Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

13 марта 1902 года

в Михайловском манеже Санкт-Петербурга провели конкурс «На ловкость управления автомобилем». Среди победителей оказалась госпожа Гильгендорф, соревновавшаяся на двухместном паровом автомобиле отечественного производства «Дукс-Локомобиль»

"Дукс-Локомобиль". За рулем г-жа ГильгендорфОдни лишь велосипеды не могли быть пределом мечтаний энергичного и честолюбивого предпринимателя. В конце XIX века появилось новое чудо техники - автомобиль. Находящегося в центре спортивной и технической жизни Москвы Меллера новинка заинтересовала. Он вступил в Московский клуб автомобилистов и быстро понял, что дорогие импортные машины несовместимы с русскими дорогами, мгновенно «убивающими» любые транспортные средства сложнее телеги. Появилась мысль организовать на «Дуксе» выпуск автомобилей и мотоциклов.
В 1901-1902 гг. американская фирма «Локомобиль» построила 2750 машин и стала лидером по продажам. Уже в мае- июне 1902 г. на Всероссийскую выставку предметов спорта в Санкт-Петербурге представили паровой «Дукс-Локомобиль». На конкурсе в Михайловском манеже его признали самым изящным экипажем, а в соревнованиях по мастерству вождения участвовавшая на нем г-жа Гильгендорф выиграла второй приз. Женщины уже тогда на равных соревновались с мужчинами, а супруги Гильгендорф были большими энтузиастами автомобилизма, Александр Иванович служил управляющим Петербургским отделением «Дукса», впоследствии открыл автомобильный торговый дом.
После успеха Ю. Меллер срочно начал подготовку серийного производства, справедливо полагая, что дешевая машина будет доступна отечественному покупателю, а топлива в России для паромобиля всегда хватит. В марте 1903 г. фирма предложила военному ведомству «Паромобиль-Дукс» по цене 1900 руб., и 20-25 марта его успешно испытали. Но городские власти выпуск пара в атмосферу запрещали, и военные предложили «Дуксу» установить конденсатор. Технически трудно выполнимое требование фирма отклонила, и военный заказ не состоялся. Тем не менее в 1906 г. в Москве эксплуатировалось несколько 2-местных (6 л.с.) и 4-местных (10 л.с.) паромобилей «Дукса».
«Паромобиль-Дукс» по компоновке напоминал коротко-базный американский «багги»: база - 1500 мм, колея - 1430 мм, размер колес - 700x35 мм. Двигатель состоял из котла «мгновенного парообразования» и 2-цилиндровой вертикальной паровой машины мощностью 6 л.с., позволявшей на короткое время удвоить мощность. Коленчатый вал через единственную роликовую цепь передавал усилие на коронную шестерню дифференциала задней оси.
Электрический омнибус "Дукс" гостиницы "Бристоль"

Хотя расчет фабриканта на сбыт паромобилей оказался ошибочным, Ю. Меллер, будучи невероятно смелым предпринимателем, в 1902 г. специально для московских гостиниц построил на основе импортных узлов и агрегатов несколько омнибусов на электрической тяге. Завсегдатаи московских ресторанов считали хорошим тоном «менять место дислокации» с помощью именно этого вида транспорта - своеобразного маршрутного такси.