Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 21 августа 1947 года

ушел из жизни Этторе Бугатти (1881—1947), великий автомобилестроитель

Этторе Бугатти 01.jpgБудущий владелец компании Bugatti , создатель самых дорогих в истории автомобилей, Этторе Арко Исидоро Бугатти (Ettore Arco Isidoro Bugatti, 1881-1947) родился в Италии, в семье потомственных мастеров изящного искусства. Его дед, Джованни Луиджи Бугатти (Giovanni Luigi Bugatti), был архитектором и скульптором. Отец, Карло Бугатти (Carlo Bugatti, 1856-1940), славился как художник и ювелир, а также автор изысканной резной мебели. Этторе и его младший брат Рембрандт (Rembrandt Bugatti, 1884-1916), собирались пойти по стопам предков и, как их дед, занялись скульптурой. Кроме того, будущий великий конструктор попробовал себя в живописи. Все это, безусловно, наложило отпечаток на его характер; автомобили Бугатти представляли собою настоящие шедевры технического и дизайнерского искусства.
В то время как младший брат упорно постигал мастерство ваятеля, Этторе все чаще заглядывался на улицу, где по брусчатке тарахтели первые безлошадные экипажи. И вот, всего в 16 лет, он подался на работу в автомобильную фирму «Prinetti», где занялся созданием автомобилей, предназначенных для состязаний - будущих спортивных и гоночных каров. Заметим, - без всякого технического образования, которое он так никогда и не получил. Похоже, что Бугатти был одним из инженеров, как говорят, «от Бога».
Уже через год появилось первое творение Этторе Бугатти, представлявшее собой трехколесный моторный экипаж, на который он установил сразу четыре одноцилиндровых двигателя. Он лично решил принять участие в пробеге Париж-Бордо, однако, увы, во время заезда под колеса попала несчастная зазевавшаяся собака, что закончилось небольшой аварией, и автомобиль сошел с дистанции. Однако Этторе проявил большую настойчивость: машина была отремонтирована, и на следующих трех соревнованиях юный конструктор-гонщик стал победителем.
В 1901 году при помощи отца, который, наконец, благословил выбор сына, Этторе открыл собственную мастерскую, в которой построил свой второй автомобиль, оснащенный 4-цилиндровым двигателем, развивавший 65 км/ч. Машина получила золотую медаль на Миланской международной выставке, и фирма «De Dietrich» купила у Бугатти права на ее выпуск. А затем и его самого пригласила к себе на работу.
1907 год стал поворотным в жизни Этторе Бугатти. Сменив несколько мест работы в автомобилестроительной сфере, он устроился на завод Gasmotoren-Fabrik Deutz, производящий двигатели внутреннего сгорания, в Кельне. В том же году Этторе женился на Барбаре Масчерпа, подарившей ему позже двоих сыновей и двоих дочерей.
В течение девяти лет Бугатти работал конструктором сначала на «De Dietrich», затем - на «Mathis» и, наконец, - на «Deutz», производящем двигатели внутреннего сгорания в Кельне. Последней его моделью для «Deutz» стала знаменитая «Type 10», из-за своей несколько необычной формы кузова прозванной «ванной». Именно на ее основе Этторе Бугатти начал создавать автомобили в собственной компании, которую открыл в 1909 году в городке Мольсхайм (Эльзас).
Файл:Этторе Бугатти 05.jpgСвой первый автомобиль талантливый инженер, а впоследствии и преуспевающий промышленник, создал в подвале своего дома в Кельне-Молсхайме. Это и был Bugatti Type 10. Автомобиль имел рядный 4-цилиндровый, 8-клапанный двигатель, объемом 1131 куб. см. Несмотря на то, что автомобиль был далек от совершенства, Этторе сумел найти спонсорскую поддержку, а шасси Type 10 было признано удачным и использовано в последующих моделях Bugatti. Так с 1909 года началась история фирмы Bugatti.
По прежнему увлекаясь автомобильными состязаниями, Бугатти посвятил себя созданию именно гоночных машин. В 1910 году он выводит из цеха модель «Bugatti Type 13», которая заложила сразу несколько отличительных черт всех будущих автомобилей «Bugatti»: отличная управляемость, устойчивость на дороге и знаменитый радиатор в форме подковы. Машина развивала 100 км/час - неплохо для того времени, но именно маневренность позволяла ей всегда побеждать на гонках, обходя соперников на крутых виражах. Модельный ряд дополняли «Type 15» и «Type 17» - с увеличенной до 2400 и 2550 мм колесной базой. С 1910 по 1920 год всего было выпущено более 400 таких автомобилей, на которых были одержаны сотни побед.
Кроме них, были произведены около дюжины более мощных «Type 16» и «Type 18», которые имели кузова от «Type 15», но двигатель с объемом пять литров и мощностью 100 л.с.
Марка «Bugatti» была у всех на слуху. Известный автомобиль начала покупать «богема» - миллионеры, аристократы, артисты и писатели. Не для участия в гонках, разумеется - это была первая мода на «гражданские» спортивные автомобили, на которых их владельцы лихо гоняли по первым скоростным шоссе. Чтобы превратить гоночный автомобиль в спортивный, его кузов модернизировали - добавляли крылья и подножки, складную или стационарную крышу, фары. Для некоторых это увлечение заканчивалось трагедией - именно в «Bugatti» погибла Айседора Дункан (Isadora Duncan, 1878-1927), чей длинный красный шарф, развеваясь, зацепился за колесо.
