Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 20 августа 1940 года

Лев Троцкий смертельно ранен в Мехико. Скончался на следующий день. Одним из автомобилей, подаренных Троцкому был Промбронь С24/45

Кто более-менее знаком с историей автомобилизации СССР, помнит, что первый Советский легковой автомобиль — НАМИ-1. Но оказывается это далеко не так, первым серийным легковым автомобилем должен был стать совсем другой автомобиль, с очень странным названием для сегодняшнего для, но обычным для того времени. Это Промбронь С24/45.
Вроде бы в этих цифрах есть что-то знакомое, скажет кто-то, и будет прав, почему узнаете ниже.
Итак, в 1908 году Русско-Балтийский вагонный завод открывает автомобильный отдел, главным конструктором позвали швейцарца Жюльена Поттера, который работал в бельгийской фирме Fondu. Про которую я вообще не смог найти никакой информации.
Поттера привез с собой в Ригу один автомобиль Fondu, он то и лёг в основу будущего Russo-Baltique, который появился в 1909 году. Правда Руссо-Балтик не был точной копией, а имел некоторые изменения в конструкции, разница была типа как у 124го Фиата и ВАЗ 2101.
В 1915 году, когда к Риге подходили войска Германии завод эвакуировали, а в 1916 году купили землю в Покровское-Фили. Там и построили новый завод. В 1918 году Совет Народных Комиссаров национализировал завод. 3 года мощности простаивали, в 1921 году, тот же совет Комиссаров переименовал завод в Первый государственный бронетанковый завод. Завод стал оживать.
И вот 8 октября 1922 года было изготовлено 5 легковых автомобилей, которые несли название Промбронь С24/45.
По сути это был автомобиль построенный на базе Руссо-Балта С24/40 18й серии.
Главным отличием от дорогой модели РБ — была укороченная база, что должно было сказаться на проходимости. Переделали дизайн кузова, переработали коробку передач (у РБ например, шестерни коробки передач и главной передачи вращались не во втулках, а на шарикоподшипниках).
Спицованные колёса уступили место алюминиевым!
Мощность мотора была увеличена на 5л.с.
Но не смотря на то, что Калинин написал статью в прессе об автомобиле, назвав его первым советским автомобилем в массовую серию автомобиль не пошёл.
По разным слухам выпустили от 20 до 40 автомобилей.
Первый автомобиль, на котором товарищ Калинин выступал передали ему в личное пользование, на нём он ездил до самого 1945 года! После его смерти авто списали как рухлядь и пустили под пресс.
Второй экземпляр подарили товарищу Ленину, тот на нём не успел покататься, а третий автомобиль был подарен "политической пгоститутке" — Тгоцкому, который предпочитал кататься на царском Роллс-Ройсе, так что и тот автомобиль не пригодился лидерам габочих и кгестьян.
В серию машина пошла не потому, что продула в пробеге-испытаниях (Москва-Смоленск-Псков-Петроград-Тверь-Москва) 1923 года иностранным автомобилям, а потому что на мощностях завода решили производить по лицензии немецкие Юнкерсы, ведь Сикорский был не нужен со своими самолётами, а Германия помогла нам с самолётами (впрочем как и с другими проблемами)

Производство перевели на БТАЗ-2 в начале 1923 года, где выпустили еще 22 автомобиля этой марки и модели.