютно новой бронемашины, в конструкции которой были учтены не только положительных качества более ранних моделей, но и использованы технологические решения, несколько обогнавшие свой время.
Основой для бронеавтомобиля послужило шасси коммерческого грузовика Lancia 1Z (1 Zeta), принятого к серийному производству в 1912 году. От более ранних моделей образца 1910-1911 гг. он отличался удлиненной до 3350 мм колесной базой, хотя в остальном его конструкция радикальных изменений не претерпела. Ходовая часть с колесной формулой 4х2 имела управляемые колёса переднего моста и ведущие колеса заднего моста. Шины пневматические, подвеска на листовых рессорах. Машина оснащалась трансмиссией с механической 4-ступенчатой коробкой передач, заимствованной у модели Eta. Первые экземпляры Lancia 1Z оснащались только одинарными колёсами, но более поздние серии получили сдвоенные колёса заднего моста. Именно такая модификация и стала базой для постройки прототипа бронеавтомобиля с одноименным названием.
Новаторской была конструкция корпуса и размещение вооружения. Корпус собирался из бронелистов толщиной от 2,5 мм до 6 мм на стальной раме при помощи заклёпок и болтов. Компоновка была классической. Спереди размещался бронированный капот, под которым устанавливался бензиновый 4-цилиндровый двигатель Lancia 1Z, рабочим объёмом 4960 см.куб. и мощностью 60 л.с. Система охлаждения двигателя – жидкостная. В лобовой части и на крыше капота устанавливались бронированное неуправляемые жалюзи. Верхние бронелисты капота могли сниматься для обслуживания силовой установки.
Остальную длину корпуса занимало боевое отделение, совмещенное с отделением управления. Спереди, почти ровно по продольной оси шасси, находилось место водителя. За ним начиналось непосредственно боевое отделение, где размещался экипаж, общий состав которого доходил до 6 человек. На корме располагался второй пост управления. Для улучшения пулестойкости лобовые горизонтальные листы корпуса устанавливались под значительными углами наклона. В то же время, бронелисты бортов и кормы были строго вертикальными.
Нетрадиционно подошли итальянские инженеры к размещению вооружения. На крыше боевого отделения устанавливалась основная цилиндрическая башня, габариты которой сильно выступали за ширину корпуса, из-за чего по бортам пришлось добавить дополнительные секции. В ней, в раздельных установках обслуживаемых отдельными пулеметчиками, монтировалось по одному 7,62-мм пулемету Maxim. Максимальные углы возвышения пулеметов составляли от -15° до +35°. Над ними устанавливалась малая одноместная башня с ещё одним аналогичным 7,62-мм пулеметом. Теоретически такая схема обеспечивала сектор одновременного обстрела примерно в 180-200°, но на практике многоярусное вооружение привело к излишней тесноте.
Ходовая часть изменений не претерпела, однако для прототипа был специально разработана защита, состоявшая из снимаемых бронещитов, частично закрывавших колёса обоих мостов. Помимо этого, был учтен первый опыт боёв на Западном фронте. Появившиеся в великом множестве проволочные заграждения доставляли немало "неудобств" не только солдатам – обычные бронемашины также преодолевали их с большим трудом. В целях улучшения боевой эффективности на Lancia 1Z приняли решение установить конструкцию из двух изогнутых рельс, которые крепились на лобовых листах корпуса и дополнительно укреплялись продольной балкой в передней части. С помощью этого нехитрого приспособления предполагалось разрушать не только заграждения из колючей проволоки, но и небольшие дорожные препятствия, что в целом себя оправдало.
Первый прототип бронеавтомобиля Lancia 1Z был представлен на полигоне в Удине в августе 1915 года. Общее мнение представителей от армии было весьма положительным, однако было отмечено, что машина трудно управляется при движении задним ходом, слишком громоздка и обладает высоким давлением на грунт. Кроме того, отмечался недостаточный обзор со всех мест экипажа.
Большинство указанных недостатков было устранено на машинах 1-й серии (Lancia 1Z Serie I), выпущенных в том же году. Обзорность была улучшена за счет введения дополнительных смотровых люков по всему периметру корпуса – если прототип имел всего 4 люка, то на серийном образце их количество довели до 14. Также перенесли бортовые жалюзи в нижнюю часть бортов капота и удалили бронезащиту колёс переднего моста.
Первые серийные машины поступили на вооружение итальянской армии в июле 1916 года и уже в это время был проведен второй этап доработок. Модернизированные бронеавтомобили Lancia 1Z Serie II оснащались видоизмененными "рельсами", меньшим количеством смотровых люков в корпусе, а также возможностью установки французских 8-мм пулеметов St.Etienne. Всего было построено 20 таких машин, которые поступили в эксплуатацию с 11-го марта 1917 года. В зарубежных источниках общее количество бронеавтомобилей первых серий оценивается в 37 единиц.
Впрочем, по-настоящему массовой стала модификация Lancia 1Z Serie III, более известная как Lancia 1ZM. На этот раз изменения носили существенный характер. Прежде всего, была демонтирована малая пулеметная башня, вместо которой появился обычный люк, а пулеметная установка "переехала" в кормовой лист корпуса. Далее была изменена форма бортовых жалюзи на капоте и, наконец, старые пулеметы типа Maxim планировалось постепенно заменить на отечественные 6,5-мм пулеметы FIAT-Rivelli образца 1914 года. Дополнительно в укладке перевозилось четыре винтовки Chauchat Mle 1915 CSRG с боекомплектом 1200 патронов. Всё это позволило снизить массу и в некоторой степени улучшить динамические качества бронеавтомобилей, хотя от главных недостатков их это не избавило.
Модель Lancia 1ZM начала выпускаться с ноября 1917 года, но уже в январе 1918 года первоначальный заказ на 35 машин был увеличен ещё на 100 единиц. Абсолютное большинство из них оснащалось пулеметами Maxim, поскольку наладить выпуск пулеметов отечественной конструкции в необходимом количестве итальянцам до ноября 1918 года так и не удалось. Фактически, массовый процесс перевооружения был проведен лишь в 1924 году. До окончания войны удалось собрать 101 (согласно другим данным – 113) бронеавтомобилей этой модификации, составивших основу бронетанковых сил Италии вплоть до 1922 года. Тем не менее, по причине отсутствия достойной замены, Lancia 1ZM продолжали служить ещё более 20 лет. За это время в конструкцию бронеавтомобилей не вносилось каких-либо радикальных изменений. http://fullautohistory.ucoz.ru/Lancia/p1bis.jpg

Лишь в 1918 году на смену французским винтовкам пришли итальянские SIA Mod.1918, а в 1935 году бескамерные шины заменили на пневматические, сделанные из пулестойкой резины.
Lancia 1Z суждено было участвовать в первой мировой войне: в апреле 1915 года сделали прототип бронеавтомобиля на упрощенном шасси 1Z. Сразу после испытаний фирма получила заказ на двадцать таких машин. Уже в середине 1915 года, когда Италия вступила в войну, было организовано первое подразделение из двух бронеавтомобилей. Броневик 1Z с вращающейся башней вооружили тремя пулеметами "Максим". Машина, защищенная от винтовочных пуль, весила 4 тонны и с экипажем пять человек достигала 70 км/ч.
Машину несколько раз модернизировали и до конца войны выпустили 120 экземпляров 1Z, некоторые из них оставались в строю вплоть до 1940 года.