Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 17 августа 1990 года

в Хагерстауне (штат Индиана) родился Ральф Титор – изобретатель системы круиз-контроля для автомобилей. На эту мысль его натолкнула поездка с адвокатом, который, заговорившись, забывал давить на газ. Первый патент на свое устройство, которое именовали и Controlmatic, и Touchomatic, и Pressomatic, и Speedostat, Титор получил в 1945 году

Круиз-контроль (САПС) (англ. Cruise control, нем. Tempomat, также встречается «автоспид» и «автодрайв») — устройство, поддерживающее постоянную скорость автомобиля, автоматически прибавляя газ при снижении скорости движения и уменьшая при её увеличении, к примеру, на спусках, без участия водителя.
Удобен в дальних дорогах, когда утомительно удерживать на большом протяжении времени педаль газа в одном и том же положении.
Устанавливается как на автомобили с автоматической коробкой передач, так и на автомобили с механикой.
Впервые серийно стал устанавливаться в начале 1970-х гг. на американские машины, где и получил наибольшее распространение, что обусловлено большим количеством в США длинных автомагистралей, соединяющих пригороды мегаполисов.
Адаптивный круиз-контроль (ACC, Adaptive Cruise Control) — устройство, поддерживающее переменную скорость движения, используя систему технических средств, позволяет автоматически поддерживать необходимую скорость транспортного средства (ТС), соблюдая заданную дистанцию удаления от впереди движущегося ТС. Для использования функции адаптивного круиз-контроля необходимо включить круиз-контроль и задать скорость движения выше, чем у движущегося впереди транспортного средства. При необходимости ACC включает тормозную подсистему. Первые автомобили, использовавшие такую систему, были Mercedes-Benz 1997 г.в., BMW e38 и Toyota Celsior 1999 г.в.
В некоторых ACC также присутствует система предотвращения скатывания автомобиля на подъёме HLA (Hill Launch Assist).
АСС зависит от систем безопасности автомобиля ABS и ESP: если любая из них неисправна, АСС выключается.

Первый советский автомобиль, оснащённый этой системой, появился в 1956 году. Это был ГАЗ-21. Система, примененная на этом автомобиле, считывала скорость вращения карданного вала и через соленоид контролировала подачу топлива в камеру сгорания. Позже стали появляться системы, которые контролировали подачу топлива, измеряя скорость вращения колёс, считывая показания спидометра или уровень оборотов двигателя, но уже в других марках автомобилей.
К 1990 году специалистами НАМИ была испытана САПС — электронная система автоматического поддержания скорости, разработанная для установки на все советские легковые машины малого класса (ВАЗ, ЗАЗ, АЗЛК).