Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

14 мая 1913 года

в Санкт-Петербурге на Волховском шоссе состоялись гонки автомобилей на дистанцию в одну версту с ходу. Пальма первенства досталась г-ну Хернеру на гоночном «Бенце», поставившему последний в истории царской России рекорд скорости

Porsche Panamera — рекорд скорости на льду БайкалаИстория рекордов скорости далеко не так прямолинейна, как большинство трасс, на которых эти рекорды устанавливаются. А абсолютные цифры, возникающие на счетчиках хронометража и экранах приборов, вовсе не так однозначны.
У каждого рекорда скорости есть свой класс и категория, в условии которых они и фиксируются. Например, по правилам Российской Автомобильной Федерации рекорды можно устанавливать на серийных автомобилях, специальных автомобилях или гоночных дрэгстерах.
Ну а серийные автомобили делятся на классы в зависимости от вида топлива, объема двигателя и наличия нагнетателя.
Но это сейчас. А раньше, когда автомобилей в принципе еще не было, люди все равно стремились развивать максимально возможную скорость. Самый первый рекорд был установлен на велосипеде – 20 миль в час. Что же касается автомобилей, то здесь пальма первенства принадлежит французскому гонщику графу Гастону де Шаслу-Лоба. 18 декабря 1898 года на дистанции в 1 км он разогнал свой электромобиль конструкции Шарля Жанто до скорости в 63,149 км/ч.
Не отставала от всего мира и Россия. Именно ей принадлежат различные мировые рекорды скорости. Так, например, в 1913 году на Волховском шоссе под Санкт-Петербургом г-н Хернер на гоночном «Бенце» поставил последний в истории царской России рекорд скорости с хода, который составил 201 км/ч!
Сейчас, конечно, мир ушел далеко вперед – и исключительно благодаря технологиям, позволяющим конструировать и строить рекордные автомобили в специальных аэродинамических корпусах и с двигателями, работающими на ракетном топливе.
Но несмотря на все развитие технологий, абсолютный рекорд скорости на «твердой поверхности» был установлен 23 октября 1970 года, принадлежит американцу Гари Габелику и до сих пор не был побит. Габелик управлял четырехколесным сигарообразным гоночным автомобилем Blue Flame на соляных озерах Бонневилля.
В России тоже были свои соляные озера. Так, в начале 60-х годов 20 века таким полигоном для рекордных заездов было выбрано озеро Баскунчак в Астраханской области. Когда оно пересыхало, поверхность на его дне становилась ровной благодаря соляной корке. Длина трассы составляла 13 километров, ширина – 8 километров.
За три года на ней было установлено 29 всесоюзных рекордов скорости (19 из них превосходили международные), в том числе абсолютный всесоюзный рекорд – 311,4 км/ч (1963, И. Тихомиров, «Пионер-2). Позже в связи с расширением добычи соли на озере и последовавшим ухудшением гидрогеологической обстановки поверхность дна стала непригодной для рекордных заездов.
в 2012 году состоялась первая попытка и первый рекорд скорости на природном льду.
С тех пор подходящего места для подобных рекордных заездов в России нет. Да и тема эта перестала быть популярной. Исключением стал, пожалуй, только большой энтузиаст рекордного движения, известный автогонщик Сергей Ларин, который в 2004 году установил сразу 8 рекордов на трассе Дмитровского полигона на специально подготовленном автомобиле Ford Probe. Он проехал 1000 км с тремя дозаправками за 4 часа 50 минут со средней скоростью свыше 212 км/ч.
Это — первая со времен СССР попытка рекорда на дистанции 1000 км, осуществленная одним пилотом, и вторая в истории национального автоспорта (впервые это расстояние в одиночку преодолел Юрий Лесовский в 1972 году, показав среднюю скорость в 174 км/ч).
Но как говорится, свято место пусто не бывает. Нет соли – найдем заменитель. Одним из вариантов поверхностей, на которых устанавливаются рекорды скорости, при этом весьма популярной, является лед.
