Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

19 декабря 1906 года

родился генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, имевший коллекцию автомобилей

Брежневт за рулемКоллекция автомобилей Л.И.Брежнева насчитывала по разным источникам от 49 до 324 единиц. По воспоминаниям современников, Л.И. Брежнев имел страсть к автомобилям и быстрой езде и любил ездить на автомобилях из своей коллекции.
Автомобили хранились в кремлёвском Гараже особого назначения и на даче Л.И. Брежнева в Заречье (Подмосковье). После смерти Генерального секретаря коллекция была раздроблена и распродана.
В отличие от стран Запада, в СССР коллекционирование автомобилей было редчайшим явлением. Кроме того, владение автомобилем производства капиталистических стран, которые составляли большую часть коллекции Л.И. Брежнева, само по себе было среди советских граждан крайне редким исключением. Официально, для открытой продажи, они в страну не поставлялись. Формально многие из автомобилей коллекции принадлежали не лично Л.И. Брежневу, а аппарату ЦК, но делались именно для него. По воспоминаниям личного телохранителя Л.И. Брежнева Владимира Медведева, большое количество дарившихся Генсеку автомобилей объясняется тем, что о необходимости автоподарка МИД СССР заранее договаривался с властями страны, куда готовился визит.
Известны следующие автомобили из коллекции Брежнева:
«Шевроле Бел Эйр» (1955, США). Кузов купе. Был подарен Л.И. Брежневу Н.С. Хрущёвым. Впоследствии Л.И. Брежнев подарил его своей дочери Галине. В настоящее время находится в Днепропетровске.
«Опель Капитан» L (1960, ФРГ). Был подарен Л.И. Брежневу дочерью Галиной и её мужем.
«Крайслер 300» (1966, США). В 1986 году с киностудии имени Максима Горького была куплена Эжиевым Мухарбеком Исмаиловичем, проживавшим на тот момент в Северо-Осетинской АССР. В 1992 году во время Осетино-Ингушского конфликта была сожжена мародёрами после безуспешной попытки угона. Единственное, что осталось от этой машины, – это ключи и документы.
«Мазерати Кваттропорте» (1968, Италия). Был подарен Л.И. Брежневу руководством итальянской Компартии. Это четырёхдверный седан с двигателем V8 мощностью 290 л.с. Максимальная скорость 230 км/ч.
«Мерседес-Бенц 600 Пульман» (1969, ФРГ). Кузов «пульман-лимузин» (шесть дверей). Подарен канцлером ФРГ Вилли Брандтом. Это очень редкая модель, изготовленная всего в семи экземплярах[1]; шестидверных же было всего два (второй достался императору Японии). В 2008 году продан коллекционеру из Германии за 103600 евро.
Opel Kapitan L«Мерседес-Бенц SL-класса» (ФРГ). Во время поездки в ФРГ Л.И. Брежневу был вручён спортивный двухместный «Мерседес» синего цвета. Леонид Ильич тут же опробовал его в деле, совершив длительную поездку. Генсек остался доволен «Мерседесом», но отметил, что ему бы больше подошёл более коммунистический цвет — красный. Хозяева прислушались к пожеланию и заменили синий «Мерседес» красным.
«Кадиллак» (1971, США). Чёрного цвета, модель и тип кузова неизвестны. Подарен Ричардом Никсоном в 1971 году. На этом автомобиле Л.И. Брежнев катал Госсекретаря США Генри Киссинджера во время визита последнего в СССР в 1972 году.


«Кадиллак Эльдорадо» (1972, США). Кузов купе. В мае 1972 года ожидался визит Президента США Ричарда Никсона в Москву. Накануне поездки посол СССР в США Анатолий Добрынин приватно сообщил Никсону: «Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок автомобиль «Кадиллак Эльдорадо»». Автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня. На четвёртый день «Кадиллак» для Л.И. Брежнева был доставлен в Москву транспортным самолётом американских ВВС.
«Линкольн Континенталь» (1973, США). Кузов седан. Голубого цвета с чёрным виниловым верхом. Подарен Ричардом Никсоном в Кэмп-Дэвиде от лица американских бизнесменов. Во время визита Никсона в Москву в 1972 году Л.И. Брежнев увидел президентский «Линкольн» и воскликнул: «А можно и мне такой же? Только обычный, конечно». По просьбе Никсона американские бизнесмены приобрели для Генсека автомобиль стоимостью 10000 долл. (в ценах 1973 г.). Автомобиль был вручён Л.И. Брежневу на следующей встрече лидеров двух стран.
«Ниссан Президент» (1973, Япония). Первый экземпляр этой модели стал служебным автомобилем Премьер-министра Японии, а второй в качестве подарка изготовили специально для Л.И. Брежнева. Именно за рулём этого автомобиля Генсек однажды прокатил по Москве Президента США Ричарда Никсона и Госсекретаря США Генри Киссинджера. После смерти Л.И. Брежнева достался в наследство его дочери Галине, которая вскоре продала его настоятелю Почаевской Лавры. Позднее от настоятеля перешёл к Патриарху Пимену. По другим источникам, этот «Ниссан» с самого начала был автомобилем патриархата, так как был подарен японцами не Генсеку, а именно Пимену.В 1992 году автомобиль был куплен Борисом Лахметкиным. Продавался на 3-м Всероссийском салоне редких и экзотических автомобилей за $160 000.
«Роллс-Ройс Серебряная Тень» (1968, Великобритания). Подарен в 1968 году Л.И. Брежневу американским предпринимателем Армандом Хаммером. По утверждению «Новой Газеты», в мире существовало лишь пять таких автомобилей.
«Роллс-Ройс Серебряная Тень» (1974, Великобритания). Подарен в 1974 году королевой Великобритании Елизаветой II. Разбит водителем ГОНа во время перегона в 1980 году при столкновении с грузовиком на подмосковной дороге. В настоящее время хранится в автомузее г. Рига.
Rolls Royce белый«Роллс-Ройс Серебряный Дух»-II (1979, Великобритания). Кузов седан. На этой машине Леонид Ильич любил ездить на охоту. Находится во владении Эдуарда Тенякова.
ГАЗ-13 «Чайка» (1965, СССР). В 1976 г. Л.И. Брежневу подарили новую «Чайку», ГАЗ-14, а старая «Чайка» была подарена Председателю одного из колхозов Куйбышевской области. В настоящее время находится в Самарской области.
ГАЗ-14 «Чайка» (1976, СССР). Первая же «Чайка», выпущенная в декабре 1976 года, была подарена лично Леониду Брежневу в честь его 70-летия. Интересно, что за исключением тёмно-вишнёвой брежневской, все остальные «Чайки» красили только в чёрный цвет. Автомобиль был варварски уничтожен в годы «борьбы с привилегиями» при М.С. Горбачёве.
«Волга» ГАЗ-3102 (1982, СССР). Подарена Горьковским автозаводом к дню Победы 9 мая.
«Волга» ГАЗ-24-95 полноприводный (СССР). Выпущена Горьковским автозаводом. В настоящее время находится в Москве, в музее ретро автомобилей.
ЗИЛ-115, бронированный (СССР). Уничтожен по указанию М. С. Горбачёва. Сиденья от этого автомобиля уцелели и хранятся в коллекции Дмитрия Ломакова.
ЗИЛ-4105, бронированный (СССР).
Также встречаются упоминания автомобилей «Ягуар», «Порше» и других марок.