Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

4 апреля 1931 года

стартовал рейд полугусеничных «Ситроен-Кегресс» по степям, горам и пустыням Центральной и Юго-Восточной Азии

CitroenПервые простейшие полугусеничные машины появилась в программе компании "Ситроен" уже в 1921 году и носили наименование "Ситроен-Кегресс". Они базировались на шасси обычных легковых автомобилей без передних тормозов и оснащались открытыми кабинами и кузовами, резинометаллическими гусеничными лентами, передними зубчато-фрикционными приводными барабанами, четырьмя небольшими опорными катками на балансирной рессорной подвеске и одним поддерживающим. Первый военный заказ фирма получила в 1923-1924 годах на 16 полугусеничных бронеавтомобилей для французских сил в Марокко и партию санитарных машин. Успех первых полугусеничных автомобилей позволил Кегрессу убедить главнокомандующего Сухопутных сил Франции генерала Вейгана (Weygand) в их особой перспективности для замены гужевой тяги в артиллерии и для ускоренной моторизации кавалерийских подразделений драгун. Претворение этой программы в жизнь осуществлялось в 1927-1929 годах, когда было создано сразу несколько легких тягачей для буксировки 75-мм пушек. Первый вариант Р-7бис (P-7bis) был выполнен на 20-сильном легковом шасси В-10, второй Р-10 получил 30-сильный мотор С-4 и в 1928 году поступил на вооружение 1-го моторизованного пулеметного эскадрона. Построенный на его шасси 4-местный транспортер-тягач Р-17 с 1929 года использовали в артиллерийских частях. Его база (расстояние от переднего моста до оси качания гусеничного движителя) составляла 2500 мм, полезная нагрузка — 700 кг, максимальная скорость — до 32 км/ч. В апреле 1929 года машина Р-7бис послужила основой опытного тягача Р-16 для буксировки 155-мм гаубицы, но оказалась слишком слабой и медлительной, зато потом стала базой очередной партии из 96 бронеавтомобилей "Ситроен-Шнейдер" (Citгoёn-Sсhnеidег) с 37-мм пушкой. Правда, прежний двигатель на них заменили на 66- сильный мотор "Панар" и установили новую коробку с шестью передачами переднего и заднего хода. Для пересадки драгунских полков на автомобили был создан 7-местный транспортер Р-19 с 42-сильным мотором С-6 и многочисленными ящиками для амуниции. Он весил 2300 кг и развивал высокую для такой техники скорость — 46 км/ч. Его применяли в эскадронах горных стрелков, а также для перевозки противотанковой 81-мм пушки и установки прожекторов. На таком шасси выпускалась санитарная машина повышенной проходимости с высоким деревянным ку-зовом-фургоном. Облегченный 6-местный вариант Р-19В образца 1930 года с базой 2600 мм и полезной нагрузкой 650-750 кг, весивший 2200 кг и достигавший рекордной скорости 52 км/ч, служил в войсках связи. В том же году развитием модели Р-16 стал седельный тягач Р-14 с самой длинной во всем семействе базой (2700 мм), на сцепное устройство которого опирался лафет тяжелой 155-мм гаубицы. Он получил мотор C-6G (2,7 л, 42 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач, усиленные и расширенные гусеницы, весил 3600 кг, но в сцепе с пушкой развивал скорость всего 25 км/ч. В 1931 — 1932 годах фирма "Ситроен" предлагала также бронированный полугусеничный носитель артиллерийских орудий Р-26 и быстроходный разведывательный бронеавтомобиль Р-28 с облегченными и усиленными гусеничными движителями с двумя опорными катками увеличенного диаметра. Все эти конструкции составили первое в мире семейство легких военных полугусеничных машин, но к 1932 году только во Франции их насчитывалось всего лишь 220 экземпляров.
Wesworld - French Armoured VehiclesК этому времени уже стало ясно, что полугусеничные тягачи не обладают ни необходимыми тяговыми возможностями, ни высокой проходимостью, являются слишком слабыми, переутяжеленными, тихоходными, слишком шумными и ненадежными машинами, способными перемешаться только на парадах по заасфальтированным Елисейским полям. Потерпев окончательное поражение, Адольф Кегресс, осознавая, что его машины исчерпали все свои возможности, покинул "Строен" И занялся разработкой новых систем двигателей и автоматических трансмиссий. Итогом его деятельности с 1913 по 1940 год стали 45 патентов, из них 28 были связаны с гусеничными движителями.
Развитие второго поколения полугусеничных машин относится к 1934-1937 годам, когда фирма "Ситроен" уже являлась собственностью шинной компании "Мишлен" (Michelin), незаинтересованной в развитии военной продукции. В это время начался выпуск модернизированных версий прежних полугусеничных машин, которыми короткое время занимался инженер Жак Истэн (Jacques Histin). Самая популярная серия Р-17 теперь предлагалась в облегченных исполнениях P-17A и P-17B с моторами С-4 и C-4G (1,8 л, 32 л.с.), а вариант P-19BT был вооружен пушками калибра 25 и 37 мм, служил базой саперной и ремонтно-эвакуационной машины. В октябре 1934 года был представлен новый более мощный и менее шумный тягач P-107 грузоподъемностью 1,5 т, ставший последней работой Кегресса на "Ситроене". Свою машину он создал на удлиненном на 50 мм шасси Р-17с новым 4-цилиндровым двигателем (3,1 л, 50 л.с.) и закрытой кабиной. В апреле 1935 года она получила одобрение военных и была готова к серийному выпуску, но фирма "Ситроен" уже не проявляла никакой заинтересованности в дальнейшем продолжении выпуска своих известных полугусеничных машин и всеми силами старалась избавиться от этого нерентабельного производства. В результате "Ситроен" ограничился не-большой партией "колониальных" бронеавтомобилей Р- 104 для североафриканских стран, а выпуск всех ранее модернизированных машин передал фирме "Юник". Затянувшаяся эпопея с длительными доделками и модернизациями полугусеничных машин "Ситроен-Кегресс" завершилась в конце 1937 года, когда на фирме "Юник" развернулось изготовление машин новой серии P-107. Последние 68 доработанных 6-местных машин связи P-19B в 1938 году собрала компания "Шенар-Валькер".
Через пустыни

По оценочным данным, для военных целей в общей сложности было построено свыше 3 тыс. полугусеничных машин "Ситроен-Кегресс", в том числе 1442 экземпляра серии P-17. Некоторые из них участвовали в обороне Польши в сентябре 1939 года и в военных событиях в Бельгии и Франции летом 1940 года, еще раз доказав свою неприспособленность к серьезным боевым действиям. Наибольшая часть полугусеничных машин "Ситроен-Кегресс" навсегда осталась в армиях французских колоний. Из этого семейства в Вермахте применялся только седельный артиллерийский тягач Р-14, носивший индекс Zgkw.Ci306 (f).