Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 5 августа 1966 года

своим дацзыбао Мао Цзэдун объявил лозунг «Огонь по штабам!». Ездил Мао Цзедун на «Хунци»

Задача, которую мы поставили перед собой, многим первоначально казалась невыполнимой – автомобиль, на котором ездил китайский государственный и политический деятель XX века, главный теоретик китайского коммунизма и автор концепции «Уничтожения воробьёв» Мао Цзэдун Жуньчжи, был в свое время настолько засекречен, что найти про него какую-то информацию казалось невозможным. Однако всё тайное рано или поздно становится явным, и автомобиль Великого Кормчего, в конце концов, был выставлен в музее Мао. Автомобиль долгое время стоял без дела, пока не попал в руки коллекционера Лю Венью, который его отреставрировал и передал в дар государству.
История брэнда «Красное знамя» началась в 1953 году, когда московский Завод имени Сталина передал китайским товарищам оборудование для производства автомобилей ЗиС-150, китайский вариант которых стал называться Цзефань. У нас слово «Цзефань» чаще всего переводят как «Освобождение».
В городе Чанчунь в Северо-Восточном Китае был создан Первый Автомобильный Завод. Проходная завода была полностью идентична проходной ЗиСа, а персонал проходил стажировку в СССР. Этот грузовик, похожий на ЗиЛ-157 – отличие состоит в том, что рёбра решетки радиатора невертикальные, как у 157-го, или у ЗиС-151, а горизонтальные, как у 150-го и как у американского грузовика International KR-11, который и стал в свое время прототипом ЗиС-150. Отличия китайского варианта от раннего советского заключались в том, что грузовик имел квадратные, а не скругленные крылья.
Теперь этот завод предпочитают называть по-английски - First Automotive Works или просто FAW. Сегодня Компания выпускает около миллиона автомобилей в год и по объёмам производства автомобилей FAW занимает второе место в Китае после Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC).
Тогда же, вскоре после начала выпуска грузовиков, следуя советскому примеру, китайские товарищи решили организовать на том же заводе и мелкосерийное производство представительских автомобилей – точно также, как на ЗиС в Москве делали представительские автомобили ЗиС-101 и ЗиС-110.
Первый легковой автомобиль "Хунци" появился на свет в 1958 году и 21 мая первый экземпляр был представлен Мао и его тогдашнему ближайшему соратнику маршалу Линь Бяо. Его за тридцать три дня собрали на Первом Автомобильном Заводе, который начал производить автомобили в 1956 году. Такие темпы сборки казались тогда в Китае чудом. Рабочие выполнили эту "немыслимо трудную задачу" благодаря вдохновляющему лозунгу: "Собрать высококлассный легковой автомобиль и преподнести его в дар Председателю Мао".
Появление первого китайского легкового автомобиля совпало по времени с началом Большого Скачка. Его программа была нацелена на создание в Китае индустриальной базы и резкий подъём экономики страны. В это время Китай представлял собой на 90% аграрную страну, которой была остро необходима индустриализация. Мао Цзэдун обосновывал политику Большого скачка из марксистской теории производительных сил.
После разоблачения в СССР культа личности Сталина, которое не понравилось Мао, возникли трения между КПСС и Компартией Китая, и Мао решил обходиться своими силами и выдворил из КНР советских специалистов. Большому Скачку предшествовала кампания гласности и самокритики «Пусть расцветают сто цветов» (кит. Байхуа юньдун) . Название движения было взято из классического стихотворения: «Пусть расцветают сто цветов, || Пусть соперничают сто школ», приписываемого первому китайскому императору Цинь-Шихуану, который, взойдя на престол, повелел сжечь все книги и запретил музыку.
В ходе компании разрешалось с 1 июня по 17 июля 1957 года критиковать всех и всё, даже самого Мао. Как и следовало ожидать, критиковать стали всё иностранное, в том числе и советское, а Мао критиковали именно за излишнюю приверженность советскому опыту построения социализма. Результатом компании стали репрессии в отношении просоветски настроенных функционеров Компартии, а представителей по-европейски мыслящей интеллигенции стали отправлять на перевоспитание в деревню.
