Рейтинг@Mail.ru

 

 

Aвтомобили Джеймса Бонда

Джордж Сидней Рейли, бывший Соломон Розенблюм (1873–1925).

 

Макс Отто фон Штирлиц

 

Яков Григорьевич Блюмкин, возможный прототип молодого Штирлица

 

Главный персонаж романов британского писателя Яна Флеминга агент внешней разведки Великобритании Джеймс Бонд относится к числу самых популярных киногероев последнего 50-летия. Однако мало кто знает, что прототип персонажа, созданного Яном Флемингом, приходится двоюродным братом прототипу персонажа, созданного Юлианом Семеновым. Вы, наверное, уже догадались, что речь идёт о Максе Отто фон Штирлице, носившем в Союзе фамилию Исаев. Именно под таким псевдонимом работал в Прибалтике небезызвестный соратник Троцкого и Дзержинского Яков Григорьевич Блюмкин. Взят этот псевдоним был от имени блюмкинского деда, которого звали Исаем Гершевичем. Природная еврейская смекалка и умение разбираться в драгоценных камнях, обретенное им во время одесских экспроприаций, позволили Блюмкину осенью 1921 года быстро раскрутить дело с хищениями в Гохране. Именно это дело как одно из первых дел будущего Штирлица описывается в романе Юлиана Семёнова «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Настоящего Блюмкина расстреляли в двадцать девятом за связь с высланным из страны Троцким. Но есть версия, что расстреляли его лишь понарошку, снова дав возможность потрудиться на благо Коминтерна разведчиком-нелегалом. Скорее всего, вся история с расстрелом была придумана именно для того, чтобы объяснить сослуживцам, куда исчезла столь заметная фигура. Не исключено, что после своего расстрела Блюмкин действительно нелегально работал в Германии, а после войны оказался где-нибудь в Испании или в Аргентине.
Самое же интересное состоит в том, что был у Блюмкина двоюродный брат Соломон Розенблюм. В молодости он связался с одесскими революционерами, и когда на его след напала охранка, он, инсценировав своё самоубийство, бежал из России. Якобы утонув в Одессе, Розенблюм вскоре всплыл в Лондоне, женился на Маргарет Рейли, вдове богатого пастора, которого, как подозревал Скотлэнд Ярд, сам же и отравил. Затем, взяв фамилию жены и имя Сидней, бывший Соломон Розенблюм поступил в английскую разведку.
В феврале 1918 года Рейли появился в красной Одессе в составе союзнической миссии английского полковника Бойля. Там он разыскал повзрослевшего кузена Якова, и вместе они направились в красный Петроград – Яков собирался поступить в ЧК, а Рейли собирался убить Ленина. Однако Ленина в Петрограде братья не застали – правительство советской России, пока они ехали из Одессы, переехало в Москву. Тут пути братьев и разошлись – Блюмкин поступил в ЧК, а Рейли продолжил свою шпионскую деятельность, которая закончилась 5 ноября 1925. В тот день сотрудники ЧК Григорий Федулеев и Юрий Сыроежкин убили его во время прогулки в Сокольниках.
Кстати говоря, радиопозывным Рейли тоже был шифр 007. Такой шифр шпион избрал себе сам – этот позывной совпадал с номером вертушки главы ВЧК Дзержинского.
Именно Рейли, имя которого вписано золотыми буквами в скрижали британской разведки, и стал, по признанию Флеминга, главным прототипом Джеймса Бонда. Имя же Бонду дал американский Орнитолог Джеймс Бонд, книга которого о поведении птиц, попалась на глаза Флемингу, когда тот обдумывал планы написания «Казино Рояль».
В 1954 году Бонд впервые появился на экране. Но не на киноэкране, а на экране телевизора. Он стал героем американского телесериала «Climax», название которого на русский язык переводится как «Кульминация». Роль Бонда исполнил американский актёр Барри Нельсон.
На широкий же экран Бонд вышел в исполнении 30-летнего шотландца Томаса Шона Коннери в 1962 году в фильме «Доктор Нет» (Dr. No). Первым автомобилем, за руль которого сел агент 007, стал мало кому знакомый сейчас Sunbeam Alpine Convertible – британский автомобиль, выпускавшийся в 1959–1968 годах и внешне очень сильно напоминавший своего современника-американца Ford Thunderbird.

