Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 13 августа 1866 года

родился основатель компании FIAT (1899 г.) Джованни Аньелли (1866-1945). В 1945 году за содействие режиму Муссолини отстранен от руководства фирмой. Наследники Аньелли вновь стали во главе FIAT лишь в 1966 году

Эмблема Джованни Аньелли старший.jpgОснователь автомобильной династии Джованни Аньелли старший родился 13 августа 1866 года в родовитой туринской семье. Джованни прочили карьеру военного, но отслужив восемь лет в кавалерии, он подал в отставку, получил юридическое образование и решил посвятить себя предпринимательству.
В ту пору автомобилестроение только зарождалось и Аньелли, наблюдая за первыми самобеглыми колясками, понял, что будущее именно за автомобилями. Джованни Аньелли понадобилось несколько лет, чтобы найти партнеров по невиданному тогда делу и убедить банкиров вложить средства в новое предприятия, прежде чем 11 июля 1899 года в Турине было основано «Акционерное общество автомобильного завода в Турине» («Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino») известное сегодня как «ФИАТ» (FIAT).
Аньелли превосходно разбирался в бизнесе, лошадях и в технике, и в людях. Именно он заприметил в 19-летнем бухгалтере конструкторской фирмы братьев Чейрано гениального инженера-самоучку Винченцо Лянча, который совмещал работу над гроссбухами и труд автомеханика. Аньелли был впечатлен скрупулезными отчетами, в которых Лянча указывал на конструкторские недостатки. Аньелли оценил первую машину братьев Чейрано и предложил партнерам по «ФИАТу» выкупить мастерские и привлечь Лянчу к совместной работе. В 1900 году в Турине на базе мастерских и открылся первый завод «ФИАТа».
Джованни Аньелли с энтузиазмом брался за все направления – от маркетинга до испытания автомобилей в автогонках, везде проявляя недюжинные способности. И в итоге в 1902 году фактически он взял управление предприятием в свои руки.Уставной капитал компании в самом начале ее основания составлял 800 тысяч лир. Удивительно, но уже за первое десятилетие его удалось поднять до 14 миллионов, и все благодаря невероятной энергии Джованни. Будучи отставным офицером, он установил жесткий армейский режим. В это время на предприятии воцаряются строжайшая дисциплина и порядок. Военная карьера Аньелли определила и основное стратегическое направление компании. Он всегда и во всем стремился быть первым.
Подлинный рывок «ФИАТа» начинается в 1903 году, когда в Италии отменили тарифы на импортную сталь. Джованни Аньелли предложил компаньонам взяться за производство не только легковых автомобилей, но и автобусов, грузовиков, трамваев, двигателей для самолетов и морских судов. Под каждое направление создавалось специализированное предприятие. Деловая хватка Аньелли и познания в области права позволили вести дела таким образом, что он постепенно стал одним из основных владельцем активов «ФИАТа». Такой поворот дел в итоге привел к скандалу 1908 года, когда его обвинили в целом ряде экономических махинаций и обмане партнеров.
Аньелли упорно развивал не только производство автомобилей, но и смежные сферы, включая выпуск оружия. В 1911 году Италия объявила войну Турции и вскоре завоевала Ливию. Тут «ФИАТ» и пришелся как раз, кстати со своими грузовиками, самолетами, винтовками, пулеметами, став поставщиком итальянской армии. Затем грянула Первая Мировая война и на компанию буквально обрушился золотой дождь – «ФИАТ» всю продукцию поставлял на монопольных условиях. Более того, Аньелли добился для города Турина статуса военной зоны, зоны военной операции и вытекающих отсюда налоговых льгот и государственных субсидий. Хотя на северо-западе Италии никаких военных действий не было и в помине.
«Удачному» стечению обстоятельств, в результате которых «ФИАТ» стал основным поставщиком итальянской армии, в немалой степени способствовала женитьба Аньелли на дочери адмирала Боселли, подарившей ему сына и дочь.
Аньелли с компаньонами отлично понимал, что война когда-нибудь закончится, и народу нужны будут недорогие автомобили. За основу был взят опыт Генри Форда, автомобили которого успели к тому времени покорить дороги США.
Руководство «ФИАТа» стремилось создать надежный и простой в управлении автомобиль, воплотивший в себя последние достижения техники. Несмотря на выпуск военной продукции «ФИАТ» сумел обновить модельный ряд выпускаемых автомобилей. Новые модели были оснащены сенсационными тогда аккумуляторами и запатентованной компанией карданной трансмиссией.
Однако все требовалось поставить на поток. Поэтому еще во время военных действий на «ФИАТе» приступают к строительству грандиозного современного предприятия.
Посетив США, ознакомившись с принципами «фордовского» конвейера, Аньелли первым в Европе установил конвейерное производство. Любовь итальянского бизнесмена к прогрессу позволила значительно расширить производство и начать выпускать еще и трамваи, автобусы, смазочные материалы, судовые и авиационные двигатели. Аньелли понимал, что за автомобилестроением стоит будущее. Даже начало Первой Мировой войны не смогло остановить производство. Наоборот, основные усилия были направлены на оснащение итальянских вооруженных сил. Однако гражданские автомобили также не остались без внимания. В 1916 году был открыт новый автомобильный завод, построенный по американскому образцу и ставший крупнейшим в Европе.
Автомобильным сердцем «ФИАТа» было решено сделать новый завод «Линготто», возводившийся с 1916 по 1922 год. Это был крупнейший в Европе завод, располагавшийся на пяти этажах, на крыше которого находилась грандиозная испытательная площадка, включавшая в себя километровую трассу.
Как известно, развитие любой копании не бывает безупречным. В 1919-1920 годы «Фиат» пережил ряд мощных забастовок, лидерами которых были коммунисты Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Производство было практически разрушено. Только с приходом к власти Муссолини Аньелли возвращается к руководству.

В 1935 году Джованни пережил тяжелейшую потерю – смерть единственного сына. Все его дальнейшие усилия были направлены на воспитание внуков, Джованни и Умберто, которые сыграли немалую роль в будущей истории «Фиата». Зачастую из-за политических убеждений человека перестают принимать в обществе. Так случилось и с Аньелли, который активно поддерживал режим Муссолини. В 1945 году его вынудили оставить пост президента «Фиат», а вскоре семидесятилетний Джованни умер. Правда, на этом история семьи Аньелли в судьбе «Фиата» не закончилась.
После смерти Джованни Аньелли руководство компанией перешло его преемнику Витторио Валлетта, занимавшему пост президента два десятилетия. Послевоенное время стало тяжелейшей эпохой в истории компании.