Большой Скачок вылился в ряд массовых всекитайских кампаний, к которым привлекалось практически всё население, приближающееся по численности к миллиарду человек. Первой из таких кампаний стала проводившаяся весной 1958 года кампания по уничтожению воробьёв. Пропаганда объясняла, что воробьи массово пожирают зерна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток. План поддерживал Президент Академии Наук Китая академик Го Можо.
Учёные-орнитологи провели научное исследование, в ходе которого установили, что воробей не может пробыть в воздухе больше определённого промежутка времени - около 15 минут. Все крестьяне, а также привлечённые к кампании школьники и горожане должны были кричать, бить в тазы и барабаны и шуметь, чтобы напугать воробьёв и заставить их летать. Утомлённые воробьи падали на землю, где их допивали палками пионеры. Напоказ выставлялись фотографии с горами мёртвых воробьёв высотой несколько метров.
В ходе развёрнутой в марте-апреле 1958 года кампании только за три дня в Пекине и Шанхае было уничтожено 900 тысяч птиц. Через год после кампании, урожай был действительно лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. Ранее популяции гусениц и саранчи регулировалась воробьями. В результате нашествия саранчи урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, от которого погибло предположительно до 30 миллионов человек. В конце 1959 года в Академии Наук прошла серия обсуждений, в результате которой кампания была признана ошибочной, и двое сыновей академика Го Можо были зверски замучены пионерами, проходившими практику в тюрьмах китайского Министерства Госбезопасности. Однако самому академику удалость отбрехаться, и он благополучно дожил до собственной смерти. 18 марта 1960 года Мао Цзэдуном было принято личное решение о приостановке борьбы с воробьями. Мао Цзэдун тогда сказал, что воробьёв не надо уничтожать, а четырьмя вредителями являются крысы, комары, мухи и жуки.
Для восстановления популяции воробьёв в страну пришлось завозить этих птиц из СССР.
Вот на таком политическом фоне и появился "Хунци".
Что же представлял собой этот автомобиль? Внешне он выглядел как гибрид «Чайки» и 21-й «Волги», выпуск которых начался в те же годы в СССР. Однако размеры автомобиля превышали и размеры «Волги», и размеры «Чайки». Длина его на пять сантиметров превысила шестиметровую отметку, а вот ширина была явно не представительской – 183 см – на три сантиметра шире «Волги». Такой небольшой шириной ограничились для, чтобы автомобиль мог проехать по узким улочкам Запретного Города. Чтобы не думать над конструкцией двигателя, китайцы тешили приспособить для правительственного лимузина мотор от того самого «Цзефаня» - грузовика, созданного на базе ЗиС-150. Несмотря на то, что дизайн ЗиСа брался советскими конструкторами по образцу американского «Интернешнла», двигатель на нем поставили тот же, что был и на его предшественнике ЗиС-5, позаимствованный в 1930 году с американского грузовика Autocar-5S. Конечно, этот рядный шестицилиндровый двигатель был в 1944 году модернизирован и вместо 73 л.с. развивал уже 90 л.с. Однако параметры его оставались те же: диаметр цилиндра 101,6 мм (4 дюйма), ход поршня – 114,3 мм (4,5 дюйма).
Создав заново головку цилиндров и сделав двигатель верхнеклапанным, китайцы сумели довести мощность 5,5-литрового мотора до 200 лошадиных сил. Однако такой двигатель был признан руководством КПК неудовлетворительным, и пришлось копировать восьмицилиндровый американский V-образный восьмицилиндровый двигатель рабочим объемом 5650 куб.см и мощностью 220 л.с. Правда, из-за отсутствия в КНР высокооктанового бензина пришлось снизить степень сжатия до восьми единиц, но мощность у пала лишь на 10 л.с. На автомобиль был установлен и двухступенчатый гидротрансформатор.


Согласно статистическим данным, за 23 года со дня выпуска первого легкового автомобиля "Хунци" общее количество произведенных в Китае автомобилей этой марки не достигло и 1,6 тысяч единиц. В 1981 году, когда в Китае развернулась кампания за экономию горючего, производство этих автомобилей было приостановлено в связи с большим расходом бензина. Выпуск был возобновлен в 1989 году, но уже с новым кузовом. При колесной базе в 3400 мм, длина автомобиля составила 5730 мм, а ширина достигла 2010 мм. Двигатель по параметрам остался тот же: диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня – 90 мм. В таком виде автомобиль мелкими партиями выпускался до 2002 года и официально не снят с производства и по сей день.