Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

21 января 1954 года

General Motors представила первый в мире автомобиль с 370-сильным газотурбинным двигателем — Firebird XP-21. Двумя годами позже появился 4-местный Firebird II с титановым кузовом. Несмотря на моду, автомобили с газотурбинными двигателями так и не стали серийными

XP 21 Firebird (1954)Газотурбинный двигатель - это достаточно простой и при этом весьма эффективный мотор непрерывного действия, преобразующий энергию сжатого воздуха в механическую работу на валу.
Неудивительно, что газотурбинные двигатели гораздо старше всем привычных ДВС. Еще в 17 веке принципиальную схему работы такого устройства описали в Китае, патент же на газовую турбину в 1791 году зарегистрировал англичанин Джон Барбер. Правда, до практического применения двигателей такого типа оставалось еще больше века. Здесь необходимо отметить заслуги немецкого инженера Ганса Хольцварта. После многолетних экспериментов он построил полностью функционирующую газовую турбину, которую установили на сталелитейном предприятии Thyssen в 1933 году. В качестве источника энергии она использовала отработавшие газы доменных печей.
Потом настал период железнодорожных локомотивов, но как затем выяснилось главное призвание газовых турбин — авиация. Вторая мировая дала огромный толчок развитию турбореактивных авиационных двигателей — прямых родственников газовой турбины. Уже со второй половины 40-х годов реактивные самолеты стали стремительно вытеснять турбовинтовые аналоги.
Преимущества газотурбинных моторов над поршневыми коллегами довольно многочисленны. Это и малое количество движущихся элементов в конструкции, соответственно определяющее завидную надежность, высокий мощностной потенциал при небольшой массе, полное отсутствие вибраций, нетребовательность к качеству топлива. Словом, даже странно, что адаптировать «реактивные технологии» для автомобилей решили только после второй мировой.
Первым в мире автомобилем с газотурбинным двигателем считается Rover JET1 1950 года. Чуть позже Boeing в порядке эксперимента установил турбину под капот седельного тягача Kenworth. Судьба у этих проектов разная. Англичане доводили свой «джет-кар» еще лет пятнадцать, а вот Boeing сдался гораздо быстрее. Дорожные испытания газотурбинного «Кенворта» показали — он медленнее и прожорливее дизельного аналога. Программу быстренько свернули.
Все это время специалисты General Motors изучали потенциал газотурбинных моторов и ждали удобного момента. Понадобились энтузиазм двух влиятельных персон и необходимость удивить общественность, прежде чем проект газотурбинного автомобиля GM стал обретать реальные черты.
Главными запевалами стали глава технических разработок Уильям Турунен и вице-президент по дизайну Харли Эрл. Ну а поводом стала «Моторама» — так называлось знаменитое в свое время автошоу General Motors, проходившее в разных частях Америки. По сути своей автомобильный цирк-шапито, ездивший по стране и удивлявший публику дизайном и технологиями. В январе 1954-го «Моторама» открывалась красочным шоу в пафосном нью-йоркском отеле Walsdorf Astoria. Там-то и должен был зажечь первый американский «джет-кар» или, если по-нашему, «реактомобиль» — GM Firebird XP-21.
Приземленные реактивы: первые газотурбинные автомобили - Фото 6

Firebird XP-21 (который позже переименовали в Firebird I) - первый легковой автомобиль с газотурбинным двигателем, который построен и испытывался в США. Впрочем, Firebird I мало походил на легковушку – скорее реактивный истребитель на колесах. Скажем, Douglas Skyray: сигарообразный фюзеляж (его трудно назвать кузовом), открытые передние колеса, одноместный кокпит под прозрачным откидным фонарем, дельтовидное крыло и вертикальный стабилизатор сзади. На задней кромке «крыла» даже имели место «воздушные тормоза» — особые плоскости, которые поднимались по команде из кокпита. Вытянутый и прижатый к ходовой поверхности dream car насчитывал 5657 мм в длину, 2032 в ширину и 1143 мм в высоту (по верху фонаря). Дизайн автомобиля с кузовом из стеклопластика разрабатывался под прямым руководством Харли Эрла, двухвальный газотурбинный двигатель готовил Charles L.McCuen. Экспериментальный XP-21 отличался не только поражающей воображение внешностью, но и совершенно непривычной для американского автомобилестроения архитектурой: турбина размещалась позади кокпита.