Рейтинг@Mail.ru

 

День в истории авто

 

1 апреля 1992 года

организован массовый выпуск модернизированной «Волги» ГАЗ-31029

ГАЗ 31029В отличии от предыдущих поколений автомобилей «Волга», которые создавались как автомобиль престижа, отображали прогресс советского автомобилестроения и могли успешно конкурировать на экспортном рынке с западными аналогами, ГАЗ-31029 создавался с единственной целью — временно обеспечить спрос на коммерческий автомобиль и прибыль заводу которую он мог вложить в разрабатываемое семейство «Газель». Для этого ГАЗ пересмотрел приоритеты сборки, чтобы максимально ответить спросу на машину, конвейер требовалось разогнать более чем в два раза, сам автомобиль требовалось максимально упростить и удешевить, дабы снизить себестоимость выпуска.
Для организации разгона основного конвейера, а также высвободить место на ПАМСе для производства также созревшего к выпуску ГАЗ-3105, потребовалось перенести производство ГАЗ-3102 с последнего на резервную линию, который собирал универсалы. Несмотря на идентичную начинку автомобилей, компоновка ГАЗ-3102 имела важное отличие — местоположения топливного бака. Традиционно, начиная ещё с автомобиля «Победа» он был расположен под багажником, а запасное колесо возилось в самом багажнике. Для ГАЗ-3102 его перенесли за задние сиденье, вне зоны деформации задка. Его место заняла специально штампованная корзина для запасного колеса и шоферского инструмента. Такая компоновка была безопаснее, удобнее и эргономически рациональней но её невозможно было реализовать на версиях универсала и каретах скорой помощи, а также была неудобна для установки газобаллонного оборудования. Если бы ГАЗ-3102 пошла бы в планируемое массовое производство, то автомобили ГАЗ-31022 и ГАЗ-31023 (существующие в виде образцов опытно-промышленной партии, и позже собранных на заказ в штучном объёме) выпускались бы на резервной линии не мешая основному производству седана. Но в ситуации 1991-го года, когда ставился вопрос о максимальной унификации производства в скорейшие сроки с минимальным затратами, было решено вернуть ГАЗ-3102 старую схему, нежели менять всю линию.
В этом плане важно отметить, что ГАЗ-31029 не стоит считать версией ГАЗ-3102, оптимизированной для массового выпуска, а скорее ГАЗ-24-10 одетой во внешние кузовные панели от ГАЗ-3102. Помимо багажного пространства это подтверждается и сохранением деталей днища, моторного объёма (вместе с распорками), салоном от ГАЗ-24-10 с недорогой тканевой обивкой и пластиковой панелью (у ГАЗ-3102 стандартом был велюр и полиуретан соответственно). В компоновке сохранились барабанные передние тормоза и мотор ЗМЗ-402.10 со стандартным зажиганием.
Отзывы о ГАЗ 31029 (Волга 31029)При этом внешний и внутренний облик ГАЗ-30129 заметно удешевили в сравнении с ГАЗ-3102 и даже с ГАЗ-24-10. Машину лишили тех немногих элементов декорации, которые были на ГАЗ-3102 (сам автомобиль отображал моду второй половины 1970-х, когда различные бутофорские элементы стайлинга уступили строгим линиям и чистому контуру). Ушли молдинги порогов, шпаклевка стыков крыши и задней стойки, хромированные орнаменты с именем автомобиля на крышке багажника и вентиляционной накладки на задней стойке уступили место пластиковым. Аналогичным образом хромированные бампера с резиновой вставкой уступили место матовому пластику. Внутри анти-бликовые конусообразные стекла спидометра и комбинации приборов уступили место обычным. Изменились и сами приборы: вместо крупных просвечивающихся огней с пиктограммами, их заменили на отдельные лампочки с нарисованными рядом пиктограммами.
Новым в машине был лишь передок. Как в отечественном, так и в мировом автомобилестроении, мода на строго вертикальное оперение постепенно ушла в первое половине 1980-х. Во-первых такая компоновка была смертельно опасной при наезде на пешехода, во-вторых острый угол стыка капота и передка служил естественным ограничением обзора водителя, особенно в темное время суток при езде по грунтовой дороге. Наконец решение служило естественным аэродинамическим препятствием при езде на больших скоростях — поток воздуха разбивается, тормозя движение, и большая часть уходит под автомобиль, в то время как при обтекаемом передке воздух идет вверх толкая автомобиль вниз, тем самом обеспечивая устойчивость езды. Наконец сам длинный свес ГАЗ-3102 играл в основном эстетическую роль нежели зону деформации пассивной безопасности, но при этом значительно усложнял маневрирование автомобилем в тесных условиях (при парковке, во дворах и т. п.).
Ещё в конце 1980-х в НАМИ был разработан проект внешней модернизации ГАЗ-3102, на фотографиях прототипа видно, как в замен передка ГАЗ-3102 просматривается силуэт будущей ГАЗ-31029. Но, повторяя описанное выше, ГАЗ-31029 был прежде всего модернизацией ГАЗ-24-10 а не адаптацией ГАЗ-3102 для массового выпуска, и если конструкция задка различалось лишь расположением бензобака, то отличия передка ГАЗ-3102 не ограничивался длинным свесом. За счет мощных брызговиков, моторный отсек не имел поперечных распорок. Как и прежде, менять штамповки несущих элементов как вариант не рассматривалось, поэтому ГАЗу пришлось разработать оригинальный передок для новой машины. В условиях ограниченного финансирования, как признаются сами конструктора, времени подбирать художественный образ не было, поэтому получился некий симбиоз прогресса и дешевого автомобиля, который в народе быстро окрестили как «Ослобык».
Запуск в серию «Волги» 31029 весной 1992 года исторически совпал с распадом СССР и, так сказать, «ознаменовал» собой начало деятельности ОАО ГАЗ в качестве самостоятельного акционерного общества. С одной стороны, посвежевший экстерьер привлек к уже достаточно морально устаревшей «Волге» дополнительных покупателей, а также позволил предприятию устанавливать текущие отпускные цены новой модели «с учётом инфляционных ожиданий», то есть с опережением даже фактически наступившей тогда гиперинфляции.
Тюнинг фары на газ 31029 - Журнал авто

Автомобили «Волга» 31029 пользовались большим спросом у частных коммерческих организаций и государственных структур. Это первая «Волга», которую отпускали в свободную реализацию, при этом не было никаких ограничений. Седан характеризовался современным экстерьером и наглядно подчеркивал статус его хозяина. По заказу ГАЗ 31029 мог комплектоваться гидроусилителем руля и 5-ступенчатой МКПП. Этот автомобиль стал самым массовым в истории «Волги». В год производилось порядка 115 тыс. таких моделей. Однако увеличение производства негативно отразилось на качестве автомобилей ГАЗ 31029, что подорвало доверие к ГАЗ. В частности было много проблем с качеством сборки, окраски. Также нарекания вызывали некоторые узлы и комплектующие.