Гонки шли не только на трассах, но и в конструкторских бюро. Лучшие инженерные умы Европы бились над достижением максимальной мощи и скорости. Этторе Бугатти старался не отставать. В 1929 году он выпустил «Bugatti-45» с 16-цилиндровым двигателем мощностью 271 л.с, а в 1931 году - меньшую модель «Bugatti-51» с восьмицилиндровом мотором объемом 2261 см3 и мощностью 140 л.с., а также стремительный «Bugatti-54» (4972 см3, 300 л.с.), который установил рекорд скорости того года - более 210 км/ч.
В 1934 году выходит роковой «Bugatti-57» - шикарный спортивный автомобиль, мечта миллионеров и «лошадка» лучших гонщиков, на счету которого несколько десятков побед и рекорд скорости для своего класса - 218 км/ч. А спустя пять лет, при испытаниях его модификации, «Bugatti-57s45», трагически погибает сын конструктора, Жан Бугатти (Jean Bugatti, 1909-1939) (рис.05), который должен был стать преемником отца на посту главы и главного конструктора фирмы. Стараясь избежать столкновения с пьяным велосипедистом, он вылетел с дороги и перевернулся.
Трагедия ввела Этторе Бугатти в депрессию. Постепенно он начал сдавать - и его детища уже уступали более мощным и быстрым конкурентам. Его последний гоночный автомобиль «Bugatti-50b» с двигателем объемом 4739 куб.см. и мощностью 470 л.с. (впоследствии он устанавливался на самолеты) уже не смог победить лучший гоночный кар Третьего Рейха, «Auto Union D-Type» (485 л.с., 300 км/ч.). Правда, поражение это не было позорным: Бугатти создавал свои автомобили своими силами, в то время как над немецкими, по приказу Гитлера, работали коллективы лучших конструкторов Германии.
Однако Этторе Бугатти остался непревзойденным на другом поприще - создании эксклюзивных спортивных лимузинов для особо важных и богатых персон.
Неординарными были не только автомобили Этторе Бугатти - он и сам был уникальным человеком. Помимо работы, он не прекращал заниматься и искусством: писал картины, собирал коллекции других художников, а также скульптуры брата Роланда. В качестве жилища облюбовал два замка - один возле своей фабрики в Мольсхайме, второй под Парижем. Помимо богатых винных погребов, в замках были конюшни со скаковыми лошадьми, к которым конструктор гоночных автомобилей питал слабость, а также целый питомник фокстерьеров.
Творческие люди часто бывают со своими странностями - у Этторе Бугатти их было предостаточно. На своей фабрике он требовал идеальной чистоты, сравнимой разве что со стерильностью в современных лабораториях. Он не терпел никаких возражений и замечаний. Когда ему однажды заявили, что механический тормоз безнадежно устарел и пора бы устанавливать на автомобили более мощный и надежный гидравлический, Бугатти сердито изрек свою знаменитую фразу: «Я делаю автомобили для того, чтобы они двигались, а не для того, чтобы они останавливались!»
А когда один из покупателей пожаловался ему, что двигатель плохо заводится на морозе, Бугатти назидательно высказал ему, что тот должен иметь деньги не только на покупку дорогой машины, но и на постройку отапливаемого гаража. Заметим, покупатели у него были как минимум из числа богачей и звезд. Но приезжали к Бугатти за покупками и венценосные особы: короли Бельгии, Швеции, Румынии.
Изготовив свой первый «Bugatti Royale», он принципиально не установил в него спидометр, считая, что королям не нужно волноваться о таких пустяках. Впрочем, он никогда не боготворил монархов. Однажды он отказался продать автомобиль королю Болгарии, поскольку тот, по мнению Бугатти, не умел вести себя за столом.
Помимо автомобилей, Бугатти прославился и как создатель первого в мире детского электромобиля «Baby Bugatti». Собственно, он сделал его для своего младшего сына Роланда, однако на игрушку запали дети состоятельных соседей, а затем и отпрыски других европейских богачей. Пришлось поставить ее на поток, и с 1927 по 1930 годы выпустить пять сотен этих автомобильчиков, которые развивали до 17 км/ч. Кроме того, Бугатти создал велосипед собственной конструкции, на котором ежедневно объезжал свою фабрику, а также построил рыболовный траулер.

Файл:Этторе Бугатти 02.jpg
Великий конструктор умер в 1947 году, спустя две недели после того, как продемонстрировал на Парижском автошоу свою последнюю модель, «Bugatti-73». К сожалению, в разоренной войной Европе было не до дорогих машин, а смерть Этторе Бугатти внесла в ряды сотрудников растерянность и уныние, и звезда «Bugatti» начала закатываться. На разработку и выпуск новых моделей уже не хватало средств. В 1959 Роланд Бугатти, принявший бразды правления, попытался возродить дело отца, выпустив прототип модели «Bugatti 451 V12» - одну из самых мощных спортивных машин того времени. Однако доработать ее уже не смогли, и в июле 1963 года «Bugatti» была продана фирме «Hispano-Suiza», которая немедленно растоптала своего давнего конкурента, распорядившись прекратить все работы по созданию новых моделей и заняться производством авиационного оборудования.