Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

19 марта 1966 года

в Шереметьево приземлился итальянский транспортный самолет, из которого выехали три FIAT-124. Необычные визитеры прибыли по приглашению правительства СССР, чтобы стать образцом для тогда еще не существовавшего Волжского автозавода

Просмотр темы - Fiat 124Разработка модели «Фиат 124» велась со второй четверти шестидесятых годов.
Перед FIAT стояла задача нахождения более привлекательного предложения взамен устаревшим технически и в стилевом отношении Fiat1100 и Fiat 1300. Из коммерческой целесообразности, создавать принципиально новый автомобиль не планировалось, поэтому технический директор(аналог главного конструктора) FİAT Данте Джакоза (1905—1996) в качестве исходного варианта рассматривал «проект 123 Е2» на базе им же созданного автомобиля Primula.Эта машина выпускалась дочерним предприятием FIAT ,Autobianchi с целью изучения потребительского спроса , и являлась первой опытной реализацией переднеприводного автомобиля с поперечным расположением двигателя. В последний момент руководство FİAT отказалось от варианта с Autobianchi Primula в пользу традиционной заднеприводной компоновки, отдав предпочтение другому проекту. Он предусматривал изменение элементов дизайна, увеличение объёма кузова и замену трансмиссии автомобиля Fiat 1100/103 с установкой на него нового двигателя «124» разработки бывшего инженера «Ferrari» Аурелио Лампреди (1917—1989). Непосредственную работу над проектом под условным названием «проект 124», Джакоза возложил на своего заместителя Оскара Монтабоне. Обновленный вариант Fiat 1100/103 представленный в декабре 1963 г., в целом был одобрен, получив сопутствующие указания по увеличению длины кузова и подбору оптимальной трансмиссии. Однако из-за традиционного внутреннего противоборства между менеджерами проектного и производственного секторов, в начале 1964 г. директор по производству Армандо Фиорелли, предложил руководству рассмотреть в качестве альтернативы другой автомобиль, разработанный без его ведома директором департамента испытаний FIAT, Адольфо Мессори. Этот вариант, содержа некоторые новаторские для того времени элементы, в отличии от проекта Монтабоне, технически выглядел более перспективным, и несмотря на принятие генеральным менеджером Гауденци Боно компромиссного решения о комбинировании обеих проектов в третьем образце, серийный Fiat124, пройдя этап значительных доработок.,от первоначального замысла сохранил только двигатель "124" А.Лампреди ,а свою фактическую конструкцию и дизайн в конечном итоге унаследовал от прототипа созданного А.Мессори. В условиях экономического кризиса, его технологичность, очевидно более удовлетворяла интересам руководителей производственного сектора, что к тому же существенно повлияло на «спартанское» устройство, внешний вид и комфортность автомобиля. Для конструкции кузова также применили более выгодную в плане затрат технологию Superleggera (цельносварной кузов) миланского ателье Carrozzeria Touring. Для первой презентации, состоявшейся в 1966 году на Туринском автосалоне это же ателье выполнило кузов купе-кабриолет, автомобиля Fiat 124 C4, который должен был представить самый престижный образец нового 124 семейства для чего использовали оригинальный рекламный эффект спуска С4 на парашютах.Однако незадолго до презентации Г.Боно уже показали эскизы спортивного концепта 124 от ателье Pininfarina ,после чего решение о запуске С4 в производство отменили и автомобиль остался существовать в единственном экземпляре. Также несмотря на положительные рецензии специалистов после первых демонстраций, еще не отвыкшая от плавных классических контуров публика, сразу такой креатив переварить не смогла, поначалу оценив дизайн Fiat 124 чуть ли не убогим, а отдельные примитивы в конструкциях машины стали предметом насмешек прессы. Тем не менее «проект 124»,без реакций на общественные мнения, ускорено довели до производственных норм, и с января 1966 г. запустили в серийное производство в реализации Fiat 124 «Sedan»(в итальянском варианте названия — «Berlina») и шестью месяцами позже в реализации Fiat 124 «Familiare»(кузов типа «универсал»). Третья реализация более высокого класса Fiat 124 «Speciale», изначально не задумывалась, а появилась в 1967 году в рамках требований уже заключенного с СССР договора, представляя собой переработанную версию автомобиля Fiat 125S «Speciale» .В 1970 г. ,Fiat 124S получив видоизменения дизайна фронтальной и тыльной частей по части светогабаритных элементов был определен прототипом для автомобиля ВАЗ-2103). Также с 1970 г. серийно производился Fiat 124 «Speciale Т» имевший усиленный двигатель и измененный фронтальный дизайн, концепт которого Волжский автомобильный завод позднее заимствовал при разработке автомобиля ВАЗ-2106. Все модели выпускались фабрикой в Мирафиори (пригород Турина).
