Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

22 января 1852 года

в венгерском Сегеде, в семье известного на весь город кузнеца, родился будущий инженер Янош Чонки, который вместе с коллегой Донатом Банки разработал схему автомобильного карбюратора и воплотил ее в жизнь

Чонка окончил школу в родном городе Сегеде. Помимо этого является самоучкой во многих областях науки. Не имея учёной степени, стал тем не менее, одним из выдающихся венгерских инженеров, внеся существенный вклад в развитие венгерской машиностроительной промышленности. Благодаря совместной с Донатом Банки разработке первого в мире карбюратора способствовал дальнейшему развитию машиностроения в мире. Став главой учебной мастерской при Будапештском университете Технологии в возрасте 25 лет, нанимал за свой свой счёт талантливых рабочих, что позволяло ему использовать мастерскую для своих экспериментов. Чонка покинул свой пост в возрасте 73 лет, а последний патент оформил в возрасте 84 четырёх лет.
На изобретение карбюратора Банки и Чонка получили патент 18 октября 1893 г. под названием "Усовершенствование бензиновых моторов".
22 января в автомобильном мире - video, ГАЗ, календарь Авто новости библиотека знанийИдея этого карбюратора заключается в том, что если бензин достаточно мелко распылить в воздухе, то это обеспечит его равномерное распределение по цилиндрам, а испарение произойдет в цилиндрах под действием тепла сжатия. Для обеспечения распиливания Банки предложил всасывать бензин в поток воздуха через дозирующий жиклер, а для поддержания постоянства состава смеси предложил поддерживать перед жиклером постоянный уровень столба жидкости. Жиклер выполнялся в виде бокового отверстия (или отверстий) в трубке, расположенной перпендикулярно к потоку, а для поддерживания напора был предусмотрен маленький бачок с поплавком, который поддерживал уровень на заданной высоте (поплавковая камера). Количество всасываемого бензина, если пренебречь некоторыми факторами, пропорционально количеству всасываемого воздуха. Банки предложил свою методику расчета простейшего карбюратора.
Описание карбюратора Банки-Чонка появилось задолго до выдачи им патента (11 февраля 1893 г.), а 17 августа 1893 г. Майбах получил французский патент на сходное устройство. Поскольку этот патент был выдан раньше патента Банки-Чонка появился повод для долгих патентных тяжб.
Только в 1930 годы на базе исследований, подтверждающих приоритет Банки-Чонка, международная федерация инженеров признала карбюратор изобретением венгерских инженеров.