Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

18 апреля 1924 года

в Москве был пущен первый автобус

Предшественниками московского автобуса были линейки – многоместные конные экипажи без всяких удобств. Летом это были открытые кареты на 10-14 мест, в которых особенно неудобно было передвигаться в дождь. Зимой – это были большие сани. Линейки стали курсировать по Москве в 1847 году по трем радиальным маршрутам.
Начиная с последнего десятилетия XIX века, русские предприниматели неоднократно обращались в Городскую Думу с предложением использовать на улицах Москвы автомобильные омнибусы, которые к тому времени появились уже в некоторых городах Европы. Но городская полиция отклонила этот проект, сославшись на узость московских улиц для таких широких и громоздких экипажей.
В конце 1898 года в Москве появились автомобили, число их стало быстро увеличиваться, но попытки организовать в городе автобусное сообщение не прекращались.
Только в 1922 году на московском автозаводе АМО организовали кузовной цех, который возглавил И.Герман, где начали изготавливать автобусы. Вначале в этом цеху изготавливали автобусные салоны и устанавливали их на отремонтированные грузовики «Уайт», а с 1925 года салоны стали устанавливать на приобретаемые за рубежом шасси «Лейланд», «Рено» и «Заурер». В 1922 году под руководством Германа было выпущено порядка 40 машин с открытым кузовом, монтируемым на шасси грузовиков «Уайт».
Первый такой автобус начал курсировать по Москве 18 апреля 1924 года. Этот первый автобусный маршрут связал Каланчевскую (ныне Комсомольскую) площадь с Белорусским вокзалом. Определенного расписания движения не было, автобус просто ходил время от времени из одной точки в другую. Попасть в салон можно было по лесенке, установленной за задними колесами, кабина водителя была отделена от салона. Стоимость билета «на одну станцию» составляла четверть миллиона бумажных рублей.
В том же году открылось еще несколько автобусных маршрутов, их общая протяженность составила 82 км.
В августе 1924 года автобусное движение в Москве стало официальным и регулярным. Всего курсировало 8 машин английской фирмы «Лейланд», которые могли развить максимальную скорость 30 километров в час.
http://www.opoccuu.com/pervavt5.jpg

В 1926 году завод АМО выпустил небольшую партию автобусов на шасси АМО-Ф-15 в двух исполнениях. Первое было служебным автобусом (одна дверь и 14 мест для сидения пассажиров). Таких машин сделали не более 15. Второе - напоминало развозную почтовую карету: пара дверей, стол, два сидения, ниши для упаковок и мешков с письмами и корреспонденциями. Таких автобусов выпустили всего несколько экземпляров, да и те передали Моспочтамту.
С середины прошлого века автобус стал основным видом пассажирского транспорта во всех российских населенных пунктах. Только в крупнейших городах, имеющих метрополитен, он уступает ему ведущую роль.