После опробования европейским потребителем новинки, проблемы с консерватизмом публики исчезли, и уже в 1967 г. «Fiat 124» получил приз «Автомобиль года». К концу 1969 г. FIAT смог удовлетворить и более изысканные спросы, расширив 124 семейство дорогостоящими моделями Coupe (в дизайне Марио Боно), и Sport Spider (c кузовом ателье Pininfarina) занявшей место упомянутого выше С4. Эти автомобили строились на базе идентичных механических узлов, однако имели кузова совершенно другой конструкции и дизайна, к тому же производились небольшими партиями и с существенными отличиями в комплектации.
Отставленный проект 123Е2, фирме Autobianchi удалось самостоятельно довести до серии под индексом А111 к 1969 г, Из-за гораздо лучших показателей А111 стоил дорого, и став нерентабельным, был свернут на количестве 56 984 экземпляра в 1972 г. В целом отказ FIAT от проекта 123Е2, эксперты мотивировали тем, что в эксплуатационном сегменте 124 модели, надежные переднеприводные автомобили, предприятия Европы, смогли реализовать только к концу 60-хх годов. Возможно поэтому, Витторио Валетта (1883 −1967) (президент FIAT в 1946—1966 гг.), оценив потребительский отклик на Autobianchi Primula, посчитал новшество не готовым к массовому производству. По этой причине проект модернизации Fiat 1100/103 Оскара Монтабоне, не связавшись результативно с Fiat 124, свернут не был и в 1969 г. доведен до финала в виде автомобиля-преемника Fiat 128, став таким образом первым серийным переднеприводным автомобилем FIAT с поперечным расположением двигателя.
Fiat 124 мог остаться в истории очередной рядовой моделью со всеми присущими достоинствами и недостатками, если бы ситуацию не изменили следующие события. В начале 60-х гг. прошлого века экономика СССР столкнулась с угрожающей проблемой скопления излишков наличности на руках у населения, вызванной дефицитом бытовых товаров народного потребления на внутреннем рынке сбыта. Способ возвращения в казну наличности методом продажи населению автомобилей среднего класса являлся экономически выгодным ходом, однако из-за идеологии правительств И.Сталина и Н.Хрущева в отношении к частной собственности, а также крайне плачевного состояния дорожной сети, в СССР массовое производство подобной продукции практически отсутствовало. Председателя правительства СССР А. Н. Косыгина прежде всего интересовала экономическая сторона вопроса, так как подобное производство Западной Европой и США предлагалось по крайне высоким ценам (в частности Г.Форд младший узнав об этих замыслах предложил реализацию завода за 5 млрд долларов). В расчете на то, что итальянская автопромышленность, переживая наихудшее среди европейских производителей состояние, будет более сговорчивой в плане цены и используя влиятельные позиции коммунистической фракции в парламенте Италии, правительство СССР обратилось с этим предложением к президенту FIAT Витторио Валетта (являлся также пожизненным сенатором итальянского парламента). С учетом того что послевоенные десятилетия Валетта избавлял FIAT от проблем благодаря кредитам американских банков, эта сделка могла не состояться, поскольку политические нюансы бизнеса он вынуждено согласовывал с властями США . В начале 60-хх гг. Валетта уже приезжал в СССР для обсуждения строительства завода автомобильных тягачей, и в 1962 г. вел неофициальные переговоры с А. Косыгиным в Турине. Время этих переговоров пришлось на период политических результатов Карибского кризиса, вследствие чего Валетта под давлением США дипломатично избежал сотрудничества. Однако в расчете на то что технологическое оснащение будущего ВАЗ косвенным образом зависело от США , власти этой страны ,испытывая серьезные экономические проблемы в сфере автостроительного бизнеса на сей раз противодействовать проекту не стали. Кроме того, для опытного политика и бизнесмена Валетты реализация проекта ВАЗ , которой неофициально способствовали итальянские коммунисты, означала решение непрекращающихся проблем с профсоюзами рабочих FIAT, по крайней мере на несколько лет вперед. Известно что при факте низкой стоимости столь масштабного проекта,Валетта , проявлял несвойственную ему сговорчивость, ведя переговоры по строительству,но история показала что ее предмет определялся перспективными замыслами Валетты,которые в полной мере реализовались в течении следующих 20 лет и сыграли немаловажную роль в укреплении FİAT как могущественного мирового автопроизводителя. Впоследствии это было подтверждено и самим Дж. Аньелли ,который отмечал что, строительство ВАЗ не принесло компании значимой экономической выгоды, однако приобретенный опыт в дальнейшем косвенным образом помог достичь более чем желаемых прибылей.
Посоветуйте машину за 12-14 тыщ - Автомобили и мотоциклыВ июне 1965 г. В.Валетта вновь посетил СССР, заключив договоренность с Госкомитетом СССР по науке и технике. Fiat 124 в качестве базовой модели компания предложила выбрать в феврале 1966 года при проработке предварительного соглашения в Турине. Особо следует отметить возможную преувеличенность факта оказания руководством FIAT активного сопротивления на требование советской стороны замены нижневального варианта двигателя "124" на верхневальный. Учитывая то что компания в тот период уже вплотную занималась подобной модернизацией других своих двигателей,проблема с переделкой двигателя могла стать "камнем преткновения" внутри комиссии именно советских специалистов, поскольку сам FİAT на это требование предлагал всего лишь предоставить трехлетний срок для соответствующего перепроектирования и доводки.
В созданной для утверждения базового выбора правительственной коллегии, возникло сразу две оппозиции.Одна из них ,возглавляемая Д.Устиновым ,в целом вообще отвергала иностранный выбор в пользу отечественных разработок ,другая группа,сначала возглавляемая Б.Фиттерманом, а затем А.Липгартом состояла в основном из ведущих специалистов НАМИ.Имея к тому времени большой обьем исследований и хороших практических результатов эта группа настаивала на том что при целенаправленном движении мировых производителей к переднеприводной концепции, Fiat 124 бесперспективен и к началу производства технически устареет, кроме того его эксплуатация в условиях советских реалий будет крайне проблематичной.Но если в первом случае А.Косыгину удалось убедить политическое руководство страны в безальтернативности ситуации, "оппозиции" специалистов руководство страны уже не уступило,поскольку своей консервативной внешностью и простотой конструкции автомобиль очевидно слишком хорошо вписывался в идеологический и экономический «ландшафт» СССР,и не менее важным доводом являлось политическое сотрудничество с Италией. Помимо этого свое слово сказала и классическая компоновка — более приемлемая советским автомобилистам, довольно просторный для габаритов салон, технологичность в производстве, достаточно современный для того времени вид и возможность реализации по относительно недорогой цене.
По результатам предварительного соглашения февраля 1966 г., Министерство автомобильной промышленности СССР подписало с концерном FİAT протокол («О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР», подписали А.Тарасов и В.Валетта 4 мая 1966 г. в Турине), получив для поставок оборудования кредит (апрель 1966 г, «Межбанковское соглашение о кредите между Внешторгбанк СССР и кредитной организацией „Istituto Mobiliare Italiano“» 200 млрд.итальянских лир на 10 лет под 5 % годовых, подписали М.Свешников и С.Зильенти). Летом 1966 года произошла смена руководителя FIAT. По итогам приватизации, национализированная в 1945 г. компания вернулась в руки своего основателя — дома Аньелли, вновь завладевшего контрольным пакетом акций. Пост Валетты занял внук основателя , Джанни Аньелли (1921—2003), не отличавшийся либеральностью к социализму, в связи с чем финансовые переговоры с FIAT значительно усложнились. Популярная версия о том что, союзное руководство афишировано приступило к параллельному ведению переговоров с Volksvagen и Renault именно с целью сделать концерн и IMI сговорчивыми обоснованных подтверждений не имеет. Предварительные переговоры с этими производителями в тот период действительно предпринимались,а их автомобили в качестве альтернативы рассматривались,но Валетта убедил Аньелли не упорствовать, очевидно из опасений только того, что СССР , используя итальянских коммунистов в качестве рычага давления ,вновь начнет будоражить профсоюзы. Что касается проблем с процентной ставкой на переговорах с IMI, занимая средства, Министерство Финансов СССР ,не имея эффективного доступа к мировой сети банковских расчетов преследовало цель сэкономить те самые лишние 2 %, которые накладывались на чрезмерно большие расходы в случае использования собственных резервов. В связи с этим СССР в крайнем случае мог вообще отказаться от кредита,что не входило в расчеты донора IMI, американского «Eximbank». Переговоры завершились заключением 15 августа 1966 г. генерального соглашения (" О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительстве в СССР ", АО FIAT S.A — агентство Автопромимпорт при Министерстве внешней торговли СССР, срок 8 лет, подписали первый заместитель министра В. Сушков и Дж. Аньелли, сумма — около 900 млн долларов США). Основной объём специализированного сборочного и конвейерного оборудования для предприятия поставлялся США, либо подконтрольными британскими фирмами (Herbert-BCA, Stelland, Glyson и.т.д.) путем перепродажи через FİAT.
Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту СССР (НАМИ) были представлены несколько серийных Fiat 124 и Fiat 125. Их испытания на Дмитровском автополигоне показали непригодность существующей сборки для эксплуатации в дорожных и климатических условиях СССР. Помимо этого выявилась необходимость унификации 125 модели с образцами 124. Приняв эти рекомендации, итальянская инженерная группа руководимая уже непосредственно самим Д.Джакоза, внесла в общей сложности несколько сотен изменений в конструкции автомобилей, некоторые из которых оказались существенными и присвоила им соответственно индексы Fiat 124R и Fiat 124S. Производственные лицензии Fiat 124R в вариантах Sedan и Familiare, а также Fiat 124S были проданы СССР, получив там соответственно названия ВАЗ 2101, ВАЗ 2102 и ВАЗ 2103.
Редкие и эксклюзивные универсалы - Страница 37

Закладывая на основе Fiat 124 фундамент долгосрочных производственных связей с СССР в период «оттепели», FİAT, очевидно, надеялся на их более разнообразное и плодотворное развитие, однако мировые политические и экономические потрясения 70-хх годов внесли свои коррективы, в том числе нанеся непоправимый вред развитию и совершенствованию автомобильной отрасли СССР. В результате FİAT охладел к активному сотрудничеству с ВАЗ, практически прекратив его к началу 80-хх годов. Этим фактом мотивируют то, почему автомобили следующего поколения 2121 «Нива» и 2108 «Спутник» ВАЗ создавал уже в партнерстве с немецкой «Porsche»,однако следует отметить что дизайн кузова ВАЗ 2108 и в этом случае был выполнен подразделением UTF принадлежащим FIAT.