Sunbeam Alpine Convertible – первый автомобиль экранного Джеймса Бонда


Этот двухдверный родстер при 2184-миллиметровой колёсной базе имел 3,937-метровую длину и 1549-миллиметровую ширину. 60-мильной скорости в 97 км/ч он достигал за 13,6 секунды, а его максимальная скорость достигала 160 км/ч. Стоил автомобиль 1100 тогдашних британских фунтов, что было тогда равно 2772 американским долларам или 3080 рублям образца 1961 года, то есть, стоил он на 869 рублей дороже тогдашнего Москвича-407 и на 2328 рублей дешевле 21-й «Волги». В нынешних деньгах эти 1100 фунтов равны примерно 42 250 долларам.
В фильме «Из России с любовью» агент 007 уже катался на Бентли, причём довоенного выпуска. Несмотря на свою довоенность, этот экземпляр Бентли был снабжён мобильным телефоном – британским аналогом нашего «Алтая».
Эта модель Бентли называлась Bentley 4¼ Litre. Как вы уже поняли, в названии модели был указан рабочий объём шестицилиндрового двигателя, который при 88,9-мм диаметре цилиндра и 114,3-мм ходе поршня действительно составлял 4257 куб.см. Автомобиль этой же марки вновь снялся в очередном фильме о Джеймсе Бонде «Never Say “Never Again”» в 1983 году. Это было последнее появление Шона Коннери в роли Бонда на экране.
Но тогда, в 60-х до этого последнего появления было ещё далеко, а следующим фильмом о Бонде был «Голдфингер». В этой картине дебютировал автомобиль Aston Martin DB5. Буквы DB были инициалами тогдашнего владельца компании Aston Martin Дэвида Брауна. Именно он предложил кинокомпании автомобиль этой марки в качестве продакт плэйсмента, который окупил «Голдфингер» ещё до выхода на экраны. По первоначальному варианту сценария Джеймс Бонд должен был управлять Aston Martin DB Mark III – спортивной версией модели DB2. Однако пока фильм дошёл до съёмочного этапа, на свет уже появилась модель DB5.


Автомобиль, как и Бентли из предыдущего фильма, комплектовался радиотелефоном. Сиденье, как у лётчиков, имело бронеспинку. Автомобиль имел вращающиеся номерные знаки, катапультируемое кресло. Кроме того, из подфарников высовывался ствол пулемёта, а из выхлопной трубы либо могла выставляться дымовая завеса, либо разбрызгиваться машинное масло, вызывающее скольжение преследователей.

Реальный же автомобиль при 2489-мм колёсной базе имел 4,57-мм длину и 1,68-метровую ширину. DB5 оснащался рядным шестицилиндровым двигателем Tadek Marek, названный так по имени создавшего его польского конструктора-имигранта. Двигатель имел 3,995-литровый объём, три карбюратора фирмы Skinners Union и развивал 282-сильную мощность. Для передачи крутящего момента на задний ведущий мост служила пятискоростная коробка фирмы ZF.
DB5 разгонялся до сотни за 8 секунд и имел 230-километровую максимальную скорость.
Посмотрев этот фильм, доставленный в СССР по дипломатическим каналам, тогдашний председатель КГБ генерал-полковник Владимир Ефимович Семичастный собрал учёных на совещание и потребовал создания для агентов КГБ точно такого же автомобиля. В соответствии с этим распоряжением была собрана Волга-догонялка, в передних крыльевых нишах которой прятались два пулемёта ПКТ, а глушитель был снабжён дымообразующим устройством. Была воссоздана даже система переворачивания номера. Единственный экземпляр этого автомобиля был переправлен в наше генконсульство в Западном Берлине, прослужил там двадцать пять лет и после объединения Германии был списан и продан частному коллекционеру.
После выхода фильма автомобиль стал настолько ассоциироваться с именем Джеймса Бонда, что Брауну даже предложили сменить DB на JB. Владелец компании согласился, но при условии, что теперь не он будет платить за продакт плэйсмент, а киношники будут платить ему.
Этот же автомобиль использовался и в «Шаровой Молнии» – четвёртом фильме из кинобондианы. В этом фильме к спецэквипменту автомобиля был добавлен ещё и водомёт. Однако в следующей картине автомобилем Джеймса Бонда стала Тойота 2000 GT, но об этом мы подробно расскажем в следующий раз.