Несколько лет назад FIA внесла дополнение в свой Кодекс, указав дополнительно «лед» в качестве возможного отдельного варианта твердой поверхности. И если ранее рекорд скорости на природном льду можно было устанавливать только по версии различных Книг рекордов, то сейчас это входит и в условия Автомобильных федераций, в том числе FIA и РАФ.
На сегодняшний день рекорд скорости на льду держится на отметке в 335, 713 км/ч и принадлежит финскому гонщику Янне Лайтинену. Он установил его 9 марта 2013 года на льду Ботанического залива на автомобиле Audi RS6, обутом в покрышки Nokian Hakkapeliitta 8.
Любопытно, что до недавнего времени ни в СССР, ни в России рекорды скорости на льду не ставили вовсе, несмотря на то, что в некоторых наших регионах зима длится до 9 месяцев.
Тем не менее, в 2012 году состоялась первая попытка и первый рекорд скорости на природном льду. В качестве полигона было выбрано самое глубокое пресноводное озеро – Байкал, а зачинщиком и идеологом мероприятия стал известный автожурналист и автопутешественник, многократный рекордсмен России Андрей Леонтьев.
Тогда, в 2012, все происходило больше в качестве тестов – слишком многое делалось впервые. И в качестве автомобиля была выбрана Mazda MX-5, полностью стандартный автомобиль на стандартных нешипованных покрышках. Но в результате этой попытки был зафиксирован первый в истории России рекорд скорости на льду. Скорость на расстояние в 1 км с хода была зафиксирована в 139 км/ч, а максимальная пиковая скорость на мерном километре составила 212 км/ч.
Какие же существуют требования к рекордным попыткам?
Для попытки установления рекорда скорости должна использоваться лицензированная местной автомобильной федерацией трасса, протяженность которой составляет 1 км. Прилегающая к ней территория может использоваться для разгона и набора скорости при попытке рекорда с хода.
Необходим специальный прибор для измерения хронометража, а также лицензированные специалисты: хронометрист, спортивный комиссар, технический комиссар и Главный секретарь рекорда.
Рекорд заявляется заранее, на него получается разрешение. В течение календарных суток (24 часа) может быть предпринята одна рекордная попытка с места и одна с хода, однако, тренировок может быть сколько угодно.
Когда спортсмен сообщает, что он готов предпринять попытку, начинается отсчет времени. В течение часа спортсмен должен дважды проехать по дистанции: в одну и другую сторону. Среднее арифметическое двух этих скоростей и будет принято в зачет попытки.
Перед каждой рекордной попыткой автомобиль должен пройти техинспекцию на предмет соответствия своим серийным техническим характеристикам, а пилот – медкомиссию.
Также строго важно, чтобы автомобиль был обут в штатную гражданскую резину.
В 2013 году компанией Lav Pro и Андреем Леонтьевым была предпринята вторая серия попыток по установлению рекордов скорости на льду. Помимо Леонтьева в ней принимал участие и известный российский автогонщик Роман Русинов, весьма успешно выступающий в эндуранс-серии WEC, включающей в себя в том числе 24-часовой марафон Леман. Рекорды устанавливали на одном из самых быстрых серийных автомобилей Nissan GT-R R35.
Porsche Panamera — рекорд скорости на льду Байкала

В тот год Роман Русинов показал на Nissan GT-R максимальную скорость, которую занесли в Книгу рекордов России. Она достигла 294,8 км/ч. Что касается рекорда скорости РАФ с хода и с места, то они составили 251 км/ч и 85 км/ч соответственно и принадлежат Андрею Леонтьеву.
Наконец, в 2014 году на лед Байкала вышел двухлитровый полноприводный Jaguar XF. Максимальная скорость автомобиля была ограничена электронной отсечкой на отметке в 250 км/ч. Максимум был достигнут, но преодолеть его было невозможно. Что же касается рекорда по версии РАФ, то с хода было показано 246 км/ч, а с места – 105 